Использование эмоционально-образных, метафориче
Ских представлений о резонансных механизмах голосооб
разования (метод «как будто») как наиболее эффективных
Средств системного управления певческим процессом, т.е.
Воздействия на всю систему голосового аппарата в целом.
Примеры высказываний.
Е. Образцова: «Дыхание берешь, как цветок нюхаешь».
А. Ардер: характерный психологический образ - отождествление
себя с сильно резонирующим духовым музыкальным инструментом:
«Вокальный педагог должен дать в руки ученику инструмент — тубу, а
ученик должен уметь его взять. Берем свой вокальный инструмент -
тубу вдоль глубины по примарной стороне как бы во внутрен-
ние объятия. Внутренние объятия вокального инструмента - ту-
бы - должны быть так сердечны и нежны, как у матери, которая пер-
вый раз берет на руки новорожденного младенца» и т.п.
Использование в работе принципа целостности го
Лосового аппарата, т.е. тесной физиологической взаи
мосвязи между тремя основными его частями «дыха
ние - гортань - резонаторы», составляющими единую
Целостную функциональную систему, в результате чего
Воздействие на любую из этих трех частей неизбежно
Отражается на работе и других частей системы, т.е.
Всего голосового аппарата в целом.
Примечание: Принцип целостности в той или иной степени на-
ходит отражение во всех вышеуказанных принципах резонансного
пени (1—4) и служит физиологической основой для косвен-
ного опосредованного воздействия на работу гортани и голосовых
связок со стороны дыхания и резонаторов, а также - воздействия
на работу всего голосового аппарата в целом с помощью метода
«как будто» как психологического средства системного
воздействия.
368______________________В.П. Морозов_____________________
РТИП И ДИАГНОСТИКА
ВОКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Одним из основных научно-практических аспектов резонансной
теории искусства пения (РТИП) является разработанный автором
на ее основе новый комплексный метод дигностики
в о к а л ь н о й о д а р е н н о с т и .
Помимо традиционного прослушивания и оценки ведущих
профессоров консерватории метод включает:
Подробный анализ важнейших вокально-технических и эс-
тетических свойств певческого голоса по его объективным
акустическим характеристикам с помощью новейших ком-
пьютерных технологий, в том числе:
• Определение типа певческого голоса
• Измерение силы голоса
• Измерение динамического диапазона
• Оценку вибрато голоса
• Оценку тембровых качеств
по спектральным характеристикам
• Измерение гармоничности тембральных составляющих
• Измерение высокой и низкой певческих формант
• Измерение коэффициентов звонкости
и полетности голоса
• Измерение ровности вокальных гласных
• Измерение дикции и орфоэпии вокальной речи
С помощью новейших специально разработанных методов
психоакустического и психофизиологического тестирова-
ния производится оценка основных вокально-музыкальных
и художественных способностей певца, в том числе:
. Определение вокального слуха
• Определение эмоционального слуха
(пассивного и активного)
• Определение интонационного слуха
• Оценка принадлежности к
художественному типу личности
. Оценка ряда необходимых певцу
психологических особенностей личности
Искусство резонансного пения 369
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Fed, quod potui, faciant
meliora potentes1.
Как показывает исторический опыт, всегда существовало великое
множество весьма различных, нередко противоречащих друг другу,
вокальных школ и направлений. В том числе существует немало пев-
цов, поющих без всякого представления о резонаторах и резонансе. И
это понятно, поскольку явление резонанса, как мы видим, достаточно
сложное, особенно в голосовом аппарате певца, и сущность его далеко
не всем ясна. Известно также, что есть немало вокалистов, исполь-
зующих и пропагандирующих физиологически нецелесообразные и
даже вредные приемы пения. Но, может быть, это не их вина, а их бе-
да? Беда незнания того, что можно и нужно петь иначе. Справедливо
по этому поводу сказал Р. Юссон: «Без вреда для голоса можно петь,
используя любой тип вокальной техники, но при одном условии: петь
не слишком высоко, не сильно, не долго и не часто» (Husson, 1960).
