Программа по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников

Основные цели программы

Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западноевропейских художников. Развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них УУД: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами. Формирование интеллектуальных и двигательно-моторных умений и навыков, пространственных ориентиров и цветовых эталонов. Программа состоит из 68 занятий, по 2 занятия в неделю, 30 минут каждое

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство.

Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию и аппликации) детей старшего дошкольного возраста и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности с учетом обновления содержания по парциальным программам.

Цель программы художественно-эстети­ческого развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» — развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школь­ный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т. д.).

Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать про­странство картины и формирует наблюдатель­ность; формирует пространственные этало­ны; способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки; формирует один из важ­ных этапов речи — предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление гряду­щего высказывания, но еще не оформленную в слове).

Знакомство дошкольников с картина­ми известных русских и западно-европейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания.

Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освое­нию письменной формы речи. Так, альбомы для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс», «Ван Гог и Григорьев» позволяют подготовить руку ребенка к обучению письму: сформиро­вать правильный захват орудия письма, разви­вать мелкую моторику рук, используя для этого манипуляции простейшими инструментами (рамками, фишками, указателями), задания по вклеиванию недостающих фрагментов, раскра­шивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и разные виды штриховки.

Задачи программы:

-научить детей техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;

-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

-развивать творческие способности, фантазию, воображение детей, через различные виды художественной деятельности;

-развивать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы, развивать мелкую моторику рук;

-формировать умение оценивать созданные изображения и аппликацию;

-воспитывать чувство прекрасного в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов

Содержание программы

Название пособия Количество часов
1. Знакомство с картинами:  
«Кронтик в музее. Как там – внутри картин?»
2. «В музее с Кронтильдой»
3. Подготовка руки к письму:  
  Альбом для работы взрослых с детьми «Ван Гог и Григорьев» Альбом для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс»  
ИТОГО  

Наши рекомендации