Практическое занятие №3 Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. (2 часа)

Цель: теоретическое освоение темы: Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении, формирование практических умений использования знаний об индивидуальности ребенка при построении процесса обучения

Задачи:

- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия:индивидуальность, психическое развитие, нормальное развитие, аномальное развитие, особые образовательные потребности, сенситивные периоды развития, ограничение трудоспособности, индивидуальный подход

Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации; схемы, таблицы, памятки.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Индивидуальность ребенка

2 Общие закономерности психического развития ребенка. Специфические закономерности аномального развития.

3 Сенситивные периоды развития.

4 Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

5 Учет индивидуальных особенностей в обучении.

Вопросы для обсуждения

1 Дать содержательную характеристику понятия индивидуальность ребенка

2 Выявить общие закономерности психофизического развития

3 Обосновать специфические закономерности аномального развития

4 Рассказать о сенситивных периодах развития (нормального и аномального).

5 Единство осуществления индивидуального подхода в детском

саду и семье. Специфика организации индивидуального подхода.

6 Раскрыть особенности психофизического развития детей с ОВЗ.

7 Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы условия и

возможности ее осуществления?

СРС

1 Составить консультацию для воспитателя по теме занятия

Рекомендуемые темы:

· Индивидуальность ребенка

· Закономерности психофизического развития ребенка

· Сенситивные периоды развития ребенка

· Специфика организации индивидуального подхода.

· Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде схемы

Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
  2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
  3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

Б) дополнительная

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.

4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.

5. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996

6. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.

7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

8. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.

9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.

10. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.

11. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с.Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie

Наши рекомендации