Лекция 12. практика социального воспитания в начале xx в. педагогика среды с.т.шацкого
Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская коло-ния С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», его статьи «Задачи об-щества», «Детский труд и отдых» и «Что такое клуб?»
Для России начало XX в. было временем бурного экономичес-кого, политического и культурного подъема. Рост городов, увели-чение городского населения и рабочего класса, усиление рассло-ения крестьянства обострили в обществе социальные проблемы.
В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просве-щения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни.
Существующая школа в основном оставалась чисто образова-тельным учреждением, а продолжающееся разложение семьи (мать уходила вместе с отцом на работу) выбросило на улицы массу детей, которые нуждались в заботе родителей, в воспитании. Ост-ро встала проблема создания новых не только учебных, но и вос-питательных учреждений.
Проблема занятости детей вне школьного времени стала ост-рой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь детей бедноты от «улицы», создают на городских окраинах раз-личные детские объединения.
Так, в Московской Думе создается подразделение, которое занимается организацией детских площадок. Правительство помо-гает в организации скаутских объединений.
Инициатором интересного опыта организации
Детскиелетнего отдыха городских ребят была попе-
летние колониичительница московского городского началь-ного училища Елизавета Николаевна Орлова. В 1887 г. в своем имении в Фандееве она создала первую детскую летнюю колонию, где ребята жили на правах гостей, главными занятиями были труд, наблюдения за природой, походы и учеба.
Со временем число детских летних колоний растет, в Москве создается Кружок устроителей детских колоний московских го-родских начальных училищ. Члены кружка разрабатывают систему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с эле-ментами образования, и в то же время старались приблизить от-ношения в колониях к семейным.
Такой была колония семейного типа Терновских, организо-ванная вдовой священника с двумя дочерьми-учительницами. Се-
мья жила на окраине Харькова, в доме, при котором были сад, огород, ягодник, сенокос. В колонию приняли 10 девочек. Инте-ресно и содержательно была организована работа: полезные дела, ежедневный умственный труд, изучение окружающей природы, связанное со специальной программой по природоведению и ес-тествознанию. Занятия сопровождались уроками рисования на природе. Много внимания уделялось пению. Девочки пели в хоре, вечером во время молитв, на прогулках и во время работы, под-бирались игры с пением. Девочки участвовали в сенокосе, в рабо-тах и на огороде и в саду, на пасеке, занимались рыбной ловлей.
Члены московского Кружка устроителей детских летних коло-ний изучали организацию работы колоний, содержание воспита-тельной деятельности, состояние здоровья детей, их нравствен-ное и умственное развитие.
Московский Кружок стал центром организаций летних дет-
ских колоний. За 25 лет его деятельности - к 1912 г. в России было
создано 729 колоний. Из них: 377 - в усадьбах, 317 - в сельских
школах, 22 — в частных поместьях, 13 — в семьях.
"Работа с больными детьми, отстающих в ум-
Классы для ственном и физическом развитии, — одно из
отстающих дете [ направлений социальной педагогики. В Моск-ве Еленой Сергеевной Петуховой при Ольгинско-Пятницком го-родском училище были впервые созданы вспомогательные клас-сы для умственно отсталых детей1.
В практике современной школы это классы выравнивания и коррекции, основы которых были заложены Е.С.Петуховой.
Первый вспомогательный класс (20 ребят) был открыт в 1908 г. Класс делился на две группы: в первую вошли дети, которые че-рез какое-то время сравняются с детьми обычных классов. Во вто-рую — дети, для которых доступна только грамотность. Через год часть учеников из первого набора была признана подготовленной для учебы в обычных классах.
В школе был создан кабинет психологических наблюдений, практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Пре-подаватели вспомогательных классов поддерживали тесную связь с учителями нормальной школы. Количество ребят во вспомога-тельном классе не превышало 15—20 человек. Программы состав-ляли сами преподаватели на основе программ нормальной школы. В процессе работы с ребенком учитывались его способности. Про-
См.: Вспомогательная школа при Московском Ольгинско-Пятницком учили-ще. - М., 1914.
грамму нормального класса, рассчитанную на учебный год, во вспомогательном классе осваивали за полтора-два года.
