Основные принципы воспитания
Основные закономерности процесса воспитания
Организованный воспитательный процесс имеет свои закономерности
Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи в воспитании, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника
К существенных закономерностей воспитательного процесса относятся:
а) органическая связь воспитания с общественными потребностями и условиями воспитания Значительные изменения в жизни народа обусловливают и изменения в воспитательной системе Развитие украинского государства, например, требует фо ормування у подрастающего поколения национального сознания, любви к Родине, родному языку, своего народа, его традиций, истории и культурыи;
б) человек воспитывается под влиянием самых разнообразных факторов Важная роль в этом процессе принадлежит первую очередь родителям и педагогам Успешнее он происходит в естественном для него национальном это ередовищи Учитывая это ребенка имеют окружать родной язык, природа, национальная культура, обычаи, традиции и т.д..д.що;
в) результаты воспитания зависят от воспитательного воздействия на внутренний мир ребенка, его духовность Это касается формирования его мыслей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы Воспитательный п процесс должен постоянно трансформировать внешние воспитательные воздействия на внутренние, духовные процессы личности (мотивы, установки, ориентации, отношение));
г) определяющими в воспитании является деятельность и общение Деятельность является главным фактором единства сознания и поведения при осуществлении учеником учебной, трудовой, игровой, спортивной и другой деятель ьностьі.
Эффективность воспитания зависит от отношения личности к окружающей действительности и к направленных на нее педагогических воздействий Сформированные в процессе воспитания взгляды и убеждения, мотивы поведения и определяют позицию воспитанника по устремленных на него педагогических воздействий По их неприятие проводят специальную воспитательную работу и только потом оказывают позитивное воспитательное воздействиев;
г) эффективность воспитательного процесса зависит от отношений в коллективе здорового морально-психологическая атмосфера в нем способствует формированию у детей положительных нравственных качеств, эффективному взаимодействию И наоборот, в коллективе специального исправительно-воспитательного учреждения при отсутствии там должного порядка происходит взаимная деморализация его членов Особенно важным в воспитательном процессе является сочетание воспитания и самовоспитанияння.
Эти закономерности необходимо учитывать при создании любой воспитательной ситуации Все это обеспечивает отработку педагогом определенной схемы действий, направленных на достижение поставленной цели, помогает ему превратить возможности воспитательной работы на реальные результати.
Основные принципы воспитания
Целенаправленная организация воспитательной работы должно осуществляться на основе единых принципов, которым должны следовать школа и воспитатели
Принципы воспитания - руководящие положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
1 Целеустремленность воспитания Предусматривает направления воспитательной работы на достижение основной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности, подготовка ее к сознательной и активной трудовой деятельности Условиями реализации его является подчиненность воспитательной работы общей цели, знание этой цели воспитателями и воспитанниками, недопущения стихийности в воспитании, наличие перспектив, проек Ання уровня воспитанности личности согласно запланированной метети.
2 Связь воспитания с жизнью Воспитательная деятельность школы должна ориентировать учащихся на согласование их жизнедеятельности с жизнью общества, посильное участие в нем, готовить их к трудовой деятельности Этому спр рияе использования в воспитательной работе краеведческого материала, ознакомление учащихся с общественно-политическими событиями в стране, привлечения их к участию в общественной робототі.
Приобщаясь к активной жизни, школьники усваивают опыт старших поколений, формируют в себе психологическую, моральную и практическую готовность к самостоятельному общественной жизни и деятельности
3 Единство сознания и поведения в воспитании Поведение человека - это его сознание в действии Воспитание такого единства сознания является сложным и противоречивым процессом, поскольку формирование навыков правильного по овединкы гораздо сложнее, чем воспитание сознания Для преодоления этого противоречия необходимы правильное соотношение методов формирования сознания и общественного поведения, предотвращения отклонением у них, выработка у учащихся невосприимчивости к любым негативным воздействиям, готовность бороться с нимними.
4 Воспитание в труде Этот принцип строится на идее, что формирование личности напрямую зависит от ее деятельности Опирается он и на такую ??психологическую качество, как стремление ребенка к активной деятельности Условием его реализации является осознание учащимися, что труд - единственный источник удовлетворения материальных и духовных потребностей, всестороннего развития личности, а добросовестное отношение к ней - важная по положительная рисриса.
