Специальность «Логопедия. Специальная психология» (4 курс, 7 семестр)
2012 – 2013 уч.г.
1. Представить письменный отчет о выполнении тестовых и квалификационных заданий по темам: “Логопедия как наука. Этиология нарушений речи. Классификация нарушений речи. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия. Нарушения голоса. Дислалия.” (по программе самостоятельной работы (3 курс, 6 семестр) по темам курса).
2. Составить памятку (текст беседы, презентацию… – по выбору студента) по предупреждению нарушений голоса (определение целевой аудитории, темы памятки, беседы и пр. – по выбору студента).
3. Провести обследование ребенка с дислалией (возраст ребенка, форма дислалии – по выбору студента) и заполнить речевую карту с логопедическим заключением. Представить видеозапись с материалами обследования, проведенного студентом.
Контрольная работа должна быть представлена в деканат заочного отделения факультета специального образования не менее, чем за 10 дней до начала зимней сессии.
Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 1.1. “Логопедия как наука”:
Принципы и методы логопедии как науки
1. Установите аналогию: сравнительный → комплексный / обсервационный → ?
2. Укажите лишнее в ряду принципов логопедии: комплексности, доступности, учета симптоматики нарушения и структуры речевого нарушения, обходного пути.
3. Продолжите ряд: тест, проективные методики, беседа … .
4. Продолжите ряд: лабораторный, естественный … .
5. Установите аналогию: праксиметрический → анализ речевой деятельности / обсервационный → ?
6. Укажите лишнее в ряду принципов логопедии: наглядности, развития, сознательности, индивидуального и дифференцированного подхода.
Анатомо-физиологические и психолингвистические основы логопедии
1. Выделение и дифференциация акустических признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью:
А. вторичных отделов левой височной области коры головного мозга
Б. вторичных отделов постцентральной области коры головного мозга
В. третичных отделов теменно-затылочной области
Г. первичных отделов коры головного мозга
2. Установите последовательность в ряду операций порождения речевого высказывания (по А.А.Леонтьеву):
1. мотив
2. внутреннее программирование
3. лексическое развертывание и грамматическое конструирование
4. внешняя речь
5. мысль (речевая интенция)
6. моторная реализация
3. Исключите «лишнее» в ряду составляющих строение речевого аппарата:
А. кора головного мозга Б. диафрагма
В. Проприорецепторы Г. ядра ствола мозга
4. Исключите «лишнее» в ряду составляющих строение периферического речевого аппарата:
А. язык Б. зубы В. гортань Г. увуля
5. К отделам периферического речевого аппарата не относятся:
А. дыхательный Б. голосовый
В. артикуляционный Г. звукопроизносительный
6. Исключите лишнее в данном перечне:
А. боковые края языка Б. спинка языка
В. корень языка Г. кончик языка
7. Установите соответствия:
Функциональные блоки в деятельности коры головного мозга | Направленность деятельности блока |
1. Первый блок | А. обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения |
2. Второй блок | Б. осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира |
3. Третий блок | В. обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствованное состояние |
8. Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова, называется … .
9. Соотнесите понятие с его определением.
Понятие | Определение |
1.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | А. Компонент речи, представляющий совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. |
2.РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ | Б. Компонент речи, представляющий совокупность сверхсегментных свойств речи (темпа, ритма, мелодики, интонации, ударения, пауз и т.п.) |
3.ГОЛОС | В. Компонент речи, представляющий дыхание в процессе речи, характеризующееся быстрым вдохом и замедленным выдохом, увеличение дыхательного объема, ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их до соприкосновения на выдохе. |
4.ПРОСОДИКА | Г. Компонент речи, представляющий процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. |
1 – , 2 – , 3 – , 4 – .
10. Соотнесите понятие с его определением.
Понятие | Определение |
1. ФОНЕТИКА | А. Раздел лингвистики, исследующий фонемы и различные признаки фонем. |
2. ФОНЕМИКА | Б. Обширная область знаний, включающая кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологический аспекты речеобразования. |
3. ФОНОЛОГИЯ | В. Раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи. |
4. ФОНЕМАТИКА | Г. Раздел фонологии, изучающий фоны и их объединение в фонемы как единицы сегментного (линейного) ряда. |
1 – , 2 – , 3 – , 4 – .
11. Соотнесите понятие с его определением.
Понятие | Определение |
1. СЛОВО | А. Минимальная единица звукового строя языка. |
2. МОРФЕМА | Б. Законченный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения. |
3. ФРАЗА | В. Минимальная значимая часть слова, совокупность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд других общих признаков (префикс, суффикс и т.д.). |
4. ЗВУК РЕЧИ | Г. Важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. |
5. ФОНЕМА | Д. Членоразделительный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов. |
1 – , 2 – , 3 – , 4 – , 5 – .
12. Определите основную функцию кинестетического аппарата речедвигательного анализатора.
1. Организация моторных программ речевого акта.
2. Осуществление анализа кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата.
3. Выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи.
4. Создание серий нервных импульсов, обеспечивающих плавный переход от одного движения к другому.
13. Продолжите фразу «Формирование артикуляторной программы осуществляется…».
1. В речеслуховом анализаторе.
2. В исполнительном отделе речедвигательного анализатора.
3. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.
4. В корковом отделе речедвигательного анализатора.
14. Продолжите фразу «Реализация артикуляторной программы осуществляется…».
1. В речеслуховом анализаторе.
2. В центральном звене речедвигательного анализатора.
3. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.
4. В центральном отделе речевого аппарата.
15. Для правильной реализации речевого акта необходимо осуществление обратной связи на основе…
1. Слухового контроля.
2. Кинетического контроля.
3. Кинестетического контроля.
4. Зрительного контроля.
