Сознание, его функции и структура
Сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание – это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.
Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:
1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;
3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;
4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Сознание обладает специфическими свойствами:
1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийной означенностью, наделенностью смыслом;
2) отражением основных, главных характеристик предметов, способностью познавать общее и частное в действительности;
3) способностью к коммуникации, передаче информации другим людям, обмену мнениями;
4) социальным характером и направленностью;
5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;
6) подотчетностью, регуляцией и контролем;
7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.
В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознание (см. ниже). Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам. Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.
Важныефункции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям. Функциями сознания также являются:1) отражательная,2) порождающая(творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная,4) рефлексивная функция, характеризующая сущность сознания.
Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Характеристики сознания: 1) активность; 2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо); 3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания); 4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности; 5) различная степень ясности самого сознания.
По мнению А. В. Петровского структуру сознания можно рассматривать следующим образом.
1. Оно есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.
3. Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. При формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
4. Отношения или мир чувств.
В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоенным конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.
Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспосабливая его к человеческим потребностям. Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, а, следовательно, имеет возможности для дальнейшего развития своего сознания.