Способы и направления поддержки детской инициативы
Старшая группа 5-6 лет
Образовательная область | Содержание области | Создание условий | Формы взаимодействия | Позиция педагога. |
Социально-коммуникативное развитие | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе Самообслуживание, самостоятельность , трудовое воспитание. Формирование основ безопасности | Организация центра «Книжная витрина» с набором детской художественной литературы, иллюстративным материалом. Наборы муляжей овощей и фруктов, тематические наборы разрезных карточек, машины специального назначения. Организация центра «Сюжетно-ролевой игры» ««Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр». | Непосредственно образовательная деятельность. Дидактические игры, Театрализованные игры, Коммуникативные игры Рассматривание детской художественной литературы, тематического иллюстрационного материала, Проблемные ситуации Тематические беседы и беседы свободной темы. Поручения. Самостоятельная деятельность детей Досуговая деятельность | Не навязывать игру детям, предоставлять право выбора игры самостоятельно. Содействовать «переживание» ребенком разных ролей. Предоставлять свободу выбора игрового оборудования для игры. Изучать и переносить семейный опыт игр в группу |
Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы | Организация центра «Интеллектуального развития» с наличием предметов различного размера и количества, мозаики, лабиринты, шарады, ребусы, картинки – шутки. Организация центра «Экспериментирование» наполненного бросовым материалом, природным материалом, совками, граблями, мельницами, лупами, песочными часами и пр. Инструкции к различным опытам с водой, ветром, песком и др. Тематический иллюстративный, дидактический, материал, пазлы. Предметы заместители, игровые наборы животных жарких стран, насекомых, животных холодных стран и др. | Непосредственно образовательная деятельность. Проектная деятельность Наблюдение Исследовательски-экспериментальная деятельность Игровая деятельность Дидактические игры, Коммуникативные игры Рассматривание детской художественной литературы, тематического иллюстрационного материала, Проблемные ситуации Тематические беседы и беседы свободной темы. Поручения. Самостоятельная деятельность детей | Отвечать на вопросы детей, вызывать желание активно участвовать в разговорах, беседах, обсуждениях и т.д. |
Речевое развитие | Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй Связная речь | Использовать загадки, картинки-шутки. Различный дидактический материал, картинки (предметные и сюжетные), иллюстративный материал. Продолжать обогащать центр «Книжная витрина» Альбомы с детскими фотографиями. | Непосредственно образовательная деятельность. Проектная деятельность. Речевое стимулирование Беседа с опорой на зрительное восприятие Игровая деятельность коммуникативные игры, Словесные игры Пальчиковые игры Хороводные игры Досуговая деятельность Викторины, конкурсы Игровые ситуации Экспериментирование | Поощрять стремления ребенка делать собственные умозаключения, поддерживать стремления рассказов из личного опыта. Побуждать детей к сочинению собственных рассказов, сказок, описательных загадок о природных явлениях, предметах. Экспериментирование со словами, придумывание новых слов. |
Художественно-эстетическое развитие | Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность | Организация центра «Художественного творчества» с наличием тематического иллюстративного материала, изделий народных промыслов, набором восковых мелков, пластилина, соленого теста, принадлежностей для нетрадиционного изображения, штампики, маркеры. Организация центра «музыкального развития» с музыкально-шумовыми инструментами, народными игрушками костюмов, шапочек масок, ширмы настольной наличие магнитофона с аудиотекой детского песенного творчества, звуков природы | Непосредственно образовательная Исследовательская деятельность Проектная деятельность Сюжетно-игровая ситуация. Лепка, рисование, аппликация, Конструирование, коллективная деятельность Выставка детских работ, Художественный досуг | Читать и рассказывать детям по их просьбе |
Физическое развитие | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Сундучок здоровья, х/литература и дидактические игры валеологического содержания, кольцеброс, мячи, кегли, ленточки, обручи, туннель, кочки для перешагивания, ориентиры, мешочки для метания, веревки, | Непосредственно образовательная деятельность. Утренняя, бодрящая, дыхательная гимнастика, прогулка, Дорожка здоровья, Закаливающие процедуры Физкультурный досуг. Подвижная игра большой и малой подвижности Спортивные игры и упражнения, пальчиковые игры рассматривание иллюстраций, дидактические игры, самостоятельная деятельность ребенка, гимнастика для глаз дыхательные упражнения и пр. | Всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов Создавать в группе положительный психологический микроклимат Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; |
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год в старшей группе
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ВАРИАНТЫ ИТОГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ | Знаменательные даты) |
