Основные критерии и показатели оценки управленческой деятельности образовательными системами.
Главная задача любого менеджера - это эффективное управление. Критерии эффективности позволяют детально оценить качество работы руководителя, чтобы внести соответствующие коррективы в управленческую деятельность. Оценочные работы должны проводиться регулярно с целью выявления сильных и слабых сторон с последующим внесением своевременных корректив. Стоит отметить, что эффективность управления образовательными системами представляет собой относительный показатель, который характеризует управление в целом или же его отдельную подсистему, в данном случае эффективность управления образовательным учреждением.
Оценивание деятельности образовательных учреждений всегда предполагает наличие системы критериев оценки. В настоящее время разработаны программа аттестации общеобразовательных учреждений и методика внешней экспертизы при ее проведении, а также методика комплексной критериальной количественной оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения (ВДОУ) экспертным методом и соответствующее руководство для экспертов. Важным показателем качества результата образования является рейтинг ОУ в сравнении с другими образовательными учреждениями того же вида. Рейтингование может проводиться на муниципальном или региональном уровне на основании учета разных показателей, результаты могут быть опубликованы.
Теоретический анализ и опрос представителей органов управления образованием различного уровня показывает, что при определении показателей качества образования, надо ориентироваться не только на требования стандартов, но и на оценку «потребителей» - обучающихся, их родителей, а при возможности работодателей и других заинтересованных субъектов.
Рассмотрим основные критерии и показатели оценки деятельности образовательных учреждений, следовательно, и управленческой деятельности в данном образовательном учреждении.
Индикаторы качества образования:
1. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплексной аттестации ОУ, срезовых работ, проводимых учредителем и др.
2. Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
3. Количественное соотношение выпускников ОУ и выпускников, зачисленных на бюджетные места в ВУЗы.
4. Количественное соотношение выпускников начальной школы и основной школы (отсев). Этот показатель свидетельствует о способности ОУ к индивидуализации образования.
5. Количественное соотношение обучающихся, проживающих в районе ОУ и проживающих в других территориях. Характеризует спрос на это ОУ, косвенно отражает имидж ОУ, его престиж в социуме.
6. Ежегодная динамика (за 5 лет) соотношений желающих быть зачисленными в ОУ и зачисленных. Характеристика конкурсности, косвенно отражает имидж ОУ, его престиж в социуме.
7. Динамика социальной структуры семей: соотношение социального статуса выпускников ОУ (за 5 лет) и социального статуса их родителей; динамика образовательных уровней родителей обучающихся за 5 лет. Показывает влияние ОУ на социальную стратификацию.
8. Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством результатов, процесса и условий образования, включая запросы в основном и дополнительном образовании.
9. Степень удовлетворенности качеством результатов образования работодателей, учреждений высшего и среднего профессионального образования
II. Процесс обучения:
1. Качество используемой учебной литературы, в т.ч. УМК: наличие грифа, оценки экспертов, соответствие виду ОУ, связь с результатами независимого оценивания.
2. Используемые средства и методы обучения и воспитания, в т.ч. ИКТ, проблемные, проектные, здоровьесберегающие и т.д. Свидетельствует об ориентации школы на требования современности, квалификации педагогических работников, выступает условием достижения новых целей образования.
3. Формы организации обучения, в т.ч. обеспечивающие обучение по индивидуальному учебному плану. Свидетельствует о способности ОУ к индивидуализации образования.
III. Условия (образовательная среда):
1. Режим работы ОУ: пяти или шестидневная учебная неделя, наличие 2-й смены, средняя наполняемость классов (групп); режим учебного дня; «открытость» дверей ОУ; работа в выходные дни. Рассматриваются как в плане соответствия нормативным требованиям, так и с точки зрения рациональности использования имеющихся условий, ресурсов, определения необходимых направлений их совершенствования.
2. Безопасность образовательной среды: ситуация с правонарушениями (статистика за год), информация о наркотиках, количество травм за год; травмоопасность коридоров, залов, кабинетов ОУ; количественные соотношения по группам здоровья детей; количественные показатели по зрению, ОРЗ, статистика инфекционных заболевании; режим охраны и допусков. Является важным свидетельством организации образовательного процесса и должно отвечать социальному запросу.
3. Количество кружков, клубов, спортивных секций (дополнительное образование); количественное соотношение реализуемых часов учебного плана общего образования к часам дополнительного образования на 1 ребенка за год. Этот показатель свидетельствует о возможностях ОУ удовлетворять различные и многоаспектные образовательные запросы.
4. Открытость информации ОУ: наличие сайта, регулярность встреч с родителями, система принятия решений, наличие органов самоуправления. Свидетельствует о формировании элементов гражданского общества, способности взаимодействовать с социумом.
5. Характеристика работы библиотеки: количество справочной литературы, соотношения читательского спроса и его удовлетворения, наличие периодической литературы, посещаемость библиотеки, проведение мероприятий по стимулированию читательской активности, использование ИКТ и т.д.
IV. Ресурсное обеспечение:
1. Кадровое обеспечение образовательного процесса: образовательный уровень педагогов, квалификационные характеристики, средний возраст педагогов, количество педагогов-выпускников данного ОУ, индикатор ротации сотрудников, количественное соотношение обучающихся и педагогов (16/1). Средняя зарплата педагогов.
2. Финансовые ресурсы ОУ: количество денег на 1 обучающегося в год; соотношение в бюджете фонда оплаты труда и других статей; наличие и количество внебюджетных ресурсов; соотношение бюджетных и иных доходов.
3. Информационные ресурсы: количество книг библиотеки на 1 обучающегося, количество суммарного времени использования Интернета на 1 обучающегося в год; количество обучающихся на 1 компьютер.
МОНИТОРИНГ КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются основанием для принятия решений.
(дальше рассказываете по своему Положению о внутришкольном мониторинге (мониторинге в ДОУ))