Старайтесь знать не только собственные достоинства, но и недостатки

• Чем больше ум у человека, тем заметнее, как показывает практика, и его недостатки.

• "Родимые пятна" на собственном совершенстве обычно бывают крайне неприятны окружающим и в то же время сладки нам са­мим. Легче всего мы прощаем себе собственные недостатки. Вот почему так важно стремиться к великому искусству — и свои не­достатки искоренить, и достоинства свои спасти.

Четко осознавайте свои главные преимущества.

• Помните, что каждый мог бы достигнуть в чем-либо гораздо больших высот, если бы знал свои действительные преимущества. Напомните себе очередной раз: достойный человек— это не тот, кто не имеет недостатков, а в первую очередь тот, кто имеет достоинст­ва. Узнайте свои достоинства и правильно распорядитесь ими.

Будьте особенно осторожны, когда везение слишком часто вас благо­словляет, сумейте вовремя остановиться.

Когда совершенно очевидно, что достигнуто уже многое, сумейте вовремя подвести черту. Поскольку, когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

• Избегайте желания делать ставку на удачу, ибо удача недолговечна и случай не вывезет.

Научитесь вовремя уходить.

• Овладейте особой мудростью - уходите за минуту до того, как станете лишним.

• Старайтесь отдаляться от дел, прежде чем дела отдалятся от вас.

• Научитесь и свой финал (завершение, к примеру, своей карьеры) превращать в триумф. Не ждите, пока станете для окружающих "заходящим солнцем". (Само солнце порой в полной своей силе прячется за облака, чтобы не видели его закат, давая при этом ок­ружающим возможность гадать, зашло оно или нет).

• Избегайте ситуаций, когда люди повернутся к вам спиной. Вполне уместно здесь упомянуть метафору о том, что прозорливый чело­век заранее отпускает своего борзого коня на отдых и не позволит, чтобы его конь пал посреди поля, и соответственно всадника под­няли бы на смех.

Оглавление

1.Характеристика предметной кафедральной игры и ее

разновидностей………………………………………………..2

2. Подготовка к деловой игре………………………………...8

3. План сценарий……………………………….......................10

4. Методика проведения деловой игры…………………… 11

5. Литература…………………………..…………………… 13

6. Приложение 1………………………………………………14

6.

Фондовая лекция

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

Тема №2: «МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол № 4 от « 20 » ноября 2008 г.

Москва - 2008

ПЛАН

Введение

Феномен морали в свете универсально-эволюционной концепции

Регуляторы человеческих поступков

Нравственная обусловленность права

Мораль и политика

Мораль и искусство

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности, единства и различия права и морали – одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий. Такой интерес далеко не случаен. Российское общество и государство с трудом, мучительно выходит из затяжного глубокого кризиса, спровоцированного непродуманными и поспешными реформами 80-90-х годов ХХ столетия. Рентно-сырьевая экономика, бюрократизация государственно-властных отношений, ощущение утраты некогда прочных международных позиций, дискредитация культурных традиций и духовных ориентиров – вот далеко не полный перечень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых – проблемы соотношения духовности, нравственности и правопорядка.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит морали и праву, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразование и развитие личности. При этом мораль – куда более древний и универсальный механизм, чем право, явившее себя как продукт эволюции морали при переходе общества от родоплеменного к государственному бытию.

Поэтомуцельданной лекции состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей Московского университета МВД России ценностного отношения к миру, представлений о генезисе и эволюции морали, ее системообразующей роли для поддержания целостности общества, а также о специфике этической детерминации важнейших социальных сфер, таких, как политика, экономика, религия, искусство и др. Тем самым в результате изучения материала лекции курсанты и слушатели должныполучить представлениео происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали, закрепить способностьэтически мыслить и нравственно поступать, оценивать факты и явления общественной жизни и профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точки зрения, моделировать линию нравственного поведения в различных ситуациях.

