Методические рекомендации к изучению темы модуля. Вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения.

1. Подготовка к обучению грамоте в системе речевой работы с детьми.

Сущность пропедевтической работы.

2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к овладению навыками

чтения и письма в современных образовательных программах для ДОУ.

3. Подготовка руки ребенка к письму.

4. Наглядный материал по подготовке к обучению грамоте.

5. Методика ознакомления детей со словом, звуком, слогом, предложением.

6. Обучение детей звуковому анализу слов.

7. Характеристика наглядных пособий, методика их использования.

8. Вариативные методики обучения грамоте (Н.А.Зайцев, М.Монтессори, Л.Л.Шулежко и др).

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.

Репродуктивные задания.

1. Подготовить устные сообщения-аннотации современных источников литературы по проблеме.

2. В программе «Пралеска» выделить содержание подготовительной работы в области обучения грамоте в группах «Почемучки», «Фантазеры».

3. Предложить диагностические задания для изучения уровня осознания детьми явлений языка и речи.

Творческие задания.

1. Сделать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных образовательных программах (две на выбор).

2. Изучить уровень практического осознания элементов языка и речи одним ребенком старшей группы по схеме:

Фамилия, имя ребенка   Оценка в баллах   Общая оценка
Называние слова Звуковой анализ слова Слоговой анализ слова Анализ предложения
           

Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – 0 баллов. Высшее число баллов – 4.

3. Предложить (письменно) 1-2 игры по подготовке детей к обучению грамоте.

4. Разработать конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы и подготовиться к самостоятельному проведению его.

Вопросы-задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы.

1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?

2. Какие методические приемы применяются для ознакомления детей с линейностью и дискретностью речи?

3. Покажите последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова.

Литература.

1. Алексеева, М.М.Яшина,В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ высш. и сред. пед учеб. заведений. – 3-е изд, стереотип / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.:Издат. центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Бутрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А.Бутрименко Г.А.Цукерман. – М.: Новая школа, 1993. – 95 с.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др, Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб: Детство – Пресс, 2002. – 244 с.

4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. – Минск: НИО, Аверсэв, 2010 – 320 с.

5. Старжинская, Н.С. Обучение грамоте в детском саду / С.Старжинская. – Мн.: 2000. – 188 с.

6. Старжынская, Н.С. У свеце гукау і слоу: дапаможнік для дзяцей старэйшага дашкольнага узросту. – Мн.: ООО “Сэрвіт”, 2000. – 32 с.

7. Зайцев, Н.А. Письмо, чтение, счет / Н.А.Зайцев. – СПб: Издательство “Лань”, 1998. – 224 с.

8. Шумаева, Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект /Д.Г.Шумаева. – СПб «Акцидент», 1998. - !88 с.

Модуль 3.

Организация работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

Тема 1. Диагностика и коррекция речевого развития детей

Дошкольного возраста.

Программа темы.

Значение диагностики речевого развития детей для оптимизации педагогического процесса развития речи. Вариативные диагностические методики изучения речи детей дошкольного возраста (М.М.Алексеева, В.И.Яшина, А.Г.Арушанова, Т.М.Юртайкина, О.С.Ушакова, Г.А.Любина и др.). Требования к организации и методике диагностики развития речи. Речевые характеристики. Дифференциация и индивидуализация обучения детей речи и языку на основе данных диагностики. Коррекционная работа по развитию речи, ее значение.. Виды коррекционной работы, требования к ее содержанию и проведению.

Наши рекомендации