В программу входили уроки по исправлению речи, обучение девочек домоводству, мальчиков — ремеслу, ежедневная гимнас-тика, подвижные игры. Организовывалось предупредительное ле-чение, выезды детей в летние колонии. Чтобы предупредить утом-ляемость, занятия образовательными предметами чередовались с рисованием, ручным трудом.
При Ольгинско-Пятницком училище кроме вспомогательных были организованы классы для педагогически запущенных детей.
В 1913 г. Е.С.Петухова при этом же училище создает подготови-тельные классы для мальчиков и девочек дошкольного возраста с программой, рассчитанной на два года. Персонал класса состоял из преподавательницы, законодателя, учителя рисования, руко-делия и классной нянечки.
Открытие таких классов при Ольгинско-Пятницком училище -заслуга исключительно Е.С.Петуховой. Московская городская Дума, одобрив ее опыт, создает в Москве сеть подобных вспомогатель-ных классов. В 1912 г. в 70 городах России было создано 120 учреж-дений, частных кружков или летних колоний для слаборазвитых детей.
Во время войны 1877 г. дети помогали взрослым в
Детскиеработе, игры ребят приобретали воинствующий
объединенияхарактер. Дети объединялись в отряды, устраивали «маневры», «сражения», «брали штурмом» «крепости». В это время в Москве возникли отряды «Князя Михаила», «Атамана-разбой-ника», позднее отряд «Юных рыцарей». Члены этого «ордена» да-вали обещание выполнять «обязанности Богу, Отечеству, семье, к ближним, всегда говорить правду». Отряд собирался летом, фи-зически закаливали себя, учились оказывать первую медицинс-кую помощь, спасать на воде утопающих.
В 1908 г. инспектор народных училищ в Екатеринославской гу-бернии г-н Луцкевич основал в г. Бахмут «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича». Это был отряд «потешных», в форме, с деревянными ружьями, орке-стром, а «военное обучение» вели в отряде несколько унтер-офи-церов. Летом 1912 г. в Петербурге, на Марсовом поле, состоялся парад «потешных» из ряда городов. Приехали несколько тысяч участников, присутствовали на этом смотре и русские скауты.
В 1906 г. в Англии была издана книга полковника английской службы Р.Баден Пауля «Юный разведчик», которую в Россию привез Государь и которую, по его просьбе, вскоре перевели на
/ Василькова
I Л
русский язык. Газеты публиковали статьи о том, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.
До появления этой книги подобные детские объединения бы-ли и в нашей стране. Как вспоминает один из первый скаутов А.М.Вязьмитинов1, подростки в городах объединялись в груп-пы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чис-той правдивой жизни на лоне природы, стремление к благород-ному. «Мы и раньше, — пишет Вязьмитинов, — правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».
В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре раз-росшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, кото-рые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов».
Покровителем русских скаутов был избран Святой Георгий По-бедоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.
Руководителем отряда — «скаутмастером» — мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят ка-кие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или челове-ка, нуждался в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.
Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы». На-пример, «Приказ № 150. Беседа о Суворове», «Приказ № 149. Бе-седа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов называ-лись вожатыми.
С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петер-бургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроградской дружине скаутов в 1915г. вспоминал старший скаутмастер К.А.Перцов. Отряд под коман-
1 Русские скауты. 1-й выпуск. - Сидней, 1970.
дои прапорщика состоял из юношей 16—18 лет и делился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.
Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды - в 1917г. «летний лагерь» - скаутов со всей России.
Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроградские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.
В Москве скаутские отряды возникли в!911-1912гг. В1915г. они находились под покровительством Великой Княгини Елиза-веты Федоровны и адмирала И.И. Чайковского (брата композито-ра). Было организовано Общество содействия Организации Юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объеди-нились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров.
В Киеве «Дружина юных разведчиков» была организована в 1914 г. Скауты помогали в работе благотворительных организаций Красного Креста, Земско-Городского Союза, принимали ране-ных с фронта, несли службу при штабе Киевской крепости. В 1917-1919 гг. во время «междуцарствия» (Украинская Рада, петлюров-цы, большевики, гетман) скаутские отряды находились в «подполье».