5 Комплексная подход в воспитании Основывается он на диалектическом взаимозависимости педагогических явлений и процессов Претворение его в жизнь предусматривает: единство цели, задач и содержания, форм, методов и приеме ей воспитания, а также единство воспитательных воздействий школы, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; единство воспитания и самовихован ния; постоянное изучение уровня воспитанности ученика и корректировки воспитательной робототи.
По комплексного подхода в воспитательном процессе создаются возможности для обеспечения единства всех составляющих всестороннего развития личности - умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического; познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностное (общественно необходимые умения, навыки и, привычки, способности, черты характера) сторон личности, а также единства всех функций процесса воспитания В этом процессе происходит открытое и незаметное овладение воспитанниками общественно необходимым д освидом, создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового позитивного опыта, сочетание нового и ранее приобретенного опыта, обмен опытом, накопления и его закрепление, подо Ланна негативного опыту.
По этому поводу В Сухомлинский писал, что нельзя изымать из системы воспитания ни одного аспекта Упустив что-то одно - воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитания любви к труду, уже не удастся решить другие задачи.
6 Воспитание личности в коллективе Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению Наилучшие условия для общения и обособления создаются в коллективе Итак, этот принцип нцип воспитания обусловлен объективными закономерностями развития ребенка и отвечает природе общества Его реализация предполагает осознание учащимися того, что коллектив является мощным средством воспитания и определенные черты личности формируются только в коллективе время они осознают значение сплоченности коллектива и его мысли для воспитания школьников, убеждаются, что участие в самоуправлении способствует есть развитию самостоятельности, самодеятельности, инициативы и др. Наибольшее воспитательная ценность коллектива заключается в создании возможностей для самых отношений учащихся Речь идет об отношениях взаимной в идповидальности и зависимости, организаторов и исполнителей, между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими, о деловых, межличностных отношениях (симпатии, товарищества, дружбы, любви любові).
7 Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся Педагогическое руководство обусловлено отсутствием у учащихся жизненного опыта А, как известно, воспитание творческой личности возмож иве за существование условий для проявления самостоятельности и творчества, одобрения инициативы и самодеятельности учащихся Это предполагает непосредственное их участие в планировании своих общественных дел, осознание их необх идности и значение, контроль за их выполнением, оценки достигнутых результатов При этом важно предотвратить жестком регламентации деятельности детского самоуправления, администрированию, чрезмерной оп ИЦопіці.
8 Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему Именно на этом принципе укоренен главный смысл гуманистической педагогики по формированию необходимых взаимоотношений воспитателей и в воспитанников Уважение к ученику воплощается в почитании его личного достоинства (педагог должен избегать любых действий, высказываний, которые ее унижают), учете его предпочтений и желаний при определении или кон кретизации целей обучения и способов их достижения, в серьезном отношении к его мыслям Этот принцип предполагает единство педагогических требований к воспитанникам, контроль за их поведением, гуманное отношение д о них, уважение их мнения и др. Его реализация осложняется наличием среди учащихся сложных, озлобленных детей Однако педагог должен быть терпеливым ко всем детям, уважать их человеческое достоинство Как замечаний ажував А Макаренко, необходимо выдвигать больше требований к человеку, но одновременно и проявлять больше уважения к ней Умная требовательность свидетельствует и об уважении к личности ребенка, ее воспитательный поте нциал возрастает, если она целесообразна, порожденная потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личностиобистості.
9 индивидуальных подход к учащимся в воспитании Например, важным требованием к организации воспитательного процесса и одним из условий повышения его эффективности является индивидуальная коррекция общей системы питомцах Ання Воспитательные мероприятия, которые не учитывают этого требования, не затрагивают внутренних сторон личности воспитанника, а потому малоэффективны Результаты воспитательного процесса зависят от того, насколько в нем вра кается скрытая возрастные и индивидуальные особенности учеников \"Воспитатель должен стремиться узнать человека таким, - писал К Ушинский, - какой она есть, со всеми его слабостями и во всем ее величии, со всеми ее будничными мелкими нуждами и со всеми ее великими духовными требованиями Тогда только будет он способен черпать в самой природе человека средства воспитательного воздействия, - а средства эти огромные ці величезні".
