Методические рекомендации для изучения темы модуля.
Вопросы для обсуждения.
1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
2. Принципы отбора художественных произведений для детского чтения.
3. Задачи и содержание работы в области литературного образования дошкольников.
4. Методика выразительного чтения и рассказывания детям. Подготовка воспитателя и детей к чтению.
5. Формы работы с книгой в ДОУ.
6. Методика использования произведений устного народного творчества в детском саду.
7. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
8. Художественно-речевая деятельность дошкольников.
Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.
Репродуктивные задания.
1. Подготовить устное сообщение на основе содержания книги Л.М.Гурович и др. «Ребенок и книга».
2. Составить рассказы для детей о жизни и творчестве белорусских писателей и поэтов (2-3).
3. Проследить усложнение программных задач по теме в программе «Пралеска».
Творческие задания.
1. Составить перечень первоисточников по теме «Методика работы с художественной литературой в детском саду с кратким анализом их содержания в хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.
2. Разработать план литературного утренника, концерта литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста.
3. Подготовить инсценировку по литературному произведению (по выбору) для детей группы «Малютки» или «Малыши».
4. Составить план консультации для родителей с элементами тренинга по изучаемой проблеме.
Вопросы-задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы.
1. Какими возрастными особенностями развития детей можно объяснить особенности восприятия литературных произведений детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
2. Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий?
3. В чем заключается подготовка воспитателя к чтению художественных произведений и заучиванию детьми стихов наизусть?
Литература
1. Агапова,И.А. и др. Литературные игры для детей /И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада»,2006. – 192 с.
2. Богуш,А.М. и др. Методика организации художественно-речевой деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях / А.М.Богуш, Н.Гавриш, Т.Котик. – К.: Издательский дом «Слово», 2006. – 304 с.
3. Брызгалова, А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов. / А.Н.Брызгалова, М.А.Калиновская, Р.А.Туфкрео; под ред. О.И.Дрозд, Е.А.Устиненко. – Минск: Юнипресс, 2006. – 176 с.
4. Гурович,Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред В.И.Логиновой. – СПб: Издательство «Акцидент», 1996. – 128 с.
5. Дубініна,Дз.М. Мастацка-мауленчае развіцце дашкольнікау: дапаможнік для педагогау устаноу, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Дз.М.Дубініна, Н.С.Старжынская; пад рэд. Н.С.Старжынскай. Мінск: Зорны верасень, 2007. – 88 с.
6. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. –. – Минск: НИО, Аверсэв, 2010 – 320 с.
7. Краскоуская,Г.І. І слова гучала, чароунае слова: (заняткі у групе “Фантазеры”): Дапам. для педагогау дашк. устаноу / Г.І.Краскоуская. – Мн.: УП “Тэхнапрынт”, 2005. – 64 с. (майстэрня выхавальніка).
8. Марціновіч, А.В. Святло чароунага ліхтарыка / А.В.Марціновіч. – Мн.:Зорны верасень, 1997. – 176 с.
9. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
10. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. М.: Издат. центр “Академия”, 1999. – 560 с.
11. Хрестоматия для дошкольников: в четырех частях. Произведения для детей от трех до пяти лет / Сост. А.И.Саченко, Л.А.Саченко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 211 с.
12. Чытанка для дзіцячага /Уклад. В.Р.Вячорка і інш. – Мн.: Народная асвета, 1990. – 303 с.
Тема 7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Программа темы.
Сущность подготовки к обучению грамоте. Психологическая характеристика процессов чтения и письма.
Задачи и содержание подготовки детей к обучению грамоте. Формирование элементарного теоретического осознания детьми явлений языка и речи – основа овладения процессами чтения и письма. Ознакомление дошкольников со структурными компонентами речи: звуком, словом, слогом, предложением, звуковым и слоговым составом слова, словесным составом предложения.
Подготовка руки ребенка к письму. Сравнительный анализ авторских методик обучения детей грамоте. Характеристика наглядных пособий. Диагностика осознания детьми языковых явлений.