В 1917г. скауты отряда г. Сызрани заботились о детях бедноты, играли с ними, приносил подарки, помогали семьям по хозяй-ству.
В 1916 г. большая скаутская организация была в Ярославле, в Челябинске насчитывалось 200 человек, в Екатеринбурге - 150. В Анапе, Астрахани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпато-рии, Ереване, Керчи, Кисловодске - во всех городах России фун-кционировали скаутские отряды. Еще в 1914 г. было организовано «Российское общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». После 1917 г. в русских общинах в Европе были созданы дружины скаутов.
Впоследствии о скаутизме Н.К. Крупская писала, что «в бойс-каутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь... что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то — методы подхода к под-ростку». Далее Крупская отмечала, что эти методы надо «как мож-но скорее внести в свою практику»1.
Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959. - Т. 5. - С. 37, 48.
Исследователи скаутского движения к его сильным сторонам относили изучение психологии, интересов и запросов подрост-ков, опору на работу с детьми, на их инициативу, красочность церемоний и ритуалов, конкретность правил, поведения, целей, заданий и лозунгов, овладение умениями и навыками, которые необходимы каждому в будущем, использование склонностей де-тей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы и особенно игр1. Эти методы рекомендовала Крупская взять на вооружение комсо-молу, «если он серьезно претендует на воспитание молодого по-коления и имеет хоть малейшее представление о тех колоссальных задачах, которые стоят перед этим поколением»2.
„ Замечательный отечественный педагог Станислав
(л87К а1от!г\Теофилович Шацкий родился в семье чиновника, (187о—1934)образование получил в Московском университете и Московском сельскохозяйственном институте. Педагогическую деятельность начал в 1905 г.
Вместе с А.У.Зеленко Шацкий создал необычное воспитатель-ное учреждение «Сетлемент», где решался целый ряд социальных проблем детства. Из всех педагогических концепций Шацким была взята одна: «создать детям условия для развития их задатков и их культурное удовлетворение».
Весной 1905 г. из приюта Сущевского попечительства о бедных были взяты несколько мальчиков, которых поселили в неболь-шой детской колонии в Щелково (под Москвой); это и стало началом организации необыкновенного воспитательного учреж-дения. Была поставлена задача охватить детей улицы из малообес-печенных семей, приобщить их к труду, знаниям и культуре.
Здесь на протяжении лета разрабатывались принципы «общей жизни» детей и взрослых, ее законы и правила, по которым уча-стие в ней будут принимать и дети и взрослые. Стержнем «общей жизни» стал труд.
Осенью работа с детьми была продолжена в городе. У Бутыр-ской заставы в Тихвинском переулке в небольшом доме были открыты клубы для подростков и детский сад под общим назва-нием «Дневной приют для приходящих детей» Сущевского попе-чительства для бедных. В клубы, где по вечерам проводились заня-тия по интересам, приходили до 50 ребят. Они рисовали, лепили, играли, готовили концерты и спектакли. Ребята сами придумыва-
1 Соколова Э.М., Фурин С.А. Скаутизм//Педагогическая энциклопедия. 1966. -
Т. 3. - С. 854-856.
2 Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959.
ли названия клубам: «Заря», «Ландыши», «Американцы», «Авст-ралийцы» и др.
В 1907 г. в клубах занимались до 450 детей. Через два года таких клубов было уже десять, в них совершенствовалось детское само-управление, все деловые вопросы решались на сходах.
Для руководства клубами и было создано общество «Сетлемент» («Культурный поселок»)1. К осени 1907 г. оно отстроило собствен-ное здание, где в мастерских подростки обучались слесарному и столярному ремеслу, девушки учились шить, в рукодельной и переплетной мастерских осваивали черчение, рисование, выби-рали профессии.
Общество «Сетлемент» представляло собой детскую республи-ку, систему, состоящую из детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских, где подростки получали специальность наряду с общим образова-нием. «Наша собственная работа, - писал Шацкий, - была не-прерывным кипением мыслей, предположений, планов»2.
Эти клубы были прообразом созданных в советское время До-мов и Дворцов пионеров.
