Психологическая дистанция
Характер оценки тех идей, которые предлагаются другими, зависит и от степени, в какой они затрагивают данного человека лично. В случае, если обсуждаемая проблема имеет к человеку опосредованное отношение, он, как правило, оценивает ход дискуссии как бы со стороны: проблема для него любопытна, но ее решение не требует от него немедленных действий и активного «я-включения». Так, чисто теоретическая дискуссия об эффективности различных методов обучения может в той или иной степени интересовать преподавателя, но выводы из нее не являются для него прямой директивой к организации собственных действий. Однако в том случае, если предлагаемые идеи и решения преподаватель должен непосредственно реализовать в собственной деятельности, происходит естественное сокращение психологической дистанции этих решений по отношению к «я» педагога, а следовательно, возрастание активного включения в обсуждение проблемы. Это проявилось, в частности, в довольно быстром внедрении в практику медицинских вузов так называемых ситуационных задач, в которых преподаватели увидели инструмент формирования клинического мышления студентов. Таким образом, «я-включенность» (психологическая дистанция) оказывает прямое влияние на отношение преподавателя к дискуссионной проблеме. Если дискуссия прямо не затрагивает профессиональных интересов личности, она не побуждает человека занять строго определенную позицию. Чем ближе проблема к личному опыту, тем активнее преподаватель вовлекается в ее обсуждение и тем определеннее он формулирует свою позицию. Резкое усиление полемичности в ходе дискуссии, как и недостаточная разносторонность аргументации, ведет к поляризации оценок (специалистов и неспециалистов, студентов и педагогов), а также повышает вероятность возникновения эффектов, противоположных ожидаемым («эффект бумеранга»).
Психологическая дистанция влияет и на готовность преподавателя к использованию предлагаемых ему идей и решений. Речь идет о том, что общее согласие личности с решением зависит от возможностей его реализации, как объективных (наличие определенных материально-технических условий, ресурсов, затрат времени и т.д.), так и субъективных (оценка собственных сил, требуемых усилий и т.п.). Если реализация решений, по самооценке преподавателя, превосходит его возможности, он, вероятнее всего, вынужден будет отказаться от их осуществления, даже высоко ценя их в принципе (пример применения деловых игр).
Что касается самого использования решений, предлагаемых другими, то оно, естественно, имеет разный характер. Использование их может выступить:
а) как непосредственная ассимиляция преподавателем отдельных приемов работы, включение их в собственную систему без сколько-нибудь существенного ее изменения;
б) как организация собственного опыта решения достаточно крупной педагогической проблемы по образцу или по аналогии с решениями, разработанными в опыте других (например, практическая апробация схем 00Д, системы задач и т.д.);
в) как перестройка ранее выработанной личной педагогической концепции на основе идей и принципов, разработанных в опыте других.
Совершенно ясно, что психологическая трудность решения этих задач резко возрастает при переходе от одного уровня использования к другому.
Свобода выбора.
Определенное решение может стать внутренним достоянием личности (своим) только тогда, когда оно является результатом собственного свободного выбора. Если оно человеку навязано (например, административно-директивным путем), он снимает с себя внутреннюю ответственность за возможные его последствия. То же относится к дискуссиям и обсуждениям. Если в дискуссии человек не является равноправным ее участником, если ему не предоставляется возможность свободно высказать и обсудить свое мнение, он скорее будет в этом мнении укрепляться, чем его перестраивать. Если при анализе некоторой важной для личности проблемы отсутствует терпимость к критике, если не обсуждаются все «плюсы» и «минусы» предлагаемых решений, у человека, как правило, возникает отрицательный эмоциональный барьер по отношению к этим решениям.
Ниже мы предлагаем тест, который поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может- могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте крестиком или значком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.
1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
1) да;
2) в зависимости от настроения;
3) нет.
2. Когда студент на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю:
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
3. Если аудитория не приведена в порядок:
1) я не могу начать занятие;
2) я не обращаю на это внимания;
3) моя реакция зависит от ситуации.
4. Когда я поступаю несправедливо со студентом:
1) мне трудно признать это;
2) я готов признать свою неправоту;
3) таких случаев не было.