5. Тактильного контроля.
16. Слуховой контроль осуществляется…
1. До произнесения речевой единицы.
2. В момент произнесения речевой единицы.
3. После произнесения речевой единицы.
17. Кинестетический контроль осуществляется…
1. До произнесения речевой единицы.
2. В момент произнесения речевой единицы.
3. После произнесения речевой единицы.
Особенности усвоения речи в процессе онтогенеза
1. У здорового новорожденного крик:
А) громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
Б) громкий, чистый, с коротким вдохом и коротким выдохом
В) негромкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
Г) негромкий, чистый, с коротким вдохом и коротким выдохом
2. Установите последовательность основных стадий довербального и раннего вербального развития:
1. гуление и появление смеха 2. рефлекторный крик
3. каноническая вокализация 4. ранний лепет
3. Развитие интонационной характеристики крика начинается с:
А) 1 месяца Б) 2 месяцев
В) 3 месяцев Г) 4 месяцев
4. Переход от рефлекторных звуков к коммуникативным осуществляется на стадии:
А) гуления Б) раннего лепета
В) канонической вокализации Г) «произнесения слогов разных типов»
5. При врожденной глухоте отмечается:
А) начальная вокализация на стадии гуления и отсутствие лепета
Б) отсутствие гуления и лепета
В) начальная вокализация на стадии гуления и ранний лепет
Г) довербальное развитие в соответствии с возрастными этапами
6. Соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность (как основа слогообразования) происходит на стадии:
А) гуления Б) раннего лепета
В) канонической вокализации
Г) «произнесения слогов разных типов»
7. Установите соответствия. (Запишите в виде сочетания цифры и буквы, например: 1а 2б 3г …):
Уровень понимания речи ребенком | Возрастной этап |
1. Понимает название отдельных предметов | а. 3 – 6 месяцев |
2. Понимает обозначения действий в различных ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации | б. 6 – 10 месяцев |
3. Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса | в. 10-12 месяцев |
4. Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации | г. 12 – 14 месяцев |
5. Узнает изображения отдельных предметов | д. 15 – 18 месяцев |
6. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее | е. 2 года 6 месяцев |
7. Узнает отдельные предметы на сюжетных картинках | ж. 2 года 6 месяцев – 3 года |
8. Понимает отдельным инструкциям и починяется некоторым словесным командам («дай ручку») | з. к 4 годам |
8. Оценка чужого и своего произношения появляется у ребенка после:
А) 2 лет Б) 3 лет В) 4 лет Г) 5 лет
9. Первыми в словаре ребенка появляются:
А) существительные Б) глаголы
В прилагательные Г) местоимения
10. Исключите «лишний» предлог (с учетом усвоения предлогов в онтогенезе):
А) в Б) на В) у Г) по
11. Исключите «лишний» звук (с учетом усвоения звуков в онтогенезе):
А) а Б) о В) д Г) п
12. Установите правильную последовательность этапов овладения грамматической структурой предложения (по А.Н. Гвоздеву):
1. усвоение флективной системы языка
2. усвоение служебных слов
3. предложения из аморфных слов-корней
4. усвоение морфологической системы языка
13. К звукам раннего онтогенеза не относится:
А) в Б) м В) к Г) б
14. Словотворчество у нормально развивающегося ребенка возникает:
А) с 1 года до 1,5 лет Б) с 1,5 лет до 2 лет
В) с 2 лет до 3 лет Г) с 3 лет до 5 лет
15. Коммуникативная функция речи у ребенка начинает формироваться с:
А) 6 месяцев Б) 1 года
В) 1, 5 лет Г) 3 лет
16. Первые словообразовательные инновации (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) появляются к:
А) 1,5 годам Б) 2-2,5 годам
В) 3-3,5 годам Г) 4-4,5 годам
17. Использование слов «языка нянь» наиболее характерно для ребенка:
А) 1 года жизни Б) 1-2 года
В) 2-3 года Г) 3-4 года
18. Расхождение между активным и пассивным словарем 1:10 (1:20) характерно для ребенка:
А) 1-2 года жизни Б) 2-3 года
В) 3-4 года Г) 4-5 года
19. Установите соответствия. (Запишите в виде сочетания цифры и буквы, например: 1а 2б 3г …):
Понятие | Пример |
1. Слоговая элизия | а «бельчиный дом», «встречник», «белота» |
2. Ассимиляция | б «фафета» - конфета, «бубуля» - бабуля |
3.Словообразовательные инновации | в «деда», «бай-бай», «бо-бо» |
4. Протослова | г «зин» - магазин, «гава» - голова |
5. «Язык нянь» | д «фа» – горячо, опасно, «ки» - все интересное |
6. Детская этимология | е «мычок» - бычок, «истуда» - оттуда |
20. Речь становится средством словесно-логического мышления после:
А) 3-4 лет Б) 5-6 лет
В) 7-8 лет Г) 10-12 лет
21. Установите последовательность формирования основных функций речи в онтогенезе.
1. регулирующая
2. номинативная
3. коммуникативная
4. обобщающая
22. Возрастные критические периоды в развитии речевой функции не связаны с:
А. наиболее интенсивным развитием звеньев речевой системы
Б. повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности
В. ускоренной мутацией
Понятийно-категориальный аппарат логопедии
1. Установите аналогию: обучение → коррекция / симптом→ ?
2. Укажите лишнее в ряду: распад речи, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, недостатки речи.
3. Продолжите ряд: язык, речь … .
4. Продолжите ряд: симптоматика, патогенез … .
5. Установите аналогию: язык → речь / недоразвитие речи → ?
6. Укажите лишнее в ряду: адаптация, профилактика, психокоррекция, компенсация.
Квалификационное задание по теме 1.2. Этиология нарушений речи: