Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по с/к «Квалификация отдельных видов преступлений» для студентов заочной формы обучения

Контрольная работа выполняется строго по вариантам.

Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых соответствуют буквам алфавита от А до З;

2 вариант - от И до М;

3 вариант - от Н до С;

4 вариант - от Т до Я.

Контрольная работа должна быть сдана в соответствующий срок - за 10 дней до сессии. Работа, выполненная с нарушениями данных методических рекомендаций, к проверке не допускается.

Контрольная работа является важной формой учебного процесса в системе заочного образования. Она требует от студента внимательного изучения литературы, учит отбирать и систематизировать материал, логически излагать вопросы темы, самостоятельно и творчески формулировать свои мысли, служит формой проверки самостоятельной работы в период между сессиями, выявляет степень подготовленности к обобщениям и правильному изложению изученного материала. Важно, чтобы письменная работа была самостоятельной и являлась результатом серьезного изучения рекомендованной литературы, законодательного материала и следственно - судебной практики.

Контрольная работа ставит своей задачей проверку знаний студентов по отдельным вопросам и способности самостоятельно применять теоретические положения конкретных задач, возникающих в практике правоохранительных органов.

Объем решения не должен превышать 23-25 страниц обычной ученической тетради в рукописном варианте ( разборчиво) либо в печатном виде 7-10 страниц формата А 4, шрифт 14, интервал полуторный.

Контрольная работа заключается в письменном решении трех задач определенного варианта. Условия задач переписывать необязательно и данный текст не включается в объем работы.

Решение задач начинается с ответа на поставленный в задаче вопрос. Затем следует законодательное обоснование и аргументация выполняемого задания. Если изложенная в задаче ситуация имеет различные аспекты разрешения, то необходимо рассмотреть возможные варианты.

Основные требования, которыми должна отвечать контрольная работа, сводятся к следующему:

1) изложение материала должно свидетельствовать о хорошем знании темы;

2) обязательное использование теоретических источников из списка рекомендуемой литературы. На них должны даваться ссылки в тексте работы и одновременное указываться в сноске фамилия автора, инициалы, название произведения (без ковычек), место издания, издательство, год издания и страницу;

3) работа должна представлять собой достаточно полное и самостоятельное изложение соответствующих вопросов;

4) ответы на поставленные вопросы, должны быть аргументированными, содержать анализ условия со ссылками на теоретические положения темы;

5) контрольная работа должна быть написана литературным языком, грамотно, четко и аккуратно оформлена.

Не допускаются сокращения в написании отдельных слов, кроме самых общеупотребляемых ( т.е.; т.к.; т.п.). Следует нумеровать все страницы, оставив поля для возможных замечаний рецензента.

Поля следует оставлять следующих размеров: слева - 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – по 2 см. Работа начинается с титульного листа, на котором указывается: название учебного заведения кафедры, по которой выполняется работа; вариант; фамилия, имя отчество (полностью) студента, номер группы, адрес места жительства, год и место написания работы.

В конце работы надо привести список использованных источников (с указанием фамилии автора, инициалов, наименования работы (без ковычек), места издания, наименования издательства, года издания, страницы). Причем, если из работы не были приведены цитаты, и она не указывалась по тексту в сноске, то ее нельзя вносить в список использованной. Порядок составления списка – по мере ссылки в тексте.

Работу необходимо подписать и указать дату ее выполнения.

При решении задач студент должен учесть следующие методические рекомендации:

Сначала надо внимательно изучить содержание задачи. Следует исходить из того, что фактические обстоятельства, изложенные в задаче, являются установленными. Поэтому их наличие нельзя ставить под сомнение. Исключать либо добавлять новые обстоятельства в текст задачи возможно лишь в целях познания того, в какой мере в результате изменится квалификация преступления.

После тщательного ознакомления с содержанием задачи необходимо ответить на вопрос - имеется ли в деянии лица (лиц) состав преступления. При положительном ответе надо дать точную квалификацию, указав номер статьи Особенной части УК, а также часть, пункт, если они имеются. Наличие приготовления или покушения на преступление надо отразить путем ссылки на ст. 30 УК РФ. Если в руководящих постановлениях Верховного Суда есть разъяснение о квалификации описанных в задаче преступных деяний, то надо привести это разъяснение, указав название постановления, пункт его и источник, где оно опубликовано. Квалификацию надо давать в отношении каждого виновного лица и по всем совершенным преступлениям, если в содеянном содержится несколько этих преступлений.

