Практическое занятие №3 Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении, формирование практических умений использования знаний об индивидуальности ребенка при построении процесса обучения
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:индивидуальность, психическое развитие, нормальное развитие, аномальное развитие, особые образовательные потребности, сенситивные периоды развития, ограничение трудоспособности, индивидуальный подход
Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации; схемы, таблицы, памятки.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Индивидуальность ребенка
2 Общие закономерности психического развития ребенка. Специфические закономерности аномального развития.
3 Сенситивные периоды развития.
4 Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
5 Учет индивидуальных особенностей в обучении.
Вопросы для обсуждения
1 Дать содержательную характеристику понятия индивидуальность ребенка
2 Выявить общие закономерности психофизического развития
3 Обосновать специфические закономерности аномального развития
4 Рассказать о сенситивных периодах развития (нормального и аномального).
5 Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. Специфика организации индивидуального подхода.
6 Раскрыть особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
7 Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы условия и
возможности ее осуществления?
СРС
1 Составить консультацию для воспитателя по теме занятия
Рекомендуемые темы:
· Индивидуальность ребенка
· Закономерности психофизического развития ребенка
· Сенситивные периоды развития ребенка
· Специфика организации индивидуального подхода.
· Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде схемы
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
- Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
- Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
5. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
6. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
8. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
10. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
11. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с.Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie