Задания для самостоятельной работы студента. Для специальности 5В010500 Дефектология
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
СИЛЛАБУС
Основы логопедии
Для специальности 5В010500 Дефектология
Количество кредитов 3
г. Петропавловск
2014 г.
Силлабус по дисциплине «Основы логопедии»утвержден на заседании Учебно-методического совета университета
протокол № 9 « 28» мая 2014г.
Председатель УМС ________________ Мухамеджанова А.Т
(подпись) (ФИО)
Силлабус по дисциплине «Основы логопедии»рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседаниях:
Учебно-методического совета музыкально-педагогическогофакультета
протокол № 6 "21" мая 2014г.
Председатель УМС факультета
_____________________ Саржанова А.Н.
(подпись) (ФИО)
Кафедры «Психология»:
протокол № 9 "15" мая 2014г.
Заведующий кафедрой
_____________________ Ашимов Ж.М.
(подпись) (ФИО)
Силлабусс по дисциплине «Основы логопедии»разработала:
- Дюсенбаева Б.А., ст.преподаватель ________________
2. Окунева Л.И. , преподаватель________________
(подпись)
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Для специальности 5В010500 Дефектология
Количество кредитов 3
г. Петропавловск
2014 г.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы логопедии»утверждена на заседании Учебно-методического совета университета
протокол № 9 « 28» мая 2014г.
Председатель УМС
________________ Мухамеджанова А.Т (подпись) (ФИО)
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы логопедии»рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседаниях:
Учебно-методического советамузыкально-педагогического факультета
протокол № 6 "21" мая 2014г.
Председатель УМС факультета
_____________________ Саржанова А.Н.
(подпись) (ФИО)
Кафедры «Психология»:
протокол № 11 "15" мая 2014г.
Заведующий кафедрой
_____________________ Ашимов Ж.М.
(подпись) (ФИО)
Рабочую учебную программу по дисциплине «Основы логопедии»разработала:
- Дюсенбаева Б.А., ст. преподаватель__________________
2. Окунева Л.И., преподаватель __________________
(подпись)
Общие сведения
Силлабус по дисциплине «Основы логопедии» для специальностей: 5В010500 «Дефектология»
Разработан на кафедре«Психология»
Кабинет: 414/10
Телефон:49-32-02 (доб. 11-57)
1.1 Цель дисциплины: раскрыть причины, механизмы дефектного развития речевой деятельности детей, вооружить студентов чёткими представлениями о типологии речевых нарушений и необходимой методической подготовки для организации и проведения логопедической работы в дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках.
Задачи курса: студенты-дефектологи должны овладеть определённой суммой знаний об особенностях формирования речи детей, о специфике проявления у них различных речевых нарушений. Студенты должны научиться выявлять и правильно классифицировать речевые дефекты, должны уметь обосновать направление работы и методы преодоления нарушений устной и письменной речи, уметь методически грамотно организовать процесс коррекционно-воспитательного логопедического воздействия, вести работу не только с детьми, но и с педагогами и родителями.
1.2 Пререквизиты Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; специальная психология.
Постреквизиты
Нарушение письменной речи и ее коррекцияу детей снарушениями интелллекта, теорияи методика развития речи дошкольников детей с ограниченнными возможностями с практикумом по выразительному чтению; специальная методика обучению языку детей с ограниченнными возможностями.
