Коммуникативные универсальные учебные действия
- слушать и слышать друг друга;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
-стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
VI. Количество часов на реализацию:
Учебный план на 2 года
№ | Наименование темы-предмета | 1 год | 2 год |
Особенности актёрского мастерства. Практические занятия. | |||
Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия. | |||
Сценическое мастерство. Практические занятия. | |||
Сценическое движение. Практические занятия. | |||
Основные правила поведения на сцене. Практические занятия. | |||
История театра | |||
Постановка спектакля | |||
ВСЕГО ЧАСОВ: |
Тематическое планирование
1 год – 68 часов
№ | Колич. часов | Тема занятия | Содержание занятия | Коммуникативные УУД |
Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы | Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Мимика и жесты. Ритмопластика. Учебные театральные миниатюры | Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. | Умение взаимодействовать с партнером, передавать свои мысли жестами и мимикой | ||
Сценические действия. Что такое сцена. Знакомство с особенностями пьесы-сказки | Знакомство с историей театра и театральным искусством | Умение слушать, умения вступать в диалог. | ||
Культура и техника речи Знакомство со сказкой «Царевна – лягушка», распределение ролей. Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций. | Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | ||
Основы театральной культуры Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». | Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля. | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Репетиция, обсуждение костюмов и декораций. | Создание декораций и костюмов. | Умение участвовать в коллективном обсуждении | ||
Выступление на уроке внеклассного чтения перед 5-тиклассниками | Прогон спектакля | Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим товарищам | ||
Выступление перед учениками начальной школы. | Концерт | Умение концентрировать внимание на важных деталях, умение работать в коллективе. | ||
Просмотр профессионального театрального спектакля | Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | ||
Репетиция пьесы-сказки «Елочка-золотая иголочка» | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над дикцией. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | ||
Чтение пьес и выбор постановочного материала. | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | Умение участвовать в диалоге, умение договариваться друг с другом | ||
Мы актёры. Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций. | Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Мы актеры. Работа над спектаклем Генеральная репетиция, изготовление декораций. | Генеральная репетиция спектакля на празднике Осени | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Премьера пьесы | Премьера спектакля для учащихся начальной школы | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | ||
Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к игре – путешествию по сказочному царству. Репетиция. | Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Генеральная репетиция. | Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «Репка», «Три медведя» | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | ||
Игра – путешествие по сказочному царству для учащихся начальных классов . | Создание игровых ситуаций, вовлечение малышей в театральное действо | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Выступление перед воспитанниками детского сада. | Создание игровых ситуаций, вовлечение малышей в театральное действо Инсценирование мини-спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя» | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | ||
Основные правила поведения на сцене. Этюды | Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. Проигрывание мини-сценок. | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Чтение пьесы-сказки «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение костюмов, ролей. | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Репетиция пьесы. | Создание образов героев сказки. Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Выступление перед учащимися 5-6 классов | Просмотр сказки «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение содержания и игры героев. | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | ||
Выступление перед учащимися начальной школы | Премьера спектакля для учащихся и учителей школы. | Умение оценивать результаты своего труда |
Итог 1 год – 68 часов
Тематическое планирование
2 год – 68 часов
№ | Колич. часов | Тема занятия | Содержание занятия | Коммуникативные УУД |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Мимика и жесты. Ритмопластика. Учебные театральные миниатюры | Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | Умение взаимодействовать с партнером, передавать свои мысли жестами и мимикой | ||
Сценические действия. | Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | Умение слушать, умения вступать в диалог. | ||
Культура и техника речи Знакомство со сказкой «Мухоморчик», распределение ролей. Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций. | Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий .Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | ||
Основы театральной культуры Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Репетиция спектакля | Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Репетиция, обсуждение костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения | Создание декораций и костюмов. | Умение участвовать в коллективном обсуждении | ||
Выступление на уроке внеклассного чтения перед 5-тиклассниками | Прогон спектакля | Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим товарищам | ||
Выступление перед учениками начальной школы. | Концерт | Умение концентрировать внимание на важных деталях, умение работать в коллективе. | ||
Просмотр профессионального театрального спектакля | Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | ||
Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Знакомство с пьесой | Чтение пьесы | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Репетиция пьесы-сказки «Ну,волк,погоди!» | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над дикцией. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | ||
Мы актеры. Работа над спектаклем Генеральная репетиция, изготовление декораций. | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | ||
Пантомимический этюд – тень | Проигрывание мини-сценок. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | ||
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | Умение участвовать в диалоге, умение договариваться друг с другом | ||
Круглый стол «Азбука общения» | Обсуждение своих достижений | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Создание сценических этюдов. | Инсценирование ситуаций «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие» | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Беспредметный этюд на контрасты | Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Сценическое движение. | Этюды на движение. Умение держаться на сцене, находить нужную мизансцену | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Искусство декламации. | Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. | Умение четко выражать свои мысли. | ||
Сказка живет рядом | Работа над образом. Сказочные гримы. | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Знакомство с пьесой «Конкуренция» | Инсценирование отрывков пьесы | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | ||
Основные правила поведения на сцене. Этюды | Импровизации на тему изученных произведений по имеющимся атрибутам. Проигрывание мини-сценок. | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Чтение экологической пьесы-сказки «Вернись к природе другом».Обсуждение костюмов, ролей. | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | ||
Репетиция пьесы. | Создание образов героев сказки. Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением | Умение учиться договариваться друг с другом. | ||
Выступление перед учащимися 5-6 классов | Просмотр сказки «Вернись к природе другом».Обсуждение содержания и игры героев. | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | ||
Выступление перед учащимися начальной школы | Премьера спектакля для учащихся и учителей школы. | Умение оценивать результаты своего труда |
Итог 2 год – 68 часов
Список литературы для педагогов
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина Н.А., Жокина Н.В. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
2. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001. – 270 с.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
5. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М.: Просвещение, 2011. –76 с.
9. Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 300 с.
10. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2008– 249 с.
11. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьника. –2000. –№5. – С.29-36.
12. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.
13. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии. – Белгород, 2003.
14. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. –М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
16. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
17. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
18. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М., 2005.
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Шекспир В. Полное собрание сочинений в восьми томах. – М.: Academia, 1949.
8. Школьный театр. Классные шоу-программы/ серия «Здравствуй школа» – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
9. Школьные вечера и мероприятия (сборник сценариев). – Волгоград. Учитель, 2004.
Приложение №1