5. Для меня важнее:
1) отношения со студентами;
2) с коллегами;
3) не знаю.
6. Некоторые студенты вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть:
1) часто;
2) иногда;
3) никогда не вызывают.
7. Присутствие на занятии посторонних:
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
8. Я считаю своим долгом сделать замечание студенту, если он нарушает порядок в общественном месте:
1) обычно;
2) нет;
3) в зависимости от ситуации.
9. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим студентам:
1) не уверен;
2) нет;
3) да.
10. Во время перерыва я предпочитаю общаться:
1) со студентами;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
11. Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении:
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
12. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других:
1) да;
2) не уверен;
3) нет.
13. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) дает четкие указания;
2) не вмешивается в мою работу;
3) предлагает простор для творчества.
14. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь:
1) да;
2) нет;
3) не помню.
15. Случайные встречи со студентами за пределами университета (института):
1) доставляют мне удовольствие:
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
16. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:
1) часто;
2) редко;
3) никогда.
17. Замечания со стороны коллег и администрации:
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
18. Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана:
1) всегда;
2) предпочитаю импровизацию;
3) зависит от ситуации.
19. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах:
1) да;
2) пет;
3) не помню.
20. С мнением, что каждого студента нужно принимать таким, каков он есть:
1) я согласен;
2) не согласен:
3) что-то в этом есть.
21. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:
1) да;
2) иногда:
3) пег.
22. Мысль о предстоящей встрече со студентами и коллегами:
1) доставляет мне удовольствие:
2) особых эмоций не вызывает;
3) в тягость.
23. Когда я вижу, что студент ведет себя вызывающе по отношению ко мне:
1) я плачу ему той же монетой;
2) игнорирую этот факт;
3) предпочитаю выяснить отношения.
24. Я добросовестно готовлюськ занятиям:
1) обычно;
2) иногда;
3) всегда.
25. В работедля меня важнее всего:
1) привязанность студентов;
2) привязанность коллег;
3) чувство собственной необходимости.
26. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния:
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
27. В дружелюбном отношении со стороны коллег:
1) я не сомневаюсь;
2) уверенности нет;
3) затрудняюсь ответить.
28. Если студент высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
1) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) затрудняюсь ответить.
29. Я опаздываю на работу:
1) регулярно;
2) изредка;
3) никогда не опаздываю.
30. Если при мне незаслуженно наказывают студента:
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
31. Работа дается мне ценой большого напряжения:
1) обычно;
2) иногда;
3) никогда.
32. У меня нет сомнений в своем профессионализме:
1) конечно;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
33. По-моему, в студенческом коллективе важнее всего:
1) трудовая дисциплина;
2) отсутствие конфликтов;
3) возможность работать творчески.
34. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня:
1) часто;
2) иногда;
3) никогда.
35. С высказыванием «Я ничему никогда не могу научить этого студента, потому что он меня не любит»:
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
36. Мысли о работе мешают мне уснуть:
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
37. На заседаниях кафедры я выступаю по волнующим меня вопросам:
1) часто;
2) иногда;
3) предпочитаю слушать других.
38. Я считаю, что преподаватель может повысить голос на студента:
1) если студент этого заслуживает;
2) затрудняюсь ответить;
3) это недопустимо.
39. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу:
1) не всегда;
2) не знаю;
3) всегда.
40. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:
1) редко;
2) обычно;
3) всегда.
41. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных:
1) да;
2) не помню;
3) нет.
42. Непредвиденные ситуации на занятиях:
1) только мешают учебному процессу;
2) лучше игнорировать;
3) можно эффективно использовать.
43. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми:
1)да;
2) нет;
3) не помню.
44) В конфликте между преподавателем и студентом я в душе встаю на сторону:
1) студента;
2) преподавателя;
3) сохраняю нейтралитет.
45. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:
1) как правило;
2) не обязательно;
3) проблем со здоровьем нет.
46. Мои студенты относятся ко мне с симпатией:
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
47. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными:
1) не вызывают;
2) не знаю;
3) вызывают.
48. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом:
1) да;
2) нет;
3) не помню.
Ключ к тесту «Психологический портрет преподавателя: опыт самодиагностики» приводится ниже.
Бланк ответов