Выдающиеся певцы, истинные мастера вокального искусства поют,
как известно, и высоко, и сильно, и долго, и часто. Э. Шварцкопф, на-
пример, будучи на гастролях в нашей стране, пела в операх и концер-
тах практически ежедневно, так как, по ее признанию, если она не поет
хотя бы один день, то теряет вокальную форму. О том же говорят
М. Баттистини, Е. Образцова, М. Кабалье и другие великие мастера.
Что же защищает голоса великих певцов от переутомления и
вреда? Ответ дан на страницах этой книги - это, конечно же, «ЕГО
ВЕЛИЧЕСТВО РЕЗОНАНС», как я говорю на лекциях, подчерки-
вая наиважнейшую роль резонанса в пении. Это резонансная тех-
ника пения. Об этом свидетельствуют яркие, образные высказыва-
ния мастеров вокального искусства, сами их великолепные голоса
и научные исследования, которым посвящена эта книга.
В теоретических трудах обычно говорится, что резонаторы че-
ловеческого голосового аппарата - слишком слабая система, чтобы
существенно влиять на силу звука по причине значительных зату-
ханий и поглощений акустической энергии в голосовом тракте.
Мастера пения опровергают эти кабинетные представления, созда-
вая путем объединения резонаторов с дыханием и оп-
т и м а л ь н о г о и х с о г л а с о в ы в а н и я с в и б р а т о р о м м о щ -
н е й ш у ю и с о в е р ш е н н е й ш у ю а к у с т и ч е с к у ю с и с т е м у ,
1 Сделал, что мог, и пусть, кто может, сделает лучше (лат).
370____________________ В. П. Морозов_____________________
восхищающую к тому же и красотой звука. Сценическая и вокально-
педагогическая практика в этом отношении идет пока впереди
научных теорий. Резонансная теория пения - это попытка приблизить
наши теоретические представления к практике.
Резонансная теория искусства пения (РТИП), основанная на прак-
тике мастеров вокального искусства и на всестороннем изучении аку-
стики, физиологии и психологии певческого процесса, объясняет воз-
можность достижения при минимальных физических напряжениях
органов голосообразования большой силы певческого голоса,
красоты тембра, звонкости и полетности звука, высоких
фонетических качеств вокальной речи (дикции), легкости и
неутомимости голосообразования, долговечности профессиональной
сценической деятельности певца. Естественно, РТИП не только это
объясняет, но и указывает пути достижения вокального
совершенства.
РТИП - это новая научная концепция, существенно корректи-
рующая и в определенной части опровергающая традиционные
теоретические (методологические) представления о певческом голосе
и вытекающие из них методические рекомендации (см., например,
критику связочных ощущений в пении: §4.9.2., 5.1.6., критику теории
Р. Юссона: § 4.3., неправомерное отрицание эмоционально-образной
вокальной терминологии: §5.1.4., 5.2., резонансное происхождение
высокой и низкой певческих формант: §3.2.1., 3.2.2., семь важнейших
функций певческих резонаторов: гл. 3, физиологические основы
целостности голосового аппарта: гл. 4, психологические основы
резонансного пения: гл. 5 и др.). Выводы для вокально-
педагогической практики творчески мыслящий читатель найдет
почти в каждом разделе книги.
Само собой разумеется, что в этой книге намечены лишь самые
общие контуры теории резонансного пения. Многое еще предстоит
уточнить и дополнить, как мне самому, если Бог даст мне силы и
время, так и моим ученикам и последователям. С моими коллегами
мы мечтаем о создании видеофильма «Искусство резонансного
пения»- учебного пособия для вокалистов по материалам этой
монографии.
Цель настоящего издания, как я уже упоминал, - не решить все
проблемы, а привлечь внимание вокалистов к этой наиважнейшей и
не разработанной области вокальной методологии. Я считал бы свою
задачу выполненной, если мне удалось пробудить интерес певцов и
педагогов, особенно молодежи, к использованию поистине
фантастических, безграничных возможностей резонансной техники
для достижения совершенства в искусстве пения.
ПРИЛОЖЕНИЕ