Методика обучения детей ориентированию во времени: формирование представлений о частях суток.
Семинар № 2
Методика ознакомления с календарным годом в старшем дошкольном возрасте»
Материал подготовила: Ляпунова Т.Ю.
Проверила: Кочкина Н.А.
Курсы профессиональной переподготовки
«Теория и практика дошкольного образования в условиях стандартизации»
Архангельск 2016 г.
Кадр 1.Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена' принята условно.
Кадр 2. Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Какие же виды деятельности рекомендуется использовать в качестве показателей разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Кадр 3. Ознакомление с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?»
В конце беседы педагог обобщает: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это происходит утром. Сейчас утро, и мы занимаемся». Такие беседы проводятся на занятиях по математике, при этом особое внимание уделяется упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. В повседневной жизни важно упражнять детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.
Кадр 4. Приёмы:
1. Уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток;
2. Рассматривать иллюстрации с изображением деятельности детей: «Что дальше?», «Что сначала, что потом?»;
3. Игры с предметами, картинками «Когда это нужно?»;
4. Словесные игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»;
5. Чтение художественной литературы.
Кадр 5. Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания), и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?»
Кадр 6. На последующих занятиях задание усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером или ночью).
Кадр 7. Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. Можно использовать и наиболее простые словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель в предложении пропускает название части суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем...?»
Кадр 8. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток.
Кадры 9, 10. Приёмы:
1. Беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток;
2. Наблюдение за объективными показателями;
3. Рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями;
4. Игры с картинками «Когда это бывает?», «Разложи по порядку»;
5. Моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия «сутки»;
6. Игры с моделями «Продолжи ряд», «Путаница», «Что пропало?», «Угадай по описанию»;
7. Формирование понятий «Вчера, сегодня, завтра» на основе фиксации яркого события, оживление его в памяти, рассматривание моделей;
8. Словесная игра «Подскажи словечко»;
9. Упражнения на уточнение представлений «быстро – медленно», «раньше – позже», «сначала – потом», «давно – скоро», «до – после»;
10. Игра – путешествие «В утро …»
Кадр 11. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Полезно предложить самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, может осуществляться и посредством игр. Это игры-путешествия в утро, день, вечер и ночь. Начать игру можно словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает. Мы вышли из дома и увидели чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?»
В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
Кадр 12. После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). С этой целью надо организовать на прогулках наблюдения за этими явлениями. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна часть солнечного круга с расходящимися луча-' ми светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части ярко-желтый круг солнца. Третья— вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» Затем в играх с детьми показывает картинки с изображением характерной деятельности и выясняет, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делает заключение об изображенном времени.
Кард 13. На следующих занятиях к каждой картинке надо прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра — жёлтый, для дня — белый, для вечера — голубой, для ночи — черный. Цветовой символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показываяцелый ряд картинок со знаками, следует предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Затем проверить правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем детям можно предлагать только цветные знаки и по ним закреплять названия времени суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
- Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь!
В полдень солнышко в зените,
У него лучи как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
- Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам вкусный ужин.
Ночью на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи,
Всем – спокойной ночи!
Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнят соответствующие им цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.
В упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки в качестве раздаточного материала и предложить детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем части суток. Или разложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем пояснить последовательность частей суток.
Кадр 14. (стихи про время суток – можно пропустить)
Кадр 15. В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры (24 часа), можно объяснить продолжительность суток, используя части суток. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.
Кадр 16. Для усвоения понятия «сутки» можно рекомендовать такие приемы: на доске в ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток. Выяснить, когда это бывает, сколько частей суток нарисовано на всех картинках, как можно назвать одним словом все то время, когда пройдет утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток. Предложить детям сложить карточки-знаки частей суток и назвать все это время одним словом. Проводятся и игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей» («Назови соседей утра...» и т. п.), «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы — все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т. д.).
Кадр 17. После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.
В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
Кадр 18.Старшая группа. Основные задачи: уточнить представление о сутках; начать сформировывать представление о неделе, последовательности дней недели; начать работу по формированию представлений о календарном годе, как системе счисления продолжительных промежутков времени.
В старшей группе дети готовы к знакомству с календарём, т.к. базой являются чёткие знания о сутках и их продолжительности. Начинают с беседы, целью которой является выявление имеющихся знаний: слышали, как по-другому называют выходные? (суббота и воскресенье), каждый день имеет своё название (сегодня - …, вчера - …, завтра - …, потом - …);
Кадр 19.Приёмы:
Чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или нет;
Кард 20. Каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня;
Через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие «неделя» - 7 дней;
Кадр 21. Игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя, стройся», «Какой день пропал?», «Что дальше?», «Найди соседей», «Узнай по описанию» (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности);
Кадр 22. Расписание занятий по дням недели (в картинках);
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней!
Кадр 23. Чтение художественной литературы;
Кадр 24. Беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней
Кадр 25. Модель «Спираль времени неделя». Дети могут наглядно увидеть, что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Сутки за сутками – вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе.
Кадр 26. Модель «Спираль времени месяц». На примере данной модели дошкольники знакомятся с днями недели, увидят, что неделю сменяет другую неделя, а пять недель – это уже месяц, дети могут подсчитать, сколько недель в месяце.
Кадр 27. Работа с календарём (значение);
Знакомство детей с календарём должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшего дошкольного возраста уже возможно в комплексе дать знания о числах недели, днях недели, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Кадр 28.Вместо заучивания с детьми последовательности дней недели, месяцев, их названий лучше использовать отрывной календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать листок, надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия используются рекомендации Ф.Н.Блехер. Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить («прочитать») каждый день недели на календаре. Обратная сторона листка остается чистой.
Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения складывают последовательно листки — дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков — семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду — дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования.
Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель — месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).