Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии
Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально‑экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.
На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины, слабых и уродливых детей бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей.
В период Средневековья в Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола»; их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.
В эпоху Возрождения зарождаются гуманистические идеи сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам (Т. Мор. Э. Роттердамский, Я.А. Ко‑менский, Д. Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что все они имеют право на обучение.
Первые попытки индивидуального обучения глухих были предприняты в 1578 г. в Испании и в 1648 г. в Англии, слепых – в 1670 г. во Франции.
Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц с отклонениями в развитии нашли отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в «Декларации прав человека» 1793 г. в период Великой французской революции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили.
Начало научных исследований слабоумия положено в XIX веке, наиболее весомый вклад внесли французские врачи‑психиатры Филипп Пинель, Жан‑Этьен‑Доминик‑Эскироль, Жан Итар, который впервые предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Айверонского дикаря»). Внимание врачей на заре развития психиатрии привлекали наиболее глубокие формы интеллектуальных нарушений. Таким образом было положено начало медико‑педагогическому направлению помощи детям с интеллектуальными аномалиями.
Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и он эмигрировал в Америку. Там под его руководством стали открываться частные школы для слабоумных детей; в этих учреждениях создавалась система педагогической помощи, предусматривающая обучение, трудовое и физическое воспитание. До сих пор педаго‑гики‑дефектологи широко используют пособия, разработанные Э. Сегеном. В Европе идеи Э. Сегена получили развитие благодаря Мария Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей; ее дидактические пособия для сенсорного воспитания дошкольников до сих пор востребованы практикой.
На рубеже XI–XX вв. в Европе зародились и получили развитие основные направления помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях):
– христианско‑филантропическое: организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.;
– медико‑педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
– педагогическое: образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта;
– психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта, дифференциация.