Однако государственные чиновники нашли, что «Сетлемент» не соответствует установленным рамкам учебного заведения, и оно было закрыто. Тем не менее через год, в 1909 г., общество возрождается под новым названием «Детский труд и отдых». В ста-тье «Задачи общества «Детский труд и отдых» Шацкий писал, что мы противостояли улице, вырабатывая у подростков привычку трудиться.
В 1911 г. в Калужской губернии вместе с женой Шацкий на общественные средства создает летнюю трудовую детскую коло-нию «Бодрая жизнь», где 60—80 ребят трудились вместе со взрос-лыми.
Самообслуживание и самоуправление, работы в саду и огоро-де, на кухне и в мастерских были в основе социальной педагоги-ки С.Т.Шацкого.
Все делалось на подъеме, ребята сами намечали дела. Сами обу-страивали кухню с хлебопекарной печью, разбивали сад и строи-ли террасу-столовую, ледник, баню, прачечную и сушилку. Дети были разного возраста. Они играли в театре, увлекались «бабка-ми» и футболом, издавали журнал «Наша жизнь». Игры в индей-цев увлекали всю колонию от малышей до взрослых.
1 См.: Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент»//Советская
педагогика. — № 4.
2 См.: Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 254.
Со временем хозяйство колонии пополнялось. На второй год появились лошадь, тарантас, телега и водовозка.
Детское самоуправление проявлялось в одной из его форм -общих собраниях. На них объявлялся бойкот сквернословию, да-валась оценка работе дежурных, намечались и обсуждались дела колонии.
В практике и теории С.Т.Шацкого были разработаны самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправле-ния, «некоторые закономерности детского общества», самые ост-рые вопросы социального воспитания.
Первостепенным были вопросы детского самоуправления и ин-тересно организованный труд. Экспериментировалось единство по-сильного труда и эстетического воспитания, общественной рабо-ты и самодеятельности детского коллектива, участие в производительном труде детей и взрослых.
Колония «Бодрая жизнь» была началом Опытной станции. В 1912 г. был разработан проект такого учреждения, которое охва-тило бы «все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная с детского сада и кончая школой II ступени, вме-сте с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии»1. В Опытную станцию входили: две детские ко-лонии, детский сад, школа, детская библиотека на 3 тыс. томов, библиотека для педагогов и воспитателей.
Убедившись, что труд стал цементирующим звеном детского коллектива, педагоги поставили новую задачу: организация ду-ховного воспитания. Это был, писал Шацкий, второй этап иссле-довательской и экспериментальной работы.
С. Т.Шацкий
Задачи общества «Детский труд и отдых»
Общество «Детский труд и отдых» ставит целью своей деятельно-сти культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколе-ния Москвы.
Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных усло-вий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городско-го общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители го-
1 См.: Шацкий С.Т. Указ. соч. — С. 611. 198
рода почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей...
Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая — сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое выражение в школах, университе-те, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, — и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противо-положность ей, действующая всюду, днем и ночью.
Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характе-ров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы об-щества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Де-ятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинствен-ности, и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах...
И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огром-ная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей. Правда, существуют школы, приюты, исправитель-ные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обу-чения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребыва-ния детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же в переходный, самый опасный для детей, возраст они не посещают школ, а болтаются на улице оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая урод-ливым проявлениям общества. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое «учение»... Многие из них никог-да не учились в школе, но многие и забыли школьную науку...
Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть. Это конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и по-этому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны.
Исправительные заведения, в сущности, изолируют так называе-мых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чув-ства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.
Строго говоря, все неудачи в работе с детьми зависят от пренебре-жения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми
потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:
1. у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знако-
мятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат
признаком этого инстинкта;
2. дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стрем-ление все трогать, ощупать, пробовать;
3. дети любят созидать, устраивать из ничего, дополняя недостаю-щее воображением;
4. детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впе-чатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего «Я» и огромное раз-витие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества;
5. громадную роль в формировании детского характера играет и н -стинкт подражательности.
Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать ра-зумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими зап-росами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людь-ми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.
В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, раз-мышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детс-ких инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.
