Основные критерии и показатели оценки управленческой деятельности образовательными системами.

Главная задача любого менеджера - это эффективное управление. Критерии эффективности позволяют детально оценить качество работы руководителя, чтобы внести соответствующие коррективы в управленческую деятельность. Оценочные работы должны проводиться регулярно с целью выявления сильных и слабых сторон с последующим внесением своевременных корректив. Стоит отметить, что эффективность управления образовательными системами представляет собой относительный показатель, который характеризует управление в целом или же его отдельную подсистему, в данном случае эффективность управления образовательным учреждением.

Оценивание деятельности образовательных учреждений всегда предполагает наличие системы критериев оценки. В настоящее время разработаны программа аттестации общеобразовательных учреждений и методика внешней экспертизы при ее проведении, а также методика комплексной критериальной количественной оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения (ВДОУ) экспертным методом и соответствующее руководство для экспертов. Важным показателем качества результата образования является рейтинг ОУ в сравнении с другими образовательными учреждениями того же вида. Рейтингование может проводиться на муниципальном или региональном уровне на основании учета разных показателей, результаты могут быть опубликованы.

Теоретический анализ и опрос представителей органов управления образованием различного уровня показывает, что при определении показателей качества образования, надо ориентироваться не только на требования стандартов, но и на оценку «потребителей» - обучающихся, их родителей, а при возможности работодателей и других заинтересованных субъектов.

Рассмотрим основные критерии и показатели оценки деятельности образовательных учреждений, следовательно, и управленческой деятельности в данном образовательном учреждении.

Индикаторы качества образования:

1. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплек­сной аттестации ОУ, срезовых работ, проводимых учреди­телем и др.

2. Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

3. Количественное соотношение вы­пускников ОУ и выпускников, зачисленных на бюджетные места в ВУЗы.

4. Количественное соотношение вы­пускников начальной школы и ос­новной школы (отсев). Этот показатель свиде­тельствует о способнос­ти ОУ к индивидуа­лизации образования.

5. Количественное соотношение обучаю­щихся, проживающих в районе ОУ и проживающих в других терри­ториях. Характеризует спрос на это ОУ, косвенно отражает имидж ОУ, его престиж в социуме.

6. Ежегодная динамика (за 5 лет) соот­ношений желающих быть зачислен­ными в ОУ и за­численных. Характеристика конкурсности, косвенно отражает имидж ОУ, его престиж в социуме.

7. Динамика социальной структуры семей: соотношение социального статуса выпускников ОУ (за 5 лет) и социального статуса их родителей; динамика образовательных уров­ней родителей обучающихся за 5 лет. Показывает влияние ОУ на социальную стратификацию.

8. Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством результатов, процесса и условий образования, включая запросы в основном и дополнительном образовании.

9. Степень удовлетворенности качеством результатов образования работодателей, учреждений высшего и среднего профессионального образования

II. Процесс обучения:

1. Качество используемой учебной литературы, в т.ч. УМК: наличие грифа, оценки экспертов, соответствие виду ОУ, связь с результатами независимого оценивания.

2. Используемые средства и методы обучения и воспитания, в т.ч. ИКТ, проблемные, проектные, здоровьесберегающие и т.д. Свидетельствует об ориентации школы на требования современности, квалификации педагогических работников, выступает условием достижения новых целей образования.

3. Формы организации обучения, в т.ч. обеспечивающие обучение по индивидуальному учебному плану. Свиде­тельствует о способнос­ти ОУ к индивидуа­лизации образования.

III. Условия (образовательная среда):

1. Режим работы ОУ: пяти или шестидневная учебная неделя, наличие 2-й смены, средняя наполняемость классов (групп); режим учебного дня; «открытость» дверей ОУ; работа в выход­ные дни. Рассматриваются как в плане соответствия нормативным требованиям, так и с точки зрения рациональности использования имеющихся условий, ресурсов, определения необходимых направлений их совершенствования.

2. Безопасность образовательной среды: ситуация с правонарушения­ми (статистика за год), информация о наркотиках, количество травм за год; травмоопасность коридоров, залов, кабинетов ОУ; количественные соотношения по группам здоровья детей; количест­венные показатели по зрению, ОРЗ, статистика инфекционных заболевании; режим охраны и допусков. Является важным свидетельством организа­ции образовательного процесса и должно отвечать социальному запросу.

3. Количество кружков, клубов, спор­тивных секций (дополнительное образование); количественное соот­ношение реализуемых часов учебно­го плана общего образования к ча­сам дополнительного образования на 1 ребенка за год. Этот показатель свиде­тельствует о возможно­стях ОУ удовлетво­рять различные и мно­гоаспектные образова­тельные запросы.

4. Открытость информации ОУ: наличие сайта, регуляр­ность встреч с родителями, система принятия решений, наличие органов самоуправления. Свидетельствует о формировании элементов гражданского общества, способности взаимодействовать с социумом.

5. Характеристика работы библиотеки: количество справочной литературы, соотношения читательского спроса и его удовлетворения, наличие периодической литературы, посещаемость библиотеки, проведение мероприятий по стимулированию читательской активности, использование ИКТ и т.д.

IV. Ресурсное обеспечение:

1. Кадровое обеспечение образователь­ного процесса: образовательный уро­вень педагогов, квалификационные характеристики, средний возраст пе­дагогов, количество педагогов-вы­пускников данного ОУ, индикатор ротации сотрудников, количественное соотношение обучающихся и педагогов (16/1). Средняя зарплата педагогов.

2. Финансовые ресурсы ОУ: коли­чество денег на 1 обучающегося в год; соотношение в бюджете фонда оплаты труда и дру­гих статей; наличие и количество вне­бюджетных ресурсов; соотношение бюджетных и иных доходов.

3. Информационные ресурсы: количест­во книг библиотеки на 1 обучающегося, количество суммарного времени использования Интернета на 1 обучаю­щегося в год; количество обучающихся на 1 компьютер.

МОНИТОРИНГ КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются основанием для принятия решений.

(дальше рассказываете по своему Положению о внутришкольном мониторинге (мониторинге в ДОУ))

Наши рекомендации