Программа по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников
Основные цели программы
Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западноевропейских художников. Развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них УУД: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами. Формирование интеллектуальных и двигательно-моторных умений и навыков, пространственных ориентиров и цветовых эталонов. Программа состоит из 68 занятий, по 2 занятия в неделю, 30 минут каждое
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство.
Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию и аппликации) детей старшего дошкольного возраста и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности с учетом обновления содержания по парциальным программам.
Цель программы художественно-эстетического развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» — развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т. д.).
Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность; формирует пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки; формирует один из важных этапов речи — предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове).
Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западно-европейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания.
Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. Так, альбомы для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс», «Ван Гог и Григорьев» позволяют подготовить руку ребенка к обучению письму: сформировать правильный захват орудия письма, развивать мелкую моторику рук, используя для этого манипуляции простейшими инструментами (рамками, фишками, указателями), задания по вклеиванию недостающих фрагментов, раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и разные виды штриховки.
Задачи программы:
-научить детей техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
-развивать творческие способности, фантазию, воображение детей, через различные виды художественной деятельности;
-развивать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы, развивать мелкую моторику рук;
-формировать умение оценивать созданные изображения и аппликацию;
-воспитывать чувство прекрасного в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов
Содержание программы
№ | Название пособия | Количество часов |
1. | Знакомство с картинами: | |
«Кронтик в музее. Как там – внутри картин?» | ||
2. | «В музее с Кронтильдой» | |
3. | Подготовка руки к письму: | |
Альбом для работы взрослых с детьми «Ван Гог и Григорьев» Альбом для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс» | ||
ИТОГО |