Что мы можем противопоставить улице? Определенность впечат-лений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скуч-но. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим про-стор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для детского творчества. Таким образом, ули-ца учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как при-влечь их к нам.
Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить по-больше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное зна-чение в жизни.
Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить
самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо ус-троить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествозна-нию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помеще-ние для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы дет-ское творчество.
Каждая комната будет давать массу материала для детской любоз-нательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гон-чарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим наро-дам и что прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина по-могла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про гли-няные библиотеки вавилонян.
Изучаем обжиг глины и как меняются при этом свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим употребление сырой и обожженной глины в связи с жарким и холодным климатом. Более способные дети поймут условия образо-вания глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, кото-рые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и, как житейские предметы, употребляться в дело.
Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразова-тельное значение, тем более, что в связи с нею будут и географичес-кие экскурсии за город, посещение музеев...
Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах...
Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, навер-ное, перерабатывается еще раз при помощи книжки. Поэтому библио-тека должна занять в нашей работе большое место...
Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно при-вести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает совре-менная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы, на фабрики и заводы и за город...
Мысль о деревне, о природе приводит к созданию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду со-здание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фак-тически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Та-
кая колония даст возможность детям всесторонне развивать свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.
Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными кар-тинками, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление пе-ренесется на площадку для игр тут же при доме.
Так рисуется нам деятельность нашего общества... Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них гроз-ную опасность для культуры.
Печатается по изд.: С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 121-126.
Что такое клуб?
(в сокращении)
Основная идея детского клуба — создание центра, где организует-ся детская жизнь на основании требований, исходящих из детской при-роды. Обыкновенно же детские учреждения организуются на основе тех требований, которые предъявляют к детям общество и государ-ство, не считаясь с требованиями ребенка.
Само название «детский клуб» можно считать не очень удачным, так как здесь подражание внешним формам взрослых людей. Можно доказать, что идея детского клуба гораздо шире и глубже идеи клуба взрослых. Зародыш идеи детского клуба лежит в свободных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные, свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстин-кту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны.
Детские клубы помогают детям организовываться, так как уличные организации, хотя и хороши своей свободой, подвижностью и разнооб-разием, но отрицательные их стороны — в преобладании внешнего подражания действиям взрослых, в беспорядочности, в огромном воз-буждении, связанном с жаждой все нового и нового удовлетворения.
Все эти организации основаны на желании играть в жизнь взрос-лых, и дети живут тем подражательным материалом, который поступа-ет в их душу... Детские свободные организации основываются на детс-
ких инстинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослым — с другой.
Последнее их уводит от детской жизни, например, воровство, бан-да — содержание взято из жизни взрослого.
Чтобы выявить начало этих организаций, нужно очень серьезно изу-чать детскую улицу (детей на улице) и взять от того изучения все цен-ное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадающихся организациях.
Для освещения вопроса много может дать литературный материал биографического характера: Диккенс, Марк Твен, Горький, Толстой. За-тем огромную ценность представляют личные воспоминания о детской жизни каждого взрослого. Материал о детских клубах большой, и его необходимо знать, чтобы познакомиться с историей развития клубов.
Так как наша основная идея — создать центр, который удовлетво-рял бы детским требованиям, строя все на изучении детей, нужна боль-шая работа, чтоб удовлетворить те основы, которые надо вложить в создание этого дома.
В наших школах дело не построено на основах детских потребнос-тей, так как принцип школы — в наименьшее время дать наибольшее количество знаний. Этот же утилитаризм мы видим во всех подготови-тельных группах, где главная цель — подготовить, выдержать экзамен. Вот этой ошибки и не хочу допускать в свободной внешкольной работе, которая должна быть построена на изучении детских инстинктов, ха-рактера трудоспособности и желаний. Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни. У детей есть свой аппарат, с помощью которого они по-своему обрабатывают эти приспособительные знания и опыты. Если бы (ребенок) этого не де-лал, он умер бы. Эту потребность учиться жизни можно сравнить с серьезной потребностью ученого исследовать.
В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учить-ся жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жиз-ни. Но в то же самое время подлинно детскому должно быть отведено настоящее место. Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб.
