Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-вос­питательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.

При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, осо­бый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с со­циумом.

Показательна в этом отношении воспитательная система В. А. Сухомлинского, примененная в Павлышской сельской шко­ле. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концеп­ции, включающей следующие личностные ценности: Нравствен­ный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Достоинство, Долг, Справедливость, Истина, Добро,

Красота, творчество. Цель воспитания — подготовка образованных, творческих граждан. Красной нитью в деятельности В. А. Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

Ведущими идеями его концепции являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения и вос­питания с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учащихся; совместная творческая дея­тельность; самоуправление и взаимопомощь.

Большое внимание В. А. Сухомлинский уделял созданию усло­вий для гармоничного развития личности: дружный, творческий коллектив учителей-единомышленников; духовное обогащение школьной среды; тесное взаимодействие школы и семьи; твор­ческое содружество детей и взрослых.

Главными источниками учебно-воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. Соответ­ственно, предъявлял к педагогу следующие требования: духовно обновляться и обогащаться, каждодневно совершенствовать свою педагогическую культуру и мастерство, направлять гармоническое развитие и саморазвитие личности ребенка.

Методика воспитания коллектива Павлышской школы пред­полагала наряду с традиционными широкое использование гума­нистических методов и приемов. Ведущими из них были методы убеждения, основанные на уважении личности ребенка (этичес­кая беседа, личный пример, дискуссия), требования, обществен­ное мнение, перспективы, методы самопознания, самоинформи­рования, самовоспитания.

Другим примером воспитательной системы сельской школы является ВС Сахновской школы Черкасской области. В ее основе — авторская концепция, разработанная в 80-е гг. XX в. директором школы А.А. Захаренко. Она базируется на идеях воспитательных центров, средового подхода, созидательного, творческого, соци­ально значимого труда.

Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное зда­ние с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожка­ми, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; зеленые угол­ки классов, краеведческий музей села; школьная обсерватория; школьная теплица; центры здоровья: бассейны (зимний и лет­ний) и целебная туевая роща. Центры предусматривают целе­направленное воздействие на личность и активное участие каждо­го педагога и школьника в работе.

Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотно­го, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых

направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых соци­ально значимых центров села. В экспозициях музея отражена исто­рия села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.

Основополагающей идеей воспитательной системы А. А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учи­телей.

Большое внимание А. А. Захаренко уделял организации эмо­циональной жизни детей. По его мнению, важно, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, про­изведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слу­шателями и зрителями, но и активными участниками. В арсенале школы — множество средств эмоционального воздействия на де­тей. Мастерством остроумия, экспромта, шутки владели все: и учителя, и дети, и родители.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимали, что это лишь часть воспитательной системы, нужна обратная связь и коррекция относительно каждой личности, ее воспитан­ности.

Основу воспитательной системы составляли разнообразные способы и приемы обучения и воспитания, включенные в каж­дый компонент системы. В школе была разработана методика изу­чения, воспитания и коррекции развития каждого ученика (метод независимых характеристик, метод анализа деятельности, оценки и самооценки личностных качеств). Главным в своей работе А. А. Захаренко считал создание новых идей, а воплощение их в жизнь было для него настоящим праздником.

Наши рекомендации