10 Принцип системности, последовательности и преемственности в воспитании Выходит из того, что для формирования сознания, выработка навыков и привычек поведения нужна система определенных последовательных воспитательных западе ей Такие качества человеческой личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс будет представлять собой случайный набор воспитательных мероприятий, которые будут иметь эпизодический, а не системный характер Реализация принцы пу предполагает прежде, что в зависимости от возраста и уровня развития учеников педагог подбирает содержание и методику воспитательной работы с ними С возрастом изменяется педагогическое руководство детским коллективом, виявляеть ся в предоставлении ему большей самостоятельности во всех вопросах его жизнедеятельности Повышается и требовательность к нему воспитателей Важно прогнозировать возможные последствия мер воздействия на школьника Опытные педагоги пытаются видеть каждого ученика таким, какой он есть, и соответственно этому строить воспитательную работу с классомз класом.
11 Единство педагогических требований школы, семьи и общественности Эти требования должны охватывать все стороны учебно-воспитательной работы школы, все формы деятельности ученического и педагогического коллективов, семьи находить свое проявление в содержании, формах обучения и воспитания, в правилах поведения школьников, в стиле жизни школы, ее традициях Такое единство является одним из условий оптимизации воспитательного процесса Школа как провод на звено в системе воспитания учащихся должна не только привлекать к этому делу семью, общественные и другие организации, но и вооружать их основами психолого-педагогических знаний, передовым опытом воспитания заботиться о повышении педагогической культуры родителиьків.
Концепция национального воспитания рассматривает такие его принципы:
- народность: единство общечеловеческого и национального Национальная направленность воспитания, овладения родным языком, формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу; Прищепа пления уважительного отношения к культуре, наследия, народных традиций и обычаев, национально-этнической обрядности всех народов, населяющих Украину;
- природосоотвествие: учет многогранной и целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их анатомических, физиологических, психологических, национальных и религиозных особо ливости
- культуросоотвествие: органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами, обеспечение духовного единства поколений;
- гуманизация: создание условий для формирования лучших качеств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил; гуманизация взаимоотношений воспитателя и воспитанников, уважение к личности, понимания ее запросов, интерьера сов, достоинства, доверия к ней, воспитание гуманной личности
- демократизация: устранение авторитарного стиля воспитания, восприятия личности воспитанника как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и проявление индивидуальности Гл либоке осознание взаимосвязи между идеалами свободы, прав человека и гражданской ответственностью;
- этнизация: наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина Обеспечение возможности всем детям учиться в родной школе, воспитывать национальное достоинство ь, национальное сознание, чувство принадлежности к своему народу Воспроизведение детях менталитета народа, увековечения в подрастающих поколениях специфического, что есть в каждой нации, воспитание их как типичных нос иив национальной культуры Этот принцип является неотъемлемой составляющей социализации детей, касается всех народов, живущих в Украинїні.
Совокупность этих принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, методов, средств и форм воспитания Единство принципов воспитания требует от педагога умения использовать их в взаимосвязь связи, с учетом конкретных возможностей и усв.
Народная педагогика о принципах воспитания:
Дети, как цветы: полей, то расти (гуманизм), Гни дерево, пока молодое, учи ребенка, пока мало (природовидповиднисть)
У всякой птицы свои замашки , От тихая беда (индивидуальные особенности)
Умный отец сына спрашивать не стесняется, Ребенку воли не давай
Кто детям потаче, то сам плачет (требовательность), У семи нянек дитя без глаза (единство требований) Родителей хлеб не научит, как надо жить (самостоятельность)
Определение воспитания и его содержательных смыслов. Признаки, свойства и особенности воспитания. Традиционное (авторитарное) и личностно-ориентированное воспитание и образование. Личностно-ориентированная воспитательная деятельность, ее направления и приоритеты. Цель воспитания.
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
1. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества путем развития подрастающих поколений. Тогда воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
2. Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Тогда воспитание определяется как управление развитием личности.
3. Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда воспитание выполняет функцию целенаправленной помощи ребенку при его вхождении в современную культуру. Причем культура формировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки. Воспитание - это организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества.
4. Изберем для выявления сущности воспитания позицию профессионально-педагогическую. Станем рассматривать воспитание как то, что организуется профессионалами - педагогами в воспитательных учреждениях. Тогда, воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Для процесса воспитания характерны следующие признаки:
- это процесс, как минимум, между двумя лицами;
- неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;
- наличие образца как социально-культурного идеала;
- соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;
- это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;
- процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.
Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания.
Воспитание - это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей, называется воспитательной деятельностью.
Структура (компоненты) воспитательной деятельности:
1. Потребностно-мотивационный.
2. Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.
3. Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).
4. Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).
5. Эмоционально-волевой.
6. Контрольно-оценочный.
Содержание структурных компонентов воспитательной деятельности определяется той парадигмой воспитания, которой придерживается педагог. Можно выделить две парадигмы воспитания - авторитарное (традиционное) воспитание и гуманистическое по типу взаимоотношений, по целям, средствам, условиям и результатам (или, как пишет Паулу Фрейре, бразильский педагог: «Освобождающее образование» и образование по типу «банковского вклада»). Проявит ли ребенок активность в своем собственном воспитании, развитии? Станет ли развитие личности и создание условий для него определяющей целью педагога или же целью останется усвоение ребенком знаний, умений, навыков, характерное для авторитарного воспитания?
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает, как правило, чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессию, либо обычную апатию и пассивность. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко видел две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приведет к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых или озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Немецкий ученый Ф. Крон выделяет 7 подходов к воспитанию. Воспитание как:
- своеобразное принуждение (Платон);
- помощь ребенку в жизни (И.Г. Песталоцци, К. Роджерс);
- создание условий для свободного развития (Ж. Руссо);
- управление и надзор (Г. Гербарт);
- руководство со стороны взрослых, опытных людей;
- как выработка заданных норм (бихевиоризм);
- приобщение к ценностям (культурологический подход).
Одна из главных проблем - свобода и принуждение в воспитании (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К. Роджерс, Г. Гербарт и др.).
Известны такие общие концепции воспитания: социально-педагогическая утопия Платона, панпедия Я.А. Коменского (учение о всеобщем обучении и воспитании), свободное воспитание Ж.Ж. Руссо, педагогические системы Г. Гербарта, К.Д. Ушинского, Д. Дьюи, А.С. Макаренко. Современные концепции: коммуникативные, воспитание в духе мира, воспитание для выживания, поликультурное воспитание.
Существуют также различные подходы к определению цели воспитания (ее аспекты), подобные рассмотренным выше содержательным смыслам воспитания:
1. Социальный аспект цели воспитания. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет;
2. Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому совокупность воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Можно выделить три системы ценностей:
§ трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшим существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию;
§ социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении, долга другим людям, обществу;
§ антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превращения ценностей в элементарный эгоизм.
В реальной воспитательной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.
Для описания единой системы воспитательных целей существенным является понятие «позиция личности» - совокупность доминирующих ценностных отношений человека к жизни и себе. Позиция описывается через параметры: направленность личности - ее система ценностей, устойчивость, активность, область функционирования - частная позиция.
Для практики воспитания особую важность имеют частные позиции: эстетическая, нравственная, деловая и др., так как это своего рода переход к видам воспитания - эстетическому, нравственному, трудовому и т.д.
3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание рассматривается как социокультурное воспроизводство человека. И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.
Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.
4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:
§ по возрасту;
§ по социальным условиям;
§ по реализованным целям.
Парадоксы цели воспитания заключаются в том, что:
- цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала;
- цель абстрактна;
- цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект;
- цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен);
- цель должна концентрировать в себе все свои аспекты и быть установлена для каждого индивида.
5) Процесс воспитания предполагает определенную последовательность этапов, знание особенностей которых дает воспитателю возможность спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения. Таких этапов выделяют четыре:
- Определение совокупности черт и качеств личности, которые следует сформировать у воспитанника (идеал). Когда речь идет о воспитании коллектива класса (группы), то имеют в виду достижение таких результатов, которые бы отвечали эталона, выработанном на основе цели воспитания, поставленной обществом перед учебным заведением.