День знаний 01.09-09.09 | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы ..), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) | Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада (возможно с участием родителей). Праздник «Путешествие по Санкт-Петербургу» | 01.09 – 15.09. – городскаяакция «Внимание – дорога!» |
Ребенок и другие люди 12.09 – 16.09 | Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (воров, убийц, похитителей). Уточнить знания о работе сотрудников полиции. | Сюжетно-ролевая игра «Полицейский участок» | |
Свободная тема проекта 19.09 – 23.09 | Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательной даты, запроса родителей и т.п. | ||
Педагогическая диагностика. Осень. 26.09 – 14.10 | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. | Праздник Осени. Выставка детского творчества. | 01.10 – Международный день пожилых людей |
Мой город, Моя страна. 17.10 – 28.10 | Знакомить с родным городом . Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины. | День народного единства. Выставка детского творчества по теме (на выбор педагогов). Сюжетно-ролевая игра. Мини-музей. Конкурс чтецов. | 16.11– Международный День толерантности 29.11. – День матери в России |
Здоровье ребенка 31.10 – 11.11 | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Формировать навыки личной гигиены( уход за ногтями, волосами, зубами, кожей). Дать первые представления о профессии врача. | Спортивное развлечение совместно с родителями. День здоровья. | |
Знакомство с народной культу- рой и традициями 14.11 – 18.11 | Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, Богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. | |
Свободная тема проекта 21.11 – 25.11 | Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательной даты, запроса родителей и т.п. | ||
Здравствуй Зимушка-зима! 28.11 – 09.12 | Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Рассказать детям, что планета Земля зимой наклонена так к Солнцу, что на нее попадает мало солнечных лучей и она получает меньше тепла и света. Температура понижается, дни становятся короче, а ночи длиннее. | Экологический досуг. Выставка пейзажей на основе наблюдений. | |
Новогодний праздник 12.12 – 30.12 | Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. | Новогодний утренник. Выставка детского творчества. | |
Зима. Зимние забавы. 09.01 – 28.01 (09.01 – 13.01.2017 каникулы) | Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Закреплять знания о видах спорта, об Олимпиаде. Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. Расширять представление о здоровом образе жизни, спорте, спортивных атрибутах, строении человеческого тела. Расширять представления о зимних забавах и играх (катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, строительство из снега горки, крепости, снеговика). | Спортивный досуг. Выставка совместного творчества детей и родителей. | |
День защитника Отечества 30.01 – 24.02 | Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. | 23.02. - День защитников Отечества |
Международный женский день. Знакомство с народной культу- рой и традициями 27.02 –10 .03 | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, Богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. | Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества, развлечения, коллективное творчество, игры детей. Ярмарка. | |
Весна. 13.03- -24.03 | Формировать обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). | Коллективная работа «Весна» Весенний досуг «Весна красна» | |
Книжкина неделя 27.03 – 07.04 | Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие по содержанию считалки. Закреплять знания о содержании сказок. Развивать творчество детей. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. | 28.03-08.04. – декада Здорового образа жизни (город) 27.03.2016 – Международный день театра 31.03.2016 - 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского 02.04.2016 – Международный день детской книги 07.04.– Всемирный день здоровья | |
Свободная тема проекта Педагогическая диагностика. 10.04 – 28.04 | Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательных дат, запроса родителей. | 12.04 – День космонавтики 22 апреля День Земли. | |
День Победы. 01.05 – 12.05 | Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. | Праздник ко Дню Победы. | 09.05.2016 – День Победы |
Ребенок на улицах города 15.05 – 19.05 | Закреплять знания о понятии «транспорт». Учить классифицировать (грузовой, легковой, воздушный наземный, подземный, водный, железнодорожный). Знакомить с профессиями работников транспорта. Учить безопасному поведению на улице. Закреплять знания о ПДД, дорожных знаках. | Игровое развлечение на транспортной площадке. | |
День рождения Санкт-Петербурга. Здравствуй, лето!22.05 – 31.05 | Формировать любовь к любому городу и интерес к его прошлому и настоящему. Знакомить с историей названия города. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Способствовать формированию у детей обобщённых представлений о лете как времени года; признаках лета. | Праздник | 27.05.2016 – День рождения Санкт-Петербурга |
Комплексно-тематическое планирование
(цикл тем для детей старшей дошкольного возраста 5-7 лет )
Июнь, июль, август