Затем необходимо обосновать предложенную квалификацию, то если дать развернутый юридический анализ преступления (преступлений), изложенного в задаче, путем обнаружения в нем и выделения юридически значимых конкретных признаков, их сопоставления с абстрактными (обобщенными) признаками, указанными законодателем в составе этого преступления, и установления между первыми и вторыми признаками диалектического тождества. Следует определить вид состава преступления по структуре, конструкции, степени тяжести. Требуется указать родовой, видовой, непосредственный объекты. В том числе надо назвать дополнительный непосредственный объект, а также предмет преступления и потерпевшего. Тем самым будет дана социально-политическая оценка содеянному и определено место преступления в общей классификации всех преступлений в Особенной части УК РФ.

На базе знания обобщенных признаков объективной стороны состава преступления следует указать, в каких конкретных действиях (бездействии), изложенных в задаче, они выразились. С учетом установленного законодателем вида состава преступления по конструкции и момента окончания преступления надо определить стадию преступной деятельности виновного, указать конкретно момент окончания преступления, рассмотреть вопрос о значении факультативных признаков объективной стороны.

Исходя из требований главы 5 УК РФ и описания субъективной стороны в составе преступления, необходимо дать четкую формулировку формы и предметного содержания вида вины лица в анализируемом преступном деянии, выделив ее интеллектуальный и волевой моменты. Следует определить значение цели, мотива и физиологического аффекта в преступлении.

Характеризуя субъекта преступления, надо в соответствии с главой 4 УК РФ и требованиями состава преступления указать три обязательных признака субъекта, а также дополнительные признаки специального субъекта, если они для данного преступления предусмотрены в качестве обязательных.

Студенту надо раскрыть имеющиеся в преступном деянии, изложенном в задаче, квалифицирующие (особо квалифицирующие) признаки либо признаки, с помощью которых созданы составы со смягчающими обстоятельствами.

Если одно преступление совершено несколькими лицами, то анализ надо давать одновременно в отношении всех соучастников. При совершении лицом (лицами) двух или более преступлений содеянное анализируется раздельно по составам преступлений.

Надо хорошо усвоить, что юридический анализ дается не абстрактного состава преступления, а на базе этого состава конкретного преступления, изложенного в задаче. Например, необходимо анализировать не вообще состав убийства, грабежа, хулиганства и т.д., а находить в конкретном деянии признаки этих составов.

Если в деянии, описанном в задаче, студент не обнаружит наличия состава преступления, то необходимо дать обстоятельное обоснование этому. Надо точно указать, каких элементов или признаков состава преступлений нет в деянии, изложенном в задаче.

Вариант 1

Задача 1

Арапов был осужден за изнасилование несовершеннолетней Голиковой к четырем годам лишения свободы. Согласно приговору суду Арапов признан виновным в преступлении, совершенном при следующих обстоятельствах. 25 мая 1997 года Арапов пригласил к себе свою одноклассницу Голикову, 1981 г.р., и после совместного употребления спиртных напитков предложил ей вступить с ним в половую связь, на что последняя ответила отказом. Тогда Арапов незаметно влил в фужер с шампанским спирт, который Голикова выпила. Когда потерпевшая опьянела и заснула, Арапов, воспользовавшись ее беспомощным состоянием, совершил с ней половое сношение.

В кассационной жалобе осужденный просил отменить приговор суда на том основании, что после этого случая он имел половые акты с потерпевшей, а сама потерпевшая в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства неоднократно заявляла о своем согласии вступить с ним в брак.

Задача 2

Шестнадцатилетний Агеев нашел в лесу, где во время войны шли бои, пистолет с патронами. В одно из воскресений августа он пригласил пострелять из пистолета своего одноклассника Бондаренко, который с радостью согласился. Рано утром они поехали за город и в лесу стали стрелять поочередно по пням, соревнуясь в меткости. Днем рабочие АО «Электросила», приехавшие на отдых в кемпинг, расположенный неподалеку от места стрельбы, обнаружили в кустах труп Шалимовой. Как выяснилось, она тем же ранним утром пошла в лес собирать ягоды и попала под обстрел: пуля попала ей в голову, когда она, собирая ягоды нагнулась. Однако следственным органам не удалось установить, кто из мальчиков в этот момент стрелял из пистолета.

Задача 3

Супруги Квашис целью получения дополнительной жилплощади решили усыновить двоих детей из детского дома. С помощью сотрудницы детского дома Мерабовой они с нарушением установленных правил усыновили трехлетних Мишу и Руслана. После получения квартиры супруги Квашис приехали к Мерабовой и, ссылаясь на болезнь детей, потребовали забрать усыновленных детей в детский дом. Несмотря на просьбы Мерабовой не травмировать детей, супруги Квашис, оставив детей у Мерабовой, уехали. Следственными органами было установлено, что от систематического недоедания у Миши и Руслана произошло глубокое нарушение обмена веществ, приведшее к снижению психической и физической активности.