1. Феномен морали в свете универсально-эволюционной концепции

 
  Старайтесь знать не только собственные достоинства, но и недостатки - student2.ru

Все наблюдаемое нами во Вселенной, в том числе человеческое общество, претерпевает непрерывные изменения, происходящие за счет сил внутреннего взаимодействия. Иными словами, окружающий нас мир включен в универсальный процесс самоорганизации. Для описания этого процесса академик Н.Н.Моисеев предложил использовать язык дарвиновской триады: изменчивость, наследственность, отбор, придав каждому из этих понятий более широкий смысл. Изменчивость олицетворяют присутствующие всегда и везде факторы стохастики и неопределенности. Без непрерывно действующих случайных факторов постоянная эволюция системы, сопровождающаяся появлением новых качественных особенностей, невозможна. Термин же «наследственность» означает, что настоящее и будущее любой системы в Универсуме зависит, в той или иной степени, от прошлого. Эта зависимость является не чем иным, как памятью системы. Что касается принципов отбора, то это те определенные правила и законы, которым следуют процессы самоорганизации. Это, в частности, законы сохранения (симметрии), закон неубывания энтропии в замкнутой системе, наличие предельной скорости распространения сигнала и т.д. Т.е. это те законы физики, химии, биологии, общественного развития, которые из виртуальных (мысленно допустимых) движений «отбирают» (с определенной вероятностью) те, которые мы наблюдаем. Можно также сказать, что принципы отбора – это «берега канала» допустимого развития[2].

Применим эту схему к обществу. К механизмам изменчивости здесь относится, например, рынок. Товары и услуги, имеющие более высокую потребительную стоимость и низкую цену, вытесняют с рынка свои аналоги, у которых эти качества менее выражены; соответственно, их производители, доминируя в данном сегменте рынка, повышают на какое-то число пунктов свои социальные позиции. Они могут теперь оказывать большее политическое влияние и, как бы вульгарно это ни звучало, имеют большие возможности для продолжения собственного рода, т.е. участия в непосредственно биологическом процессе эволюции. Политика также допускает подобную трактовку – как специфический для общества генератор стохастичности.

Принципиальное значение для процесса самоорганизации общества имеет система научных исследований. Еще в 60-х годах прошлого столетия С.Лем писал: «Стратегия науки вероятностна. Мы почти никогда не знаем наверняка, какие исследования окупятся, а какие нет. Открытия случайны, подобно мутациям генотипа. И точно так же, как мутации, они могут привести к радикальным и внезапным изменениям. Примеры пенициллина, рентгеновских лучей… подтверждают случайный характер открытий… Научные исследования отчасти напоминают генетические мутации: ценные и переломные мутации и исследования составляют только малую часть множества всех мутаций и соответственно всех исследований. Подобно тому как популяция, если она не располагает солидным резервом «мутационного давления», оказывается перед угрозой потери гомеостатического равновесия, так и цивилизация, в которой ослабевает «давление открытий», должна всеми способами стремиться к изменению «знака» этого градиента, потому что от устойчивого равновесия такое ослабление ведет ко все более неустойчивому состоянию»[3].

Понятно, что рынок, политика и наука далеко не исчерпывают перечень механизмов изменчивости в обществе. Соответствующие механизмы действуют в сферах идеологии, экологии, международных отношений и др. То же самое относится к факторам социальной наследственности.

К важнейшим из них следует причислить отношение собственности. Оно позволяет закрепить различные материальные и нематериальные объекты, являющиеся средствами существования и производства, за определенными лицами или их ассоциациями. В первую очередь отношение собственности, распространяясь на предметы первичного обихода – жилище, одежду, пищу и т.д. - направлено на обеспечение гарантий выживания индивида. Далее, охватывая средства производства, предметы и продукты труда, отношение собственности позволяет поддерживать устойчивую систему производства и распределения материальных и нематериальных благ, без которой немыслимо существование общества в целом.