- Изучение индивидуальных особенностей воспитанника (коллектива), его положительных черт, недостатков в характере и поведении, определение черт, которые еще не сформированы или находятся в зародыше. Знания личности воспитанника (коллектива), сравнение с идеалом позволяет спрогнозировать ее развитие. Несмотря на это, планируют воспитательную работу, знакомят питомца (коллектив) с запланированным и добиваются принятия предлагаемого образца для подражания.
- Реализация программы воспитания путем привлечения воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию опыта поведения согласно идеалу.
- Самостоятельная работа ученика (студента) над собой. Начало такой работы свидетельствует о достижении цели этого этапа.
Все этапы процесса воспитания требуют умелого педагогического управления. Оно предусматривает прежде всего определение содержания воспитательной работы согласно требованиям общества к уровню воспитанности молодого поколения. Реализация содержания воспитания возможна при условии, что формы, методы ИИ приемы воспитательной работы импонировать тем, на кого она направлена. С этой целью используют воспитательные возможности семьи, общественности, культурно-образовательных учреждений, средств массовой информации. Не менее важна и соответствующая организация коллективной и индивидуальной жизни и деятельности воспитанников, создание условий для обогащения их опыта. Большую роль играют гармонические демократические отношения между воспитанниками и воспитателями.
Неотъемлемыми аспектами воспитания является постоянное изучение его результатов, имеющегося уровня воспитанности молодых людей и коллектива, воспитательных возможностей педагогического коллектива и общественности и корректировки содержания и методики воспитательного процесса с целью ее усовершенствования.
6) Управление воспитательным процессом следует направлять на развитие самостоятельности, инициативы воспитанников. Это достигается при условии, что педагоги нацеливают их на самостоятельный поиск интересных видов деятельности и создания для них благоприятных условий. Воспитатель должен оставаться мудрым старшим другом и наставником молодого человека, но на условиях сотрудничества с ней, которая предусматривает, что его воспитательное воздействие дополняться ее работой над собой - самовоспитанием.
Воспитание и самовоспитание являются двумя сторонами процесса формирования личности
Самовоспитание- сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных черт и преодоление негативных
Прежде самовоспитание требует от человека знания себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты.
Важным аспектом самовоспитания есть логическое мышление, умение анализировать каждый свой поступок, что способствует выработке требовательности к себе как Постоянной черты характера, без которой невозможно преуспеть. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушения правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализу.
Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик Наблюдения убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы и учеников, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет.
Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще в сплоченном коллективе, где царит здоровая общественное мнение, атмосфера доброжелательности, развитая взаимно требовательность, самовоспитание происходит, как правило, успешно.
Процесс самовоспитания длительный и охватывает следующие этапы:
1)выяснение педагогами отношения учащихся к процессу самовоспитания С этой целью проводят анкетирование по следующим вопросам: ли занимаешься самовоспитанием? Каких целей ты хочешь достичь самовоспитанием?
На этом этапе у учащихся формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию Прежде добиваются осознание воспитанником, что его судьба зависит не только от воспитательной работы школы, но и от самостоятельной работы над собой Он также должен понять, что самовоспитание является его личным делом и делом обществаа;
2) появление у ученика стремление к самосовершенствованию Педагог на этом этапе должен помочь сформировать Идеал, к которому следует стремиться, выработать у ученика стойкое желание последовать его Выяснив отличие ь между собой и своим идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать для его достижения, которых недостаткам следует избавиться В процессе самовоспитания ученик сравнивает себя с идеалом Поскольку он сам пост ийно меняется к лучшему, идеал также требует совершенствования, обогащения Идеал помогает ему составить программу самовоспитания На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных пр ограм самообразования и самовоспитания выдающихся личностей осіб;
3) начало систематической работы ученика над собой в процессе реализации программы самовоспитанияЭтот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учебе, труде, самообслуживании, выполнении гром венных поручений, участия в работе кружков и т.д. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива воспитанникаминця.