В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммными лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориен-тировки. То, что у детей неодолимая потребность учиться жить, обязы-вает ко внесению живой жизни в дело детского клуба. Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается детская жизнь.
Инстинкты исследования, подражания очень сильно руководят дет-ской жизнью. Эти инстинкты пропадают с течением времени благодаря нашему воспитанию...
Таким образом, а основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов, исследования инстинкта работы и дви-жения, инстинкта выявления себя и подражательности. Материалом для этого может служить литература, личные воспоминания, наблю-дения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что у детей: должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, ско-пившийся материал подвергать анализу, а в результате — познать детей.
Нередко мы нашу работу с детьми строим на том, что сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развле-каем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывает-ся тем, что лучше ребенку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улице. Но это еще вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности.
Методы работы в клубе
Какие же методы должны быть в клубной работе? Надо предста-вить себе главные элементы, из которых складывается наша жизнь: физический труд, игра, искусство, умственные занятия. Проследив эти главные элементы, можно установить и метод работы.
Работа должна быть постепенной, соответствовать возрасту, не чрез-мерной, соответствовать детской природе и никогда не переходить в механическую работу...
Имеется еще одно соображение для метода работы: дети, которые к нам приходят, кажутся нам не теми, чем они есть на самом деле. Ребенок не высказывает своих собственных желаний, говорит не свои-ми словами, он сам не свой, он продукт своей среды. Поэтому не нуж-но верить тому, что видим в ребенке: он подобен фотографической пластинке, на которую отпечатана его среда. Чтобы его узнать, нужно очистить эту кору. Отсюда первый метод — очищение коры, чтобы вы-явить ребенка таким, какой он есть на самом деле.
Помимо этого, надо бороться за самостоятельность детей, за детс-кую индивидуальность. Этому должен способствовать определенный порядок в противовес улице, где царят возбуждение и беспорядочность, так как и свободе надо учить, в свободе должен быть метод.
Таким образом, вначале должна быть борьба за их индивидуаль-ность. Средством для выявления детских интересов может служить организация физической работы для детей, так как в этой работе выяв-ляется самый грубый ощутительный инстинкт, инстинкт движения мус-кулов. Когда не удовлетворяют эти инстинкты, то создают почву для детских капризов, различного рода уродств, истерий и пр. Поэтому не-
обходимо детям дать возможность физически работать, но работа дол-жна быть понятна детям и соответствовать их силам.
Первичный смысл физической работы — игра мускулов, желание подвигаться, поразмяться, заставить упражняться свой главный орган приспособления — руку. Вначале мы наблюдаем работу инстинкта и проявление его — смутную цель: наслаждение процессом работы, про-исходящим от движения мускулов. После упражнения вводится цель — сначала подражать другим, а потом возникают и самостоятельные внутренние цели — участие в общей работе, потом появляется созна-тельная цель сделать ту или другую вещь для себя (эгоистическая цель). Чем моложе ребенок, тем больше он поддается эгоистическому чув-ству. От эгоистической цели ребенок переходит к альтруистическим — желание сделать вещь для дома, для своей семьи, для мастерской и для клуба. Заставляя детей работать сразу для клуба, мы не сообразу-емся с законами постепенности. Переходя к технике работы, необхо-димо иметь в виду смысл работы, сознание побудительной необходи-мости работы и удовлетворение эгоистического чувства ребенка. Приобретая навыки, ребенок поймет чувство товарищества, у него по-явится потребность внести в «работу элемент искусства и образова-тельного материала».
В технике работы нужно различать приспособление к материалу и приспособление к инструменту. Какое же участие в материале должен принять ребенок? Он должен его купить, доставить на место, подгото-вить, высушить сложить, затем преодолеть трудности, которые достав-ляет материал, выбрать подходящий материал для той или иной цели (более толстый, твердый, ры хлый). Таким образом, ребенок должен пройти все стадии от нахождения материала и кончая его обработкой.
