Занятие по рассматриванию летних пейзажей
Образовательные цели.Обобщение и систематизация представлений о лете, о типичных явлениях в природе летом. Расширение, уточнение, актуализация и активизация словаря по теме «Лето». Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записями пьесы П. Чайковского «Июнь. Баркарола» из альбома «Времена года» и голосов природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря
«На озере» и И. Шишкина «Дубы», «Перед грозой», крутящийся модуль с прикрепленными на нитках шелковыми бабочками, букет искусственных полевых цветов в вазе, корзинка с земляникой, влажные салфетки для рук, предметные картинки с изображениями растений, карточки со схемами.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе на прогулке за городом, рассматривание деревьев, трав, полевых и луговых цветов, бабочек и других насекомых; подбор слов-определений к предметам и объектам. Разучивание стихов русских поэтов на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание подвижной игры «Летом» с воспитателями. Слушание пьесы П. Чайковского «Июнь. Баркарола» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Сныть-трава».
Ход занятия
1. Организационный момент.Создание эмо
ционального фона занятия.
В кабинете логопеда звучит пьеса П. Чайковского «Июнь. Баркарола». На мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «На озере», И. Шишкина «Дубы», «Перед грозой». Рядом с мольбертом в большой вазе букет искусственных полевых цветов. Над головами детей крутится модуль с прикрепленными на нитях шелковыми бабочками. Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. Через 1—2 минуты логопед выключает проигрыватель, останавливает модуль.
Логопед. Думаю, что вы уже догадались: сегодня мы будем говорить о лете. Оно наступит через несколько дней, и мы с вами уже наблюдали на прогулке приметы, которые свидетельствуют о его приближении. Мы рассмотрим картины русских художников, расскажем стихи русских поэтов, посвященные лету.
2. Рассматривание картин И. Грабаря «На
озере» и И. Шишкина «Дубы», «Перед грозой».
Развитие связной речи, слухового внимания,
всех видов восприятия. Формирование направ
ленной воздушной струи. Формирование це
лостного представления об изображенном на
картинах.
Логопед привлекает внимание детей к картинам.
Логопед. Посмотрите на картины, которые я принесла сегодня. Это картина И. Грабаря «На озере» и картины И. Шишкина «Дубы», «Перед грозой». Это летние пейзажи. Выберите одну картину, которая вам нравится больше других, и расскажите о том, что на ней изображено, и почему она вам понравилась. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»
1-й ребенок. Мне понравилась картина «Дубы». На ней изображены могучие деревья.
Мы видим их толстые стволы, крепкие ветки и густую листву. Листва зеленая, и трава под дубами тоже зеленая. Мы видим на переднем плане цветущую сныть. А через ветки дубов видно голубое чистое небо.
Логопед. Как ты думаешь, какой день изобразил художник?
1-й ребенок. Мне кажется, что это жаркий летний день.
Логопед. Давайте представим, что мы пришли в эту дубовую рощу. Что же мы услышим в роще в жаркий летний день?
Логопед включает проигрыватель. Дети слушают звуки летнего леса.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Поют птицы, жужжат насекомые, стрекочут кузнечики, кукует кукушка.
Логопед. А теперь подумайте, что мы можем собирать на солнечных полянках в дубраве в начале июня?
Дети. Землянику.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, по очереди подносит к лицу каждого ребенка корзинку с земляникой и просит сделать глубокий вдох. Затем дети открывают глаза.
Логопед. Что вы почувствовали?
Дети. Запах земляники.
Логопед. Какая она по запаху?
Дети. Душистая, ароматная, пахучая.
Логопед раздает детям влажные салфетки. Дети протирают руки, а потом по предложению логопеда пробуют ягоды.
Логопед. Какая земляника?
Дети. Вкусная, сладкая, сочная.
Логопед убирает салфетки и корзинку.
Логопед. Кто еще хочет рассказать о другой картине?
2-й ребенок. Мне понравилась картина «На озере». Художник изобразил вдалеке большое синее озеро. Его окружает березовая роща. Березы высокие и стройные, на них зеленая листва. Под березами высокая зеленая трава. Над березами голубое небо и белые облака. По берегу озера скачет на коне мальчик.
Логопед. А на этой картине какой день, на твой взгляд?
2-й ребенок. Я думаю, что это теплый, но ветреный день. Видно, как ветер колышет ветки берез и траву.
Логопед. Давайте представим, что вы превратились в ветер и сейчас будете дуть на бабочек, чтобы они закружились в воздухе.
Дети встают, подходят к модулю. Логопед опускает его на такой уровень, чтобы бабочки оказались на уровне губ детей. Дети по очереди дуют на бабочек. Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту.
Логопед. Рассказ по третьей картине мы сегодня не будем составлять, но давайте сравним картины «На озере» и «Перед грозой».
3. Сравнение картин И.Грабаря «На озере»
и И. Шишкина «Перед грозой».Совершенство
вание синтаксической стороны речи (составле
ние сложноподчиненных предложений с проти
вопоставлением) .
Логопед убирает картину «Дубы».
Логопед. Давайте сравним картины и расскажем об этом. Я составлю одно предложение, а потом каждый из вас составит по похожему предложению. На первой изображен солнечный день, а на второй картине нарисован берег реки перед грозой.
1-й ребенок. На первой картине изображено озеро, а на второй нарисована река.
2-й ребенок. На первой картине небо синее с белыми облаками, а на второй картине небо покрыто темными тучами.
3-й р е б е н о к. На первой картине березовая роща изображена на переднем плане, а на второй картине художник нарисовал деревья справа, за рекой.
