Тема: Концепция человека в педагогической антропологии.

План:

1. Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук.

2. Характеристики человека как живого природного существа.

3. Специфика человека в ряду других существ.

4. Психологические закономерности, присущие только человеку.

5. Человек как общественно-историческое существо.

6. Целостность и противоречивость человека: формы проявления.

7. Ребенок как человек.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие трудности заключает в себе познание человека?

2. Существуют ли врожденные формы поведения у человека?

3. Охарактеризуйте роль инстинктов в жизнедеятельности человека.

4. В чем состоит специфика «биологического» в сравнении с «социальным»?

5. Каково отличие трудовой функции от орудийной деятельности животных?

6. Какое определение духовности вы могли бы дать?

7. Почему человек считается общественно-историческим существом? Как вы понимаете это определение?

8. Обоснуйте различие понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Как изменялось отношение к ребенку на протяжении развития человечества?

10. Обоснуйте равноправие ребенка и взрослого.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

Литература:

Основная литература:

1. Бим – Бад Б. М. Педагогическая антропология. – М., 2003.

2. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

3. Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. //Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1974.

5. Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д, 2003.

Дополнительная литература:

1. Куликов В. Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.

2. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии./ Под ред. Б. М. Бим – Бада. – М., 1998.

3. Эриксон Э. Детство и общества. СП б, 2000.

4. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1998.

Практическое занятие № 7-8.

Тема: Категория развития человека в системе понятий педагогической антропологии.

План:

1. Понятие развития, его формы и законы.

2. Основные этапы антропогенеза. Развитие психики.

3. Особенности онтогенеза человека. Врожденные и приобретенные особенности.

4. Концепции онтогенеза (биогенетическая, социогенетическая, персоналистическая, историко-эволюционная).

5. Педагогическая стратегия гармонического развития ребенка с учетом основных положений концепций фило-, онтогенеза.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каково содержание понятия «развития»?

2. В чем заключается специфика антропосоциогенеза?

3. Какие врожденные особенности развертываются в процессе онтогенеза?

4. Выразите свое отношение к теории социального кодирования Петрова В. А.

5. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции предмету и объекту педагогической антропологии.

6. Почему нельзя торопить развитие ребенка?

7. Какая педагогическая стратегия оптимльно способствует развитию ребенка?

Задания для студентов:

1. Подготовить ответы на вопросы плана, используя материалы лекции и предложенную литературу.

2. Сделать выписки из «Психологического словаря» (редактор на выбор) по теме «Развитие психики».

3. Подготовить выступление по статье Добжанского Ф.

Литература:

Основная литература:

1. Добжанский Ф. Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa.//Человек. – 2000. - № 1.

2. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

3. Петров В. А. Язык, знак, культура. М., 1991.

4. Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.

5. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. – С. 461 462.

6. Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д, 2003.

7. Хрисанфорва Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 2002.

Дополнительная литература:

1.Антропология. / Авторы: В. М. Харитонов, А. П. Ожигов и др. М., 2003.

2.Бим – Бад Б. М. Педагогическая антропология. – М., 2003.

3.Ермолаева – Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М., 2003.

Практическое занятие № 9-10.

Наши рекомендации