Б) Синтаксический уровень.

Широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили (чаще всего разговорный). В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика.

5. Жанры стиля: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада и т.д.

Упражнение 95. Установите соответствие термина и понятия:

1.Эпитет.Асопоставление предмета, явления

2. ГиперболаБ красочное определение

3. МетафораВ преувеличение

4. СравнениеГ обозначение целого через его часть

5. Метонимия Д преуменьшение

6. ЛитотаЕ замена названия описательным выражением

7. ОлицетворениеЖ замена слов на основании смежности

8. ПерифразаЗ перенос свойств человека на неодушевлённые предметы

9. СинекдохаИ сходство предмета по какому-либо признаку

Упражнение 96. Допишите начатую фразу.

1. Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется…

2. Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…

3. Противопоставление понятий, явлений, образов называется…

4. Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это…

5. Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…

6. Нарушение привычного порядка слов в предложении – это…

7. Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…

8. Приведённые откуда-либо дословные выражения– это…

9. Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…

10. Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося – это…

Упражнение 97. Подготовьте художественное описание любого растения.

_____________________________________________________________

Упражнение 98.Найдите в тексте черты художественного стиля.

Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещерском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу».

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

(по К.Г. Паустовскому)

______________________________________________________________________________________________________

Упражнение 99. Напишите в тетради анализ рассказа А.С. Баркова «Тетеревиная песня», используя следующий план:

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Тетеревиная песня

В воскресенье отец разбудил меня, когда было еще совсем темно.

– Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дремы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливались в колдобины. Прямого пути не было, пришлось сделать крюк – обойти низину, и тут я вспомнил:

– Ружье-то забыли...
– Не беда, – успокоил меня отец. – Не за тем идем...

Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к еще сонному, голубеющему вдали лесу. Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землей. У дороги вербы в серебряном пуху. Внезапно отец остановился, затаил дыхание... Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

– Кто это проснулся? – спросил я.

– Тетерев-косач, – ответил отец.

Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших черных птиц. Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

Тетерева не спеша поклевывали на березах почки, важно прохаживались по веткам. А один косач сидел на вершине березы, вздувал шею, вскидывал краснобровую голову, распускал веером хвост и все громче и сильнее бормотал: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу...» Ему по очереди, с расстановкой вторили другие петухи... Вдруг старый токовик вошел в азарт, упал на землю... Поднял голову, зорко огляделся по сторонам, замер – нет ли где опасности?! – и тотчас забубнил, вытянув вперед шею: «Чу! чшшш... чуф-фык... бу-бу-бу...». Приметил темную замшелую кочку, и сгоряча ему показалось, что это соперник. Сердито затоптался на месте, подпрыгнул вверх, забил крыльями, принял гневный и немного смешной вид, решительно побежал к ней. Но, чуть не наскочив на кочку, понял свою оплошность, резко отпрянул в сторону и вновь, правда теперь уже покойнее, забормотал...

– Знаешь, – сказал отец, – для охотника это лучшая песня. Послушаешь ее, и весь месяц на душе праздник.

– Какой праздник? – удивился я.

– Весенний...

Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

– Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. Музыка – лесная капель. А слова такие...

Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:

– Куплю балахон, продам шубу!

С той поры прошло более тридцати лет, но до сего дня у меня перед глазами холодная апрельская ночь, неблизкий путь к лесу, когда мокрый снег хлюпал под ногами. Светлый березняк – деревья еще голы, но уже ожили, дышат; молочно-белые с голубизной стволы – и на этом фоне темные силуэты птиц: «Чуф-фых, бу-бу-бу...»

(По А. Баркову)

Наши рекомендации