Составление выписок из работ по отдельным вопросам курса
Выписка — это дословная, точная запись определенного текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать материал на определенную тему. Требования к внешнему оформлению выписок такие же, как и к оформлению конспектов.
Составление тезисов
Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материал, который в тексте приводится для обоснования, доказательства или пояснения высказываемых положений.
Очевидно, что тезисы, "как и конспект, могут быть целесообразно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.
Написание аннотаций и рецензий на статьи
Аннотация — краткая характеристика содержания произведения, которая обычно дается в виде перечня главных вопросов. В аннотации могут быть отмечены и некоторые особенности произведения: время его появления, структура построения, указание на то, кому предназначена данная работа и т.п.
Рецензия представляет собой критический анализ какого-либо произведения. В рецензии, как правило, отмечается актуальность работы, раскрывается ее структура, перечисляются основные вопросы, рассматриваемые в данной работе, указывается на практическую значимость. Рецензент высказывает свою точку зрения на излагаемую проблему, делает общий вывод о ценности рецензируемой работы, исходя из современных требований.
Составление библиографий по определенным темам курса
Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имеющемуся в библиотеке систематическому каталогу, специальному изданию "Литература по педагогическим наукам", а также к последним в году номерам педагогических журналов ("Начальная школа", "Советская педагогика", "Вопросы психологии" и т.п.).
Оформляя библиографический список, необходимо все работы располагать в алфавитном порядке следования фамилий их авторов или названий сборников.
При описании каждой из работ следует указать фамилию и инициалы автора, название работы, ее выходные данные: место, год издания. В случае описания журнальных статей указываются автор, название статьи, название журнала, в котором помещена статья, год его издания и номер. В описание сборника статей следует включить фамилию его редактора.
Образцы описания литературных источников
Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М., 1989.
Пышкало А.М. Содержание начального образовании // Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. ИДЗверева, М.П.Кашина. М., 1985.
Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. 1990. № 6.
Подготовка реферативных сообщений
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Различают две разновидности рефератов: передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы и суммирующие данные нескольких источников по определенной теме.
Готовя реферативное сообщение, необходимо продумать не только содержание выступления (теоретический уровень, логичность, актуальность для решения проблем современной школы, убедительность примеров, собственное отношение к рассматриваемой проблеме), но и методику преподнесения его аудитории.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N1 пп. | Название темы | Количество часов | |
лекц. | лаб. | ||
Дидактика в системе педагогических наук | |||
Проблема целостности в обучении | |||
Учебный процесс как социально-психологическая и педагогическая категория | |||
Формирование учебной деятельности как условие успешности непрерывного образования | |||
Принципы построения и реализации процесса обучения | |||
Содержание современного обучения | |||
Методы современного обучения | |||
Формы организации современного обучения | |||
Педагогический контроль качества процесса обучения | |||
Характеристика современных систем обучения | |||
(Системы формирования умственных действий | (2) | (4) | |
(алгоритмизация обучения, программированное обучение, компьютеризация) теория поэтапного формирования умственных действий | |||
Системы развивающего обучения (системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.ВДавыдова, проблемное обучение) | (2) | (б) | |
Система формирования учебной деятельности | (2) | (2) | |
Система Ш.А.Амонашвили, основанная на личностно-гуманном подходе | (2) | (4) | |
Всего |
Рекомендуемая литература по курсу
1. Бордовская Н. В. , Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.2000.
2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978
3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
6. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.