Профессионально-педагогическая подготовка (педагогические училища, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты)
Система педагогического образования в современных реалиях включает три основных противоречия:
· между требованиями к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических вузов к выполнению своих профессиональных обязанностей;
· между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности;
· между официально заявленного приоритета педагогического образования и реальным государственным отчуждением.
В РФ складывается многоуровневая структура педагогического образования, целью которой выступает:
1. расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных запросов личности и общества;
2. повышение уровня общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования.
Достижение данной цели требует выполнения (решения) ряда задач:
· с позиции личности: осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и др. потребностям;
· с позиции общества: получить специалиста с заданными квалификационными характеристиками;
· с позиции педагога: с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические возможности.
Ниже в применении к специальности "Информационные технологии в образовании" речь идет о высшем профессиональном образовании.
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации по определенной специальности.
Профессия - это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, а также опыта работы.
Специальность- отрасль производства, науки, техники, искусства, образования, являющееся областью деятельности, работы, учебы какого-либо человека.
Квалификация- степень, уровень профессиональной подготовленности человека к труду в соответствующей отрасли.
Профессия, специальность и квалификация являются одними из составляющих личностного трудового потенциала работника. К другим его составляющим относятся психофизиологический и социально-культурный потенциал. Первый из них характеризуется уровнем физического развития, состояния здоровья, работоспособности, выносливости, психической уравновешенности и т.п.; второй - уровнем гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересами, общекультурным уровнем.
Билет №6
Cущность педагогического процесса
Педагогический процесс – это
1) Учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью учителя и учеников и способствующий наиболее полному развитию и реализации ученика.
2) Организованное взаимодействие педагогов и учеников, которая направлена на решение следующих задач:
· Образование
· Обучение
· Развитие личности (личность – проявление личностных качеств в обществе)
- эмоциональная сфера
- мотивационная сфера
- познавательная сфера
Педагогический процесс может быть представлен как ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности, и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Признаки педагогической системы:
1. Наличие компонентного состава, структурность;
2. Многоуровневость, иерархия компонентов;
3. Зависимость функций каждого компонента от положения в системе;
4. Несведение свойств системы к сумме свойств его компонентов;
5. Проявление взаимосвязи в том, что изменение одного параметра ведет к изменению всей системы.
Появление:
1. Типичное событие
2. Постановка задач
3. Реализация задачи
4. Обратная связь (достигнут ли результат, каковы последствия)
Характеристики педагогического процесса:
1. Целостность (все компоненты ПП взаимосвязаны и не противоречат друг другу).Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.
2. Целенаправленность;
3. Организуемость и управляемость;
4. Непрерывность;
5. Субъектность;
6. Поликультурность;
7. Цикличность.