Гораздо более древним, чем собственность, институтом социальной наследственности является семья. Это группа лиц, объединенных отношениями биологического родства, совместного потребления (в доиндустриальных обществах – и совместного производства), проживающих совместно в течение длительного времени, в которой старшие принимают на себя ответственность за младших. Важнейшая социальная функция, выполняемая семьей – это замещение членов общества, которое не может существовать без восполнения новыми индивидами тех, кто уходит из него, без упорядоченной смены поколений. Именно семье отведено обеспечивать стабильные, установленные способы этой замены, где конкретные индивиды, выполняющие роли отца и матери, несут определенную этой ролью ответственность. Но данная функция не сводится только к узаконенному деторождению. Новорожденный ребенок становится человеком не сразу после рождения, а в длительном процессе социализации, основу которого закладывает опять-таки семья. В ней ребенку прививаются навыки поведения, передается язык, ценности, нормы культуры. В дальнейшем семья проецирует собственное положение в обществе на социальный статус своего потомка. По наследству ему передается не только материальное положение, но часто принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу, к числу последователей той же религии[4].

«Конвейер» социализации находит свое продолжение в другом механизме социальной наследственности – системе образования. Можно сказать, что это система трансляции знаний о природе, человеке и обществе, накопленных прошлыми поколениями, поколению настоящему. Содействуя развитию, самореализации личности, в отношении культурного наследства образование преследует консервативные, охранительные цели. Общество, озабоченное сохранением традиционных ценностей, поощряет, наряду с технико-технологически ориентированными курсами, дисциплины гуманитарного цикла: языкознание, литературу, историю, философию и др. В то же время система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества, формируя в людях, даже при наличии между ними этнических и конфессиональных различий, чувства общности исторической судьбы, содействуя выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов в рамках культурной интеграции.

Описанные выше и многие другие механизмы наследственности и изменчивости ни на миг не прекращают своего воздействия на общество, сталкиваясь и накладываясь друг на друга в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные сочетания имеют нулевой суммарный эффект – общество под их воздействием пребывает в стационарном состоянии, другие дают заметные импульсы развития, самоорганизации общества, третьи могут затормозить развитие или даже отбросить общество не десятилетия назад. За счет чего происходит отбор допустимых, «позитивных» импульсов и отсев деструктивных или просто нереальных? Таким фильтром как раз и является третья составная часть процесса самоорганизации – совокупность принципов отбора.

Некоторые из них относятся к фундаментальным основам нашей Вселенной, поэтому действие их неотвратимо вне связи с субъективными предпочтениями. Нельзя уменьшить гравитационную постоянную для сокращения транспортных издержек. Действует закон сохранения энергии, поэтому за обогрев жилища приходится платить. Время анизотропное, поэтому сегодня нельзя помешать прийти Гитлеру к власти или предотвратить распад Советского Союза. Если злые волки прекратят есть бедных зайцев, то биосфера потеряет устойчивость, и могут исчезнуть и волки, и зайцы.

Другая часть принципов отбора имеет социальную природу. Они могут выступать как в виде юридических актов, образующих в совокупности систему права, так и в виде целенаправленно культивируемых в обществе моральных и нравственных установок. В принципе и те, и другие имеют свое историческое начало в родовых общинных традициях, регулировавших как общественное материальное производство, так и воспроизводство самого человека. Например, признание в качестве одного из исходных принципов общественного устройства права человека на собственную жизнь находит свое воплощение как в системе родовых табу, так и в библейской заповеди «не убий», а сегодня, в частности, в статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Причем на современном этапе только государство может устанавливать правила поведения, обязательные для исполнения всеми, кто находится на его территории, т.е. создавать нормы права, закрепленные в законах и других правовых актах государства (прежде на монополию в правотворчестве претендовала также церковь). Эти нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов.

Таким образом, как право, так и мораль в свете универсальной эволюционной теории выступают совокупностью правил отбора, действующих на социальном уровне организации материи. Только нормы морали исходят от самого общества, а нормы права – от государства, возникающего одновременно с правом.

Наши рекомендации