Составление рассказов-описаний о диких животных но схеме
[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связной речи, творческого воображения.]
Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о животном (рис.25).
Логопед. Сейчас вы составите загадки-описания о тех животных, фигурки которых достали из мешочка. Вам поможет эта схема — картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет — в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.
1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.
Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ставит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы остальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.
3. Игра «Кого не стало?»[Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед убирает мешочек и привлекает внимание детей к фигуркам на столе.
Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.
Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.
1-й ребенок. Не стало волка.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
4. Игра «Помоги Пете».[Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед помещает на магнитную доску картинку (рис.26).
Логопед. А теперь уже знакомая вам игра «Помоги Пете». Посмотрите на картинку. Вы видите, Петя пришел в зимний лес. Помогите ему увидеть в лесу диких животных. Кого вы видите?
1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7, Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?
Дети. Мы видим волка, лису, белку, зайца, лося, медведя. Логопед. Молодцы! Петя благодарит вас за помощь. Логопед убирает картинку.
5. Работа в тетради №1.[Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради. Кого изобразил художник на левой странице?
Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.
Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.
Рыжая плутовка.
Хитрая, ловкая.
Дети. Это лиса.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Лису называют плутовкой.
Логопед. Как вы понимаете это слово?
Дети. Нечестная, обманщица, воровка.
Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь. Затем дети оценивают работу друг друга и получают наклейки за старание. Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.
6.Упражнение «Белка».[Координация речи с движением, развитие тонкой моторики. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Дикие животные.)]
Дети вместе с логопедом выполняют уже знакомое упражнение.
7. Игра с мячом «Большиеи маленькие».[Уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]
Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.
Логопед. Сейчас я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова.
1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.
Логопед. У волка острые зубы.
2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.
Логопед. У зайца короткий хвост.
3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.
Логопед. У белки черные глаза.
4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.
Логопед. Отлично! Давайте похлопаем себе.
Логопед убирает мяч.
8. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние животные».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
9. Игра «На лыжах».[Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]
Логопед вновь приглашает детей за стол, достает игру «На лыжах», помещает на магнитную доску плоскостное изображение девочки.
Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. В игре «На лыжах» будет много слове этим звуком. Я надеюсь, что вы будете правильно их произносить. Придумайте девочке имя, которое начинается со звука [ж].
Дети. Жанна.
Логопед. Как вы думаете, куда собралась Жанна?
1-й ребенок. Жанна идет кататься на лыжах.
Логопед. Что она держит в руках?
2-й ребенок. В руках у Жанны лыжи.
Логопед. Что надела Жанна?
3-й ребенок. Жанна надела желтый комбинезон.
Логопед. Какая аппликация на комбинезоне?
4-й ребенок. На комбинезоне медвежонок.
Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения предметов, в названиях которых есть звук [ж], и предлагает детям назвать их (снежинки, флажок, Жучка, можжевельник).
Логопед. Прикрепите рядом с Жанной эти предметы и составьте предложения. Следите за произношением звука [ж].
1-й ребенок. Над Жанной кружатся снежинки.
2-й ребенок. Около лыжни стоит желтый флажок.
3-й р е б е н о к. За Жанной бежит Жучка.
4-й ребенок. Жанна бежит мимо кустов можжевельника.
10. Организация окончания занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым активным на занятии. Победитель получает наклейку на тетрадь.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели.Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели.Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких животных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сосками, контейнер для использованных инструментов.
Предварительная работа.Заучивание загадок о диких животных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.[Развитие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных1 и стоят подносики с тонким слоем манки.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких животных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изображены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с которой начинается название твоего животного, Даша.
1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Ребенок выполняет задание.
1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.
Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.
2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.
Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.
3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.
Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.
4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.
Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!
Логопед убирает подносы.
2. Рассматривание картины «Кто как зимует»1. [Создание эмоционального фона для восприятия картины.]
Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит картина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.
Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните загадки о животных, изображенных на ней.
1-й ребенок. По снегу бежит — петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
2-й ребенок. Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
3-й ребенок. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети отгадывают загадку и дают объяснения.
4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые толчком.
Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объяснения.
3. Беседа по картине.[Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки привлекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.
Логопед. Картина называется « Кто как зимует». На ней изображены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?
Дети. Лес дремучий, заснеженный.
Логопед. Где лежит снег?
Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.
Логопед. Что вы видите на снегу?
Дети. На снегу видны следы зверей.
Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему описания животного, закрыв последние три прямоугольника.
Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.
1Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это большая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.
2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это маленький зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках желудь.
3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.
Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.
4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пушистая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.
Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.
1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.
2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.
Логопед. Кого еще вы видите на картине?
3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснеженном кустике сидит синичка.
4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.
Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.