VII. Закрепление изученного.
– Отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
(Тень.)
С неба падает слезами.
По земле бежит ручьями.
(Дождь.)
Льется речка –
Мы лежим.
Лед на речке –
Мы бежим.
(Коньки.)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька.)
Что на вешалке висит,
Надевать себя велит,
Если стужа в декабре
Или дождик на дворе?
(Пальто.)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке белой я зимой,
А летом с бритой головой.
(Пень.)
Ходит плавно взад-вперед,
А полов не достает,
Кто уходит иль войдет,
Ручку ей всегда пожмет.
(Дверь.)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке
В нем жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель.)
– Что обозначает ь в этих словах? (Обозначает мягкость согласных, сам звука не обозначает.)
– «Спрячьте» мягкий знак в середину слова.
день – … огонь – …
капель – … боль – …
пень – … уголь – …
зверь – … окунь – …
Работа по карточкам.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ
В пустые клетки впишите начало слов.
ь | м | о | |||
ь | т | о | |||
ь | ц | о | |||
ь | м | а |
(Письмо, пальто, кольцо, пальма.)
ь | к | и | |||
ь | к | и | |||
ь | к | и | |||
ь | к | и |
(Коньки, пеньки, деньки, мальки.)
В пустые клетки вписать название дерева, танца, части патрона, рыбы.
ль | ||||
ль | ||||
ль | ||||
ль |
(Пальма, полька, гильза, килька.)
Незнайка написал диктант. Проверьте, правильно ли он выполнил
задание?
Лодка села на мел.
Угол сложили в угол.
В лесу живет хор.
Мы мылись в банке.
VIII. Итог урока.
– Что вы узнали о буквах ъ, ь?
Учащиеся делают вывод о значении ь, ъ на конце и в середине слов.
– Давайте вернемся к первому вопросу урока: почему ь остался на конце слова, а от ъ отказались? (Ответы учащихся.)
Урок 29
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования навыка правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова (между согласными); способствовать воспитанию внимательного отношения к слову.
Планируемые результаты УУД: предметные:научатся употреблять разделительный мягкий знак в словах, писать словарные слова, списывать небольшой текст по правилам списывания; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – допускают существование различных точек зрения; личностные УУД:знают и соблюдают основные моральные нормы поведения в классе, школе, в общественных местах.
Образовательные ресурсы: иллюстрации; рисунки – изображения сказочных персонажей; карта путешествия; карточки-задания.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.
II. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика
БУСЫ
Крепкую нитку
В иголку вдеваю.
Имитация движений большими, указательными, средними пальцами обеих рук.
Ягодку к ягодке
Нанижу.
Работа большими и указательными пальцами обеих рук.
Кончики нитки
Я в узел свяжу.
Пальчики полусогнуты, слегка перебираем их – один за другим.
Яркие, крупные
И блестящие –
Бусы из ягод
Как настоящие.
Кисти рук выставлены вперед ладошками вверх, сводим вместе и разводим – растягиваем нитку с бусами.
– Посмотрите на этот узор, подумайте, прочитайте слово. (Молодцы.)
– Объясните, что надо было сделать, чтобы прочитать слово.
– Какую букву мы будем писать, в чем её секрет? (Буква ь, не обозначает звука.)
– Рассмотрите верхний узор с этой буквой, подберите слова, где встретим -ль-, -нь-. (Мальчик, крыльцо, деньки, окуньки и т. д.)
– Рассмотрите нижний узор, подберите слова, в написании которых встречается мягкий знак 2 раза*. (Сельдь, женьшень и т. д.)
Комментирование и запись узоров.