Вариант 2

Задача 1

Ильин предложил Жукову совершить убийство Березина, за что обещал выплатить 5 тыс. руб.

Когда Березин подходил к подъезду своего дома, Жуков из-за угла бросил ему под ноги гранату. Грата не взорвалась, и Березин не пострадал.
Жуков, имея в запасе вторую гранату, бросать ее не стал, так как испугался, что Березин бросит в него не взорвавшуюся гранату, и убежал.

Задача 2

Виденин и Арбузов, проезжая около 23 часов по городу на автомашине, принадлежащей Котову, увидели идущую по улице Лосеву. Попросив Котова остановиться, Виденин и Арбузов подошли к Лосевой и предложили ей прокатиться с ними. Когда Лосева стала отказываться, Виденин направил ей в лицо из баллончика струю газа нервно-паралитического действия. Когда Лосева потеряла сознание, Виденин и Арбузов затащили ее в машину, где поочередно изнасиловали. Через некоторое время, узнав о наступившей беременности, Лосева покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна квартиры, расположенной на четвертом этаже.

Задача 3

20 октября Семенову стало известно, что 14-летний Гусев и 13-летний Зимин украли его мопед. На следующий день Семенов, разыскав Гусева и Зимина, привел их в свой двор и запер в сарае для того, чтобы побудить подростков признаться в содеянном и вернуть мопед. Замерзнув в сарае, Гусев и Зимин развели костер, искры от которого попали на находившееся там сено, и оно загорелось. Подросткам не удалось ни потушить огонь, ни выбраться из сарая, и они погибли. Полностью сгорел и сарай, а также прилегающие к нему хозяйственные постройки. Квалифицируйте действия Семенова.

Вариант 3

Задача 1

Мамонтов после распития спиртных напитков с целью изнасилования завел находившуюся в нетрезвом состоянии Ухову в подъезд строящегося здания. После отказа Уховой вступить с ним в половую связь он нанес ей шесть сильных ударов кулаком в лицо и, пытаясь совершить насильственный половой акт, раздел ее, разделся сам, но потерпевшая оказала ему сопротивление. Для преодоления сопротивления Мамонтов стал избивать ее и нанес с большой силой кулаком и ногами около пятнадцати ударов по различным частям тела, в том числе десять ударов по голове, причинив ей черепно-мозговую травму и множество других, повлекших смерть потерпевшей.

Задача 2

Капинус, будучи в нетрезвом состоянии, кулаком нанес жене удар в область лица и рассек губу.

На следующий день он ударил ее кулаком в область правового глаза, а затем два раза нанес удар ножом в руку, причинив легкий вред здоровью.

Через день во дворе своего дома он нанес жене восемь ножевых ранений в различные части тела, причинив вред здоровью средней тяжести.

Задача 3

Гулина, чтобы заставить своего бывшего мужа платить алименты, сообщила ему, что через полгода после расторжения брака у нее родился ребенок, отцом которого он является, и пообещала приехать к нему с ребенком. С этой целью она похитила грудного ребенка, спавшего в коляске у магазина, и приехала к Гулину, проживавшему в другом городе, показать «родное дитя». Гулин согласился платить алименты и в течение четырех месяцев регулярно отправлял Гулиной почтовые переводы. Через четыре месяца похищение Гулиной ребенка было раскрыто.

Вариант 4

Задача 1

Бубнов попал в автомобильную аварию и был отправлен в ближайшую больницу. Однако, узнав, что пострадавший является военнослужащим, дежурный врач Портнов не оказал Бубнову помощь, заявив, чтобы его везли в военный госпиталь.

В связи с тем, что время для оказания помощи было потеряно, Бубнову пришлось ампутировать ногу.

Бубнов обратился в прокуратуру с заявлением о привлечении врача Портнова к ответственности по ч. 2 ст. 124 УК. Однако прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, сославшись на то, что Бубнов должен был лечиться в госпитале, а не в больнице.

Задача 2

Кулаков неоднократно избивал своего 12-летнего сына ремнем за то, что тот плохо учится в школе и не проявлял «должного усердия» при выполнении его поручений. После очередного избиения, сопровождавшегося упреками в адрес сына в дармоедстве, Кулаков заявил, чтобы тот убирался из дома и не появлялся без денег. На вопрос сына: «Откуда я их возьму?», он ответил: «Откуда хочешь, хоть работай, хоть воруй». На следующий день сын Кулакова совершил кражу денег из квартиры своего одноклассника.