4-й ребенок. На первой картине вода в озере кажется голубой и теплой, а на второй — темной и холодной.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
4. Подвижная игра «Летом».Координация
речи с движением. Развитие выразительности
движений.
Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети встают в круг и делают упражнение.
Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок — Не поймешь, где бабочка, Где живой цветок. |
Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. |
Бегут по кругу на носочках. Руки на поясе. Бегут, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, поднимают и смыкают руки над головой.
Встают, разводят руки в стороны.
Покачивают руками, изображая волны. Вновь бегут по кругу на носочках.
5. Упражнение «Подбери схему».Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними предметные картинки с изображениями растений (мака, кашки, лютика, сныти).
Логопед. На прогулке мы с вами рассматривали растения, которые появляются с наступлением лета, описывали их, делали зарисовки. Я надеюсь, что вы узнаете их на картинках. Выберите по одной картинке, назовите растения, которые на них изображены.
Дети называют растения. Логопед кладет перед ними карточки со схемами.
Логопед. Выполните звуковой анализ названия растения, а потом положите под картинку соответствующую схему.
Дети выполняют задание. Логопед сам оценивает их работу или предлагает им проверить друг друга. Затем убирает картинки и карточки со схемами.
6. Рассказывание стихов русских поэтов о лете.Развитие общих речевых навыков. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту и ставит на мольберт картины.
Логопед. А теперь прочитайте стихи о лете, которые как будто специально написаны к этим картинам. Я надеюсь, что вы постараетесь говорить красиво и правильно, расскажете стихи выразительно.
1-й ребенок.
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым.
Ф. Тютчев
Логопед. К какой картине вы бы отнесли это стихотворение? Почему? Дайте полный ответ.
Дети. К картине «Дубы», потому что в нем говорится о жарком летнем дне и дубравах, дубовых рощах.
2-й ребенок.
Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет, В зареве восток.
Окаймленное кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит.
И. Никитин
Логопед. К какой картине мы отнесем это стихотворение? Почему? Дайте полный ответ.
Дети. К картине «На озере», потому что в нем говорится об озере.
3-й ребенок.
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнией струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей.
Ф. Тютчев
Логопед. К какой картине вы отнесете это стихотворение? Почему? Я жду полного ответа.
Дети. Это стихотворение к картине «Перед грозой», потому что в нем описывается начало летней грозы.
4-й ребенок.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь...
Ф. Тютчев
Логопед. А это стихотворение? К какой картине вы отнесете его?
Дети. Тоже к картине «Перед грозой», потому что на ней тоже вот-вот начнется летняя буря.
Логопед. Молодцы. Вы очень красиво рассказывали стихи и верно ответили на мои вопросы.
7. Упражнение «Опиши небо».Развитие связ
ной речи и памяти.
Логопед вновь привлекает внимание детей к трем картинам.
Логопед. Еще раз внимательно посмотрите на картины и обратите внимание на то, какое разное небо нарисовали на них художники. Опишите небо на каждой из картин.
1-й ребенок. На картине «Дубы» небо голубое и чистое.
2-й ребенок. На картине «На озере» небо синее с белыми облаками.
3-й ребенок. На картине «Перед грозой» небо закрыто темными тучами.
Логопед. Вы очень хорошо описали небо на картинах. А теперь вспомните, как описано небо в стихах Тютчева и Никитина.
1-й ребенок. В первом стихотворении говорится, что в небе тают облака.
2-й ребенок. Во втором стихотворении говорится, что утро ясное. Значит, небо чистое, не закрытое облаками.
3-й ребенок. В третьем стихотворении говорится, что на небе темные тучи. Начинаются гроза и дождь.
4-й ребенок. В последнем стихотворении говорится, что гроза приносит тучи, которые закрывают небесную лазурь.
Логопед. Отлично! Вы меня порадовали, справившись с таким трудным заданием.
8. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям высказать свои
впечатления о занятии, оценивает работу каждого ребенка.
Логопед. Сегодня мы не случайно говорили о лете. У нас с вами было последнее занятие. Вы закончили подготовительную группу и уходите в школу. Но перед школой вы должны хорошенько отдохнуть, набраться сил, подрасти и окрепнуть. Я желаю вам хорошего летнего отдыха.
Литература
1. Времена года. Пейзаж в русской живописи / Альманах. Вып. 155.— СПб.:
PALACE EDITIONS, 2006.
2. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н., Соловьева Л. И. С любовью к приро
де.— М.: Педагогика, 1983.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М.:
Аркти,1999.
4. Нищева Н. В. Играйка-1. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
5. Нищева Н. В. Программа коррекционной работы в логопедической группе
для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
7. Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов. — Свер
дловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Список репродукций картин
И. Левитан «СУМЕРКИ. ЛУНА»
Ф. Васильев «БОЛОТО В ЛЕСУ»
М. Башкирцева «ОСЕНЬ»
И. Грабарь «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»
И. Шишкин «ЗИМА»
И, Грабарь «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»
И. Грабарь «МАРТ»
И. Грабарь «ВЕШНИЙ ПОТОК»
B. Бялынищий-Бируля «ИЗУМРУД ВЕСНЫ»
C. Жуковский «ВЕСЕННЯЯ ВОДА»
Н.Дубовской «ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР»
И. Грабарь «НА ОЗЕРЕ»
И. Шишкин «ДУБЫ»
И. Шишкин «ПЕРЕД ГРОЗОЙ»
И. Шишкин «СНЫТЬ-ТРАВА»
Учебно-наглядное пособие