Благодаря этому у ребенка получается заботливое отношение к материалу... Приспособляясь к материалу, ребенок должен приспосо-биться также и к инструменту. Получив инструмент в руки, он пригля-дывается к нему, размахивает им, желая вонзить, употребляет его, как дикарь, в качестве оружия, неправильно употребляет инструмент и на-носит себе ранение. Затем, подражая, начинает понимать назначение инструмента и приемы работы с ним и, наконец, овладев им, принима-ет участие в подготовке инструмента (чистке, точке). Относясь созна-тельно к инструменту, ребенок будет бережно относиться к нему и за-ботливо его убирать.
Жизнь рабочей комнаты
Наблюдая жизнь рабочей комнаты, мы также можем отметить по-степенность в развитии ее жизни. Вначале наблюдается разлад в ра-боте от неумения обращаться с материалом, инструментом. Но затем неудачи встречаются все реже и реже, и дети, втянувшись в работу, начинают петь, думать о красках, об украшении комнаты, вещей.
Так в мастерскую входят элементы искусства. Наряду с этим в мас-терской все время идет напряженная умственная деятельность, выте-кающая из логики работы: возникают вопросы о материале, об инстру-ментах, о взаимоотношениях в мастерской, ведутся беседы по истории ремесла, по его распространению, по технологии, появляется потреб-ность в чтении, появляется библиотека.
Таким образом, мастерская дает сложную картину жизни трудовой, эстетической и умственной.
Виды труда в клубе
Из сказанного вытекает, что основой детской организации должен служить физический труд. Поэтому необходимо решить, какие виды труда должны быть представлены в детском учреждении и какую роль должны играть отдельные виды труда. В этом учреждении должны быть представлены все главные виды труда, на которых строилась и под-держивается жизнь человека. К главнейшим из них надо отнести обра-ботку дерева, кожи, металла, ткани и глины. К. этим главнейшим эле-ментам надо отнести приготовление пищи (кухня, хлебопечение).
В этих учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности.
Игра
Помимо физического труда большое значение в детской жизни име-ет игра. Игра ребенка — это жизненная лаборатория. Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются у него в определен-ных движениях, необходимых ему, как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место в детском клубе.
Раз в игру входит как элемент движение мускулов, то отсюда тесная связь игры с мастерской. Поэтому не все равно, как идет работа в мас-терской. В правильно организованный мастерской должен быть и эле-мент игры. Если во время работы в мастерской дети друг с другом шутят, придумывают названия своим движениям, инструментам, то это показывает, что мастерская пошла по верному пути. Чем больше игра входит в труд, тем лучше для мастерской.
Игру нельзя изолировать от других занятий... Клуб как учреждение должен дать детям свободно проявляться, дать возможность завязы-ваться индивидуальным играм. Поэтому необходимо создавать в клу-бе игральную обстановку...
Искусство
То же самое можно сказать об искусстве... В какой форме вводить искусство в клуб? Учить искусству не следует, но это легче сделать в области рисования и изобразительного искусства, чем в области музы-ки, где приходится детям делать нечто неизвестное. Цель искусства в клубе — развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей.
Когда у детей появляется желание украсить вещь, создать уют в поме-щении, тогда создается та атмосфера, на которой расцветает искусство.
Клуб должен не обучать искусству, а создавать жизнь искусства. В жизнь клуба можно вводить слушание музыки. Дети серьезно слуша-ют хорошую музыку, находясь во власти ее очарования. В искусстве у детей обнаруживается инстинкт выявления себя... В известных вне-шних формах — в рисунках, глине, вещах и т.п.
Создавая в клубе жизнь искусства, мы в то же время создаем у детей привычку слушать, переживать и тем способствуем развитию их умственной деятельности.
Библиотека
Работа с книгой для клуба — одна из серьезных сторон. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упуская то, что взрослый считает важным... Книга должна стоять в центре детской орга-низации, таким образом являясь завершением всей клубной работы.
Так из элементов труда, игры, искусства и книги складывается жизнь клуба.
Начало дела
С чего начать работу клуба? Не все равно — с чего начать. Лучше начинать с мастерских, а не с серии детских библиотек. Мастерская — это фундамент для игры, искусства и умственной деятельности. Эта же мастерская дает возможность проявиться инстинкту общественнос-ти у детей.