Методические рекомендации для студентов. Тематика лекционных занятий (44 часа)
Тематика лекционных занятий (44 часа)
1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
4. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды
(4 часа)
5. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
6. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
7. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
8. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
9. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
10. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
11. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды С.Т. Шацкого
(2 часа)
12. Защита детей в современных условиях (2 часа)
13. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
14. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
15. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
16. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
17. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
Раздел 1.
Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
План:
1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
2. Термины социальной педагогики.
3. Межпредметные связи.
4. Социальная педагогика как часть социальной философии.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда социальная педагогика начала формироваться как автономное направление в педагогике?
2. Перечислите основные термины социальной педагогики.
3. Предложите свое определение социальной педагогики. В чем вы видите ее значение?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составить и заполнить таблицу:
1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике;
2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов.
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 2.
Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
План:
1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
2. Факторы, агенты и средства социализации.
3. Механизмы социализации.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем заключается сущность процесса социализации?
2. Назовите 4 группы факторов социализации.
3. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Попытайтесь раскрыть сущность социализации, изобразив это понятие в виде рисунка или схемы.
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 3.
Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие,
институты социального воспитания (4 часа)
План:
1. Сущность социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания:
3. Взаимодействие в социальном воспитании.
4. Институты социального воспитания.
Вопросы и задания
1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций?
2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?
3. Какова современная трактовка принципа природосообразности?
Раздел 2.
Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие,
зависимость от среды (4 часа)
План:
1. Человек как объект и субъект социализации.
2. Человек как жертва процесса социализации
3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование.
4. Социально-педагогическая виктимология.
Вопросы и задания
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Заполнить таблицу: В связи с чем человека можно считать объектом социализации, и благодаря чему человек является субъектом социализации?
Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
План:
1. Семья как социальная ячейка общества.
2. Типы семей, этапы, функции семьи.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем особенности семьи как социальной ячейки общества?
2. Перечислите известные вам типы семей.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Проанализировать семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
3. Сформулируйте оригинальное определение семьи и детства.