Тема: Концепция человека в педагогической антропологии.
План:
1. Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук.
2. Характеристики человека как живого природного существа.
3. Специфика человека в ряду других существ.
4. Психологические закономерности, присущие только человеку.
5. Человек как общественно-историческое существо.
6. Целостность и противоречивость человека: формы проявления.
7. Ребенок как человек.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Какие трудности заключает в себе познание человека?
2. Существуют ли врожденные формы поведения у человека?
3. Охарактеризуйте роль инстинктов в жизнедеятельности человека.
4. В чем состоит специфика «биологического» в сравнении с «социальным»?
5. Каково отличие трудовой функции от орудийной деятельности животных?
6. Какое определение духовности вы могли бы дать?
7. Почему человек считается общественно-историческим существом? Как вы понимаете это определение?
8. Обоснуйте различие понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
9. Как изменялось отношение к ребенку на протяжении развития человечества?
10. Обоснуйте равноправие ребенка и взрослого.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.
Литература:
Основная литература:
1. Бим – Бад Б. М. Педагогическая антропология. – М., 2003.
2. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.
3. Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.
4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. //Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1974.
5. Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д, 2003.
Дополнительная литература:
1. Куликов В. Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.
2. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии./ Под ред. Б. М. Бим – Бада. – М., 1998.
3. Эриксон Э. Детство и общества. СП б, 2000.
4. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1998.
Практическое занятие № 7-8.
Тема: Категория развития человека в системе понятий педагогической антропологии.
План:
1. Понятие развития, его формы и законы.
2. Основные этапы антропогенеза. Развитие психики.
3. Особенности онтогенеза человека. Врожденные и приобретенные особенности.
4. Концепции онтогенеза (биогенетическая, социогенетическая, персоналистическая, историко-эволюционная).
5. Педагогическая стратегия гармонического развития ребенка с учетом основных положений концепций фило-, онтогенеза.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Каково содержание понятия «развития»?
2. В чем заключается специфика антропосоциогенеза?
3. Какие врожденные особенности развертываются в процессе онтогенеза?
4. Выразите свое отношение к теории социального кодирования Петрова В. А.
5. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции предмету и объекту педагогической антропологии.
6. Почему нельзя торопить развитие ребенка?
7. Какая педагогическая стратегия оптимльно способствует развитию ребенка?
Задания для студентов:
1. Подготовить ответы на вопросы плана, используя материалы лекции и предложенную литературу.
2. Сделать выписки из «Психологического словаря» (редактор на выбор) по теме «Развитие психики».
3. Подготовить выступление по статье Добжанского Ф.
Литература:
Основная литература:
1. Добжанский Ф. Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa.//Человек. – 2000. - № 1.
2. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.
3. Петров В. А. Язык, знак, культура. М., 1991.
4. Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.
5. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. – С. 461 462.
6. Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д, 2003.
7. Хрисанфорва Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 2002.
Дополнительная литература:
1.Антропология. / Авторы: В. М. Харитонов, А. П. Ожигов и др. М., 2003.
2.Бим – Бад Б. М. Педагогическая антропология. – М., 2003.
3.Ермолаева – Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М., 2003.
Практическое занятие № 9-10.