IV. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические– анализобъектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и
1. Работа по учебнику (с. 26).
Познавательные УУД:логические– анализобъектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; установление причинно-следственных связеймежду обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи.
– Это стихотворение поможет нам открыть важный секрет стихосложения.
– Это стихотворение-игра. Прочитайте фамилию автора. Что заметили? (У этого стихотворения два автора.)
– Прочитайте название. («Очень-очень вкусный пирог».)
– Посмотрите, некоторые строчки этого стихотворения не закончены. Помогите, дополните их нужными словами.
Чтение стихотворения учителем, добавление нужных слов учащимися.
2. Работа по вопросам учебника (с. 26).
Познавательные УУД:логические– подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму.
Вывод: два разных слова могут иметь сходные «хвосты» (концы); правильно дополнить стихотворение помогла не только рифма (говорим: сходные «хвосты» слов), но и смысл.
А вот и новый гость.
Ухо слышно тут и там –
Ухо ходит по горам.
– Ухо, спустишься сюда?
Ухо тихо: «Да, да, да-а-а!»
(Эхо.)
– Каким вы увидели эхо в этой загадке? (Ответы детей.)
– Посмотрите, каким разным его можно изобразить.
работа с выставкой рисунков, которые дети рисовали на прошлом уроке.
– Давайте продолжим отыскивать «хвосты» слов.
Кто сидит внутри лукошка?
Дружно отвечайте…
(Кошка.)
Кто кудрявей человечка?
(Овечка.)
Я смеюсь, и оно тоже.
На меня оно похоже...
Какова причина смеха? (Эхо!!!)
(По С. Белорусец.)
Физкультминутка
Игра «Эхо».
– Я начну читать стихотворение, а вы хором повторяйте окончания*.
– Собирайся, детвора!
– Ра-ра-ра.
– Начинается игра.
– Ра-ра-ра.
– Сколько времени сейчас?
– Час, час, час.
– Как кричит в селе петух?
– Ух-ух-ух.
– Сколько будет дважды два?
– Два, два, два.
– Это ухо или нос? (Учитель показывает на ухо.)
– Нос, нос, нос.
– Это локоть или глаз? (Показывает на локоть.)
– Глаз, глаз, глаз.
– Ну а это что у вас? (Показывает на нос.)
– Нас, нас, нас.
– Неужели это так?
– Так, так, так.
– Вы хорошие всегда?
– Да, да, да.
Славно мы повеселились,
Поиграли, пошутили,
А теперь пришла пора
Танцевать нам, детвора.
Все танцуют польку.
– Посмотрите, какой красивый сундук!
Показ иллюстрации.
3. Работа по рабочей тетради (с. 19, № 3–4).
– Чтобы открыть сундук, надо выполнить задания № 3, 4.
Учитель «открывает сундук», там карточки, на которых тексты разных жанров.
Карточка 1 – загадка.
Карточка 2 – закличка.
Карточка 3 – сказка.
Карточка 4 – считалка.
Карточка 5 – скороговорка.
Задание: определите жанр, найдите (если есть) «созвучные концы» («двойные хвосты»).
Вывод: «двойные хвосты» слов характерны для стихотворных текстов; в сказках они не используются, а используются в стихотворном тексте, будь то скороговорка, загадка, считалка, закличка и т. д.
4. Выразительное чтение текстов, в которых обнаружились созвучные концы слов.
Познавательные УУД: подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму.
– Созвучные концы слов делают текст длинным? Коротким? Складным? (Созвучные концы делают текст складным. Строчки могут быть длинными, могут быть короткими, важно, чтобы в конце они имели созвучные концы, тогда текст будет складным.)
Вывод: стихи должны быть не только складными, но и со смыслом. В этом вы скоро убедитесь, когда прочитаете историю про одного незадачливого поэта.
Физкультминутка
ШЕЕЙ КРУТИМ ОСТОРОЖНО
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся,
(Потягивания – руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся.
(Дети садятся за парты.)
5. Работа по теме урока (продолжение).
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделения необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
– Рассмотрите иллюстрации (с. 27).
– Что делает Маша? Миша?
– Чье занятие вам кажется интересным? (Наблюдать за созвучными «хвостами» слов интереснее, чем рассматривать одинаковые хвосты рыб, зверей, птиц.)
Показ иллюстрации Знайки.
– Знайка не совсем согласен с вами. Он читает научные книги, считает их самыми интересными.
Хорошо читающий ученик читает текст из рубрики «Хочу все знать».
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперёд. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул, и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него они не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. У обезьяны – это ещё одна дополнительная рука. А у лошадей и коров хвост – мухобойка! А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает того, кто захочет поймать ее за хвост. Если же схватить за хвост ящерицу, хвост оторвётся, а на его месте вскоре вырастет новый!
6. Самостоятельная работа по рабочей тетради (с. 18, № 2).
7. Закрепление изученного.
Игра-загадка.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет.)
А рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет.)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет.)
Мерцает ночью, как звезда,
На небосклоне спутник? (Да.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (Нет.)
Верблюд способен – дай ответ,
Идти три дня без пищи? (Да.)
Тех, кто трудится всегда,
В народе уважают? (Да.)
Весною раннею ранет
Сгибает ветки яблонь? (Нет.)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да.)
В конце спросить пришла пора:
А вам понравилась игра?
– что помогало вам в игре? (Созвучные «хвосты» слов и смысл.)
V. Итог урока.
– Наш праздник подошел к концу. Пора поставить «волшебную» точку.
Добавь к первой части слова слово «точка». Какие слова у вас получились?
Урок 13
РИФМА И СМЫСЛ.
Н. Носов «приключения незнайки» (отрывок)
Страницы: (учебник) 28–29; (тетрадь) 19–20, № 1–4.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «рифма», развития чувства ритма, интонации; способствовать воспитанию бережного отношения к слову, любви к литературе.
Планируемые результаты: личностные УУД:осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; умеют оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – воспринимают мнение сверстников о прочитанном произведении; предметные УУД: научатся понимать содержание произведения, воспринятого на слух, а также прочитанного в классе, выделять основные логические части, читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование, отличать прозаическое произведение от стихотворного.
Образовательные ресурсы: выставка книг Н. Носова о Незнайке.
Сценарий урока