Задача 3

18-летний Кириллов и 16-летний Кожин предложили 15-летней Пеньковой вступить с ними в половую связь. Пенькова согласилась, и Кириллов с Кожиным по очереди совершили с ней половой акт. По заключению судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы Пенькова не достигла половой зрелости, а по заключению судебно-психиатрической экспертизы она вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, соответствует возрасту 13-летней девочки.

7 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену и зачету по спецкурсу «Квалификация отдельных видов преступлений»

7.1 Понятие и виды преступлений против личности.

7.2 Конституционные основы уголовно - правовой защиты личности от преступных посягательств. Виды объектов преступлений против личности.

7.3 Понятие и виды преступлений против жизни.

7.4 Убийство как наиболее опасное преступление против личности. Понятие убийства, его признаки.

7.5 Виды убийств (сопоставительный анализ).

7.6 Отграничение убийства от других преступных посягательств, последствием которых является смерть человека.

7.7 Простое убийство.

7.8 Убийство при квалифицированных обстоятельствах. Характер и виды квалифицированных обстоятельств, относящихся к объективной стороне.

7.9 Характер и виды квалифицированных обстоятельств, относящихся к субъективной стороне.

7.10 Убийство новорожденного ребенка его матерью. Основания отнесения этого убийства к числу привилегированных убийств. Ответственность соучастников этого убийства.

7.11 Убийство, совершенное в состоянии аффекта. Понятие физиологического аффекта.

7.12 Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Понятие превышения пределов обороны. Решение вопроса об ответственности за причинение смерти по неосторожности в условиях превышения пределов обороны.

7.13 Разграничение убийства в состоянии сильного душевного волнения и убийство при превышении пределов необходимой обороны.

7.14 Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

7.15 Разграничение убийства при превышении пределов необходимой обороны и убийства, совершенные при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

7.16 Квалификация убийства при привилегированных обстоятельствах, но при одновременном наличии признаков убийства с квалифицированными обстоятельствами (конкуренция составов преступлений).

7.17 Причинение смерти по неосторожности. Квалифицирующие признаки этого преступления.

7.18 Доведение до самоубийства.

7.19 Понятие и виды преступлений против здоровья.

7.20 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Характер и признаки тяжкого вреда здоровью.

7.21 Квалифицированные виды тяжкого вреда здоровью. Отграничение данного состава преступления от убийства.

7.22 Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Его квалифицированные виды.

7.23 Причинение умышленного тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.

7.24 Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

7.25 Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Квалифицирующий признак данного преступления.

7.26 Побои или совершение иных насильственных действий. Их отличие от причинения легкого вреда здоровью.

7.27 Истязание. Квалификация истязания, повлекшего тяжкий или средней тяжести вред здоровью.

7.28 Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

7.29 Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

7.30 Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Квалифицированный вид этого преступления.

7.31 Заражение венерической болезнью.

7.32 Заражение ВИЧ - инфекцией.

7.33 Незаконное производство аборта, его отличие от убийства. Квалифицирующие признаки этого преступления.

7.34 Неоказание помощи больному, квалифицированный вид этого преступления.

7.35 Оставление в опасности.

7.36 Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства.

7.37 Похищение человека. Отличие этого преступления от захвата заложников.

7.38 Незаконное лишение свободы. Отличие этого преступления от похищения человека.

7.39 Торговля людьми.

7.40 Использование рабского труда.

7.41 Незаконное помещение в психиатрический стационар.

7.42 Клевета, ее отличие от заведомо ложного доноса.

7.43 Оскорбление, его отличие от клеветы.

7.44 Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы.

7.45 Понятие изнасилования. Квалифицированные виды этого преступления.

7.46 Насильственные действия сексуального характера. Отличие этого преступления от изнасилования.

7.47 Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 возраста.

7.48 Развратные действия.

7.49 Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

7.50 Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.

7.51 Нарушение неприкосновенности частной жизни. Отличие от клеветы.

7.52 Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

7.53 Нарушение неприкосновенности жилища. Условия правильной квалификации.

7.54 Отказ в предоставлении гражданину информации.

7.55 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

7.56 Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

7.57 Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

7.58 Фальсификация итогов голосования.

7.59 Нарушения правил охраны труда.

7.60 Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

7.61 Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.

7.62 Невыплата зарплаты, пенсий, стипендии, пособий и иных выплат.

7.63 Нарушение авторских и смежных прав.

7.64 Нарушение изобретательских и патентных прав.

7.65 Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.

7.66 Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.

7.67 Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних.

7.68 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Квалифицированные виды этого преступления.

7.69 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

7.70 Подмена ребенка.

7.71 Незаконное усыновление. Особенности субъективной стороны состава преступления.

7.72 Разглашение тайны усыновления. Особенности субъективной стороны и субъекта.

7.73 Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

7.74 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Приложение А

(рекомендуемое)

Наши рекомендации