Классный руководительв общеобразовательной школе — педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением
внеурочной воспитательной работы. Вначальной школе эти обязанности выполняет учитель, ведущий класс. На средней и старшей ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах эти функции осуществляет воспитатель.
В России на протяжении XIX—XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательном учреждении. Циркуляр Министерства просвещения 1813 г. «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого из них приходилось 15 воспитанников). Они ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.
В 1835 г. была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» — достаточно было уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся.
В 1871 г. был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях такими наставниками были классные дамы, которые, в основном не имея сред-
него образования, выполняли лишь функции надзора за ученицами.
После Октябрьской революции 1917 г. должность наставников, классных дам была упразднена и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. В 1931 г. была введена должность групповода, а с 1934 г. — классного руководителя, причем была предпринята попытка поставить одного освобожденного от уроков педагога на параллель, но вскоре пришли к выводу, что классный руководитель должен быть предметником и вести воспитательную внеучеб-ную работу в одном классе.
С 1989 г. в некоторых школах России начали вводить должность освобожденного классного руководителя (воспитателя). С 1992 г. эта должность вводится официально. Классный воспитатель находится в постоянном и длительном контакте с каждым учеником. Он, будучи освобожденным воспитателем, может изучать ребенка не только с помощью специальных методик и тестов, но и путем длительного наблюдения на уроках, переменах, в семье, в совместной внеурочной деятельности и разнообразных отношениях.