Жизненные правила»–история создания
Содержание.
1. Введение.
2. История создания.
3. «Жизненные правила» и некоторые факты жизни композитора.
4. Заключение.
5. Литература.
«Для пользы в учении и во услаждение души…". Р. Шуман | ||||
«Раз узнав и полюбив этот маленький музыкальный кодекс, никогда уже больше его не забудешь…». В. Стасов. |
Введение.
В «Правилах» обозначены эстетические воззрения Шумана, его педагогические мысли. Они становятся исключительным явлением не только для современников композитора, но и обладают неизмеримой ценностью для музыкальной педагогики нашего времени. Шумановские афоризмы выходят за узкие рамки педагогических советов, по широте затронутых проблем, проницательности и прогрессивной направленности они не только не устаревают, но и еще более обнаруживают свой глубокий смысл по мере становления музыканта. Знаменитые высказывания Шумана помогают исполнять, постигать его музыку, формируют отношение к ней.
Жизненные правила»–история создания.
Слова Р. Шумана – «В каждом ребенке - чудесная глубина» (19, 22), звучит как эпиграф к его музыке о детях, об их душевном мире. Р. Шуман был прекрасным педагогом и философом. Еще великий Иоганн Себастьян Бах своими пьесами из "Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах" заложил добрую традицию создания педагогического репертуара для воспитания у детей художественного вкуса, музыкального мышления, слуха и формирования на этой основе у юного музыканта определенных пианистических навыков. Шуман же пошел дальше в художественном постижении образов детства и окружающего мира ребенка. Эти принципы были сформулированы Р. Шуманом в «Жизненных правилах для музыкантов», которые стали «руководством к действию» для многих композиторов, обращающихся к сочинению детской фортепианной музыки. Целый ряд находок, которые Шуман реализует в «Альбоме для юношества», а затем – Чайковский в «Детском альбоме» мы видим в сочинениях, которые являются популярными до сих пор, не уступая позднее созданным детским циклам Грига, Прокофьева, Бартока, Кабалевского, Гаврилина - все эти произведения доставляют эстетическое удовольствие людям всех возрастов.
Но, пожалуй, ни один композиторов не может сравниться с Шуманом, так как Роберт создал для детей свои знаменитые «Жизненные правила для музыканта», где композитор обращается к юному музыканту со своими наставлениями.Он подарил миру своеобразный музыкальный кодекс на все времена. Это музыкальный канон, музыкальная библия, по которой юный пианист может ориентироваться в огромном пространстве музыкального искусства. Как говорил В.Стасов, сделавший первый русский перевод «Домашних и жизненных правил для музыкантов», они по праву принадлежат к «золотым страницам музыкальной педагогики, полными глубиной таланта самого горячего сердца».
В те времена с особой остротой стояла проблема «порчи музыкального чувства» детей. В. В. Стасов в его работе «Тормозы нового русского искусства» (1885) пишет: «Когда у младенца только что, только что начинает разверзаться слух,– писал критик,– он уже тотчас слышит музыку, в большинстве случаев очень скверную. Наверное, в доме кто-нибудь бренчит на фортепиано всякую дрянь или распевает плохие романсы и арии. И в антрактах между сосанием груди и сном все это упорно и неотразимо вливается в уши беззащитного младенца. Какая жалость, что никто еще не разыскал, с каких именно пор, с какого дня и часа начинают у маленького, лишь недавно народившегося человечка нарастать музыкальные мозоли на душе!»(2). Говоря о последующем художественном развитии ребенка, Стасов обрушивается на рутинную систему обучения, представители которой «думают только об учении, о музыке – никогда»: «они (то есть учителя) её совсем не знают, и потому, когда речь доходит, после экзерсисов, до "сочинений", они ставят на нотный пюпитр перед своими учениками всякую всячину: и создания высоких, талантливых композиторов, и жалкое кропание самых ничтожных и бездарных,– все заучивается и вытверживается с одинаковым равнодушием и безучастием» (2).
Тем ценнее одобрение В. В. Стасова шумановского «Альбома для юношества» и его «Жизненных правил»!
Такое же положение детского музыкального образования было и в Германии. Это подтверждается и сделанной 1 сентября дневниковой записью жены композитора Клары Шуман: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей» (23, 41). Помимо нотного материала, рукопись «Альбома» включала в себя наставления юным музыкантам, впоследствии превратившиеся в «Жизненные правила для музыкантов», соблюдать которые композитор призывал будущих музыкантов.
После В. В. Стасова впоследствии новый русский перевод «Правил» сделал П.И. Чайковский. Это были горячие поклонники его творчества. «Музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским» - писал Чайковский (8). Его не менее популярный в детских музыкальных школах «Детский альбом» связан с «Альбомом для юношества» Шумана. – «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана» - делился в письме своими композиторскими планами с Н. Ф. фон Мекк Чайковский (23, 14)
История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Сочинения для детей появляются в творчестве композитора с конца 1840-х годов, то есть именно с того времени, когда начали обучаться музыке его собственные подрастающие дети. К 1 сентября 1848 года, к семилетию старшей дочери Марии, когда детей в семье было уже пятеро, и была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества». Мария, любимица отца, которой родительского внимания и любви выпало больше, нежели младшим братьям и сестрам, впоследствии пишет: «Когда я оглядываюсь на свою жизнь, самым ярким светом сияет в ней моё детство. Счастье, испытанное мною в доме родителей, убежденность в том, что мы, дети, были для них дороже всего на свете, давало мне чувство надежности, защищенности…» (23, 18).
Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Вероятно, поначалу он планировал разместить их между отдельными пьесами Альбома. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в лейпцигской Новой музыкальной газете (Neue Zeitschrift fьr Musik, специальное приложение к № 36 от 3.V.1850) под заглавием «Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию «Альбома». 27 сентября 1848 года законченная накануне чистовая рукопись (автограф) была отправлена в издательство.