Содержание дисциплины
Таблица 1
Содержание дисциплины | Кол-во часов | Форма обучения | Кол-во часов по видам занятий/работ | |||||
Л | Пр | Лб/ | СРСП | СРС | ||||
ст | ||||||||
Тема 1: Предмет, методы, задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Определение логопедии как науки. История развития учения о нарушениях речи (историческая справка). Предмет, методы, задачи, принципы логопедии. Понятие «нарушение речи». Логопедия и смежные науки. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 2: Анатомо-физиологические механизмы речи. Характеристика основных этапов речевого развития ребёнка. | ДО | + | + | + | + | |||
Центральный отдел речевого аппарата, его строение и функционирование. | ЗО | + | + | + | ||||
Тема 3: Классификация речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | ||||||
Тема 4: Голос и его расстройства. Характеристика нарушений голоса, причины, виды. Механизмы нарушений голоса.. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | ||||||
Тема 5: Ринолалия: характеристика, причины, виды. Определение ринолалии. Характеристика причин. Виды ринолалии, их характеристика. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 6: Дизартрия: характеристика дефекта, причины, виды. Определение дизартрии. Причины возникновения дефекта. Виды дизартрии, их характеристика. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 7: Дислалия: характеристика дефекта, причины, виды. Определение дислалии. Причины нарушения. Формы дислалии, их характеристика. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 8: Недостатки произношения отдельных звуков и способы коррекции. Недостатки произношения свистящих звуков, способы коррекции. Недостатки произношения шипящих звуков, способы коррекции. Нарушения произношения сонорных звуков «р», «л», способы коррекции. Недостатки произношения небных звуков, устранение нарушений. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 9: Поэтапный ход логопедической работы при коррекции дислалии. Этапы логопедической работы при недостатках звукопроизношения у детей. 3адачи и содержание работы логопеда на различных этапах. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 10: Заикание: причины, виды. Определение заикания. Причины, симптоматика заикания. Формы заикания, их характеристика. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 11: Алалия: характеристика, причины, виды. Определение алалии. Причины, виды алалии, их характеристика. Характеристика нарушений речи у детей с недостатками слуха: характеристика нарушений звукопроизношения и их причинной обусловленности; нарушения лексического и грамматического строя речи. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 12: Афазия: характеристика, причины, виды. Характеристика нарушений речи у детей с недостатками слуха. Определение нарушения. Причины афазии. Нейропсихологическая классификация. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | |||||
Тема 13: Нарушения письменной речи. Дислексия, характеристика нарушения. Дисграфия, характеристика дефекта. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + | ||||
Тема 14: Особенности речи умственно отсталых детей. Состояние фонетической стороны речи. Характеристика лексической стороны речи. Характеристика грамматического строя речи. Нарушение связной речи. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | ||||||
Тема 15: Организация работы логопеда в специальной школе 8 вида. Выявление нарушений речи у учащихся, комплектование речевых групп. Организация логопедических занятий. Внеучебная деятельность логопеда. | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | ||||||
ИТОГО | ДО | + | + | + | + | |||
ЗО | + | + | + | + |
Задания для самостоятельной работы студента
Для своевременного выполнения заданий по дисциплинам следующего семестра студент заочной формы обучения должен, после окончания учебно-экзаменационной сессии, обратиться на кафедру, которая ведет дисциплину, для получения силлабуса и материалов для СРС.
Таблица 2
№ задания | Задание | Объем | Кол-во часов | |
очное | заочное | |||
1. | Сбор анамнестических данных, обследование артикуляционного аппарата. | 5 – 7 стр. 7-10 слайдов | ||
2. | Составление конспекта занятия с детьми-дислаликами. | 3-4 стр. 7-10 слайдов | ||
3. | Доклад «Оборудование логопедического кабинета. Документация логопеда». | 1 – 2 стр. 7-10 слайдов | ||
4. | Обзор литературы по теме: «Речь умственно отсталых детей». | 1 – 2 стр. | ||
5. | Обзор литературы по теме: «Характер ошибок в письменной речи умственно отсталых учащихся». | 1 – 2 стр. | ||
6. | Обзор литературы по теме: «Особенности связной речи учащихся специальной школы 8 вида». | 5 – 10 стр. | ||
7. | Обзор литературы по теме: «Особенности развития диалогической речи умственно отсталых детей». | 1 – 2 стр. | ||
8. | Обзор литературы по теме: «Формирование грамматического строя речи учащихся с нарушением интеллекта». | 1 – 2 стр. | ||
9. | Реферат «Развитие речи умственно отсталых детей». | 3 – 5 стр. 10 – 12 слайдов | ||
10. | «Решение педагогических (логопедических) задач». | 2-3 стр. | ||
11. | Изготовить методики обследования A) фонематических представлений B) звукопроизношения у детей | 1 – 2 стр. 5-9 слайдов | ||
12. | Доклад «Выявление речевых недостатков у детей». | 1 – 2 стр. | ||
13. | Реферат «Дидактические принципы педагогики и их реализация влогопедической работе». | 1 – 2 стр. 10 – 12 слайдов | ||
14. | Анализ учебников русского языка с точки зрения реализации программных требований к развитию диалога у учащихся. | 1 – 2 стр. | ||
15. | Доклад «Требования к организации логопедического занятия». | 4– 6 стр. 10 – 12 слайдов | ||
Итого: |
Расписание консультаций
Консультации проводятся в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, который находится на стенде кафедры «Педагогика».