Категории и свойства текста
В настоящее время одной из кардинальных задач лингвистики текста является выявление и описание категорий текста. Категориям текста за последнее время посвящено немало работ, из которых самой значительной является книга И. Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования».
Категории текста не совпадают с категориями предложения и возникают вместе с текстом как системой высшего ранга. Это категории особого рода, характеризующие отрезки большие, чем предложение. Само понятие «категория текста» не получило еще однозначного терминологического определения.
Отправным пунктом в наших рассуждениях будем считать философское определение категории. Категория определяется как предельно широкое понятие, в котором отображаются наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира.
Изучение категорий текста актуально, так как нельзя говорить o каком-либо объекте исследования, не назвав и не объяснив его категорий. Исследование категорий текста предполагает выявление особенностей текстовой структуры, организации языковых единиц, связей, которые устанавливаются между ними.
В списке категорий текста среди ученых имеются расхождения. Так, в упомянутой выше книге И. Р. Гальперина рассматриваются такие категории, как:
1. информативность (виды информации в тексте);
2. когезия (внутритекстовые связи),
3. автосемантия отрезков текста;
4. континуум;
5. ретроспекция и проспекция;
6. модальность;
7. интеграция и завершенность текста
Иной список категорий текста предлагает Т. Н. Николаева:
- пред- и постинформация,
- рассказ о мире/пересказ мира,
- инициальность/неинициальность.
Это свидетельствует о неразработанности данной области знания, с одной стороны, и о широком фронте исследований, которые ведутся в этом направлении, с другой. Предлагаемые классификации неоднородны. В их основе лежат различные критерии: семантические и структурные, прагматические и функциональные, облигаторные и факультативные, признаки, отличающие текст как лингвистический объект, и признаки, характеризующие экстралингвистическую ситуацию порождения текста.
Целесообразно разделить категории текста на две основные группы.
1. категории, которые представляют собой признаки его структуры, - структурные;
2. категории, которые характеризуют особенности его содержательной стороны— содержательные, или концептуальные. Это деление в известной мере условное, так как и те и другие категории имеют и содержательную и формальную стороны. Эти категории взаимообусловлены. Однако если первые присущи тексту как лингвистическому объекту, то вторые характеризуют процесс отражения в тексте объективной действительности. Первые заложены в самой структуре текста, вторые осуществляют связь между текстом и объективной действительностью, отраженной и преломленной в тексте.
Категории текста носят характер универсалий и обнаруживаются в связном тексте независимо от языка, на котором создан данный текст, и независимо от типа текста.
Описание категорий текста ставит перед исследователем две основные задачи:
1. выявить, какие понятия передаются этими категориями;
2. Определить, какой набор средств используется для их выражения.
Схема 1
Поскольку в лингвистике текста много дискуссионного, то и вопрос категориях текста неоднозначен.
Бесспорно принято большинством ученых деление категорий на содержательные и структурные (В.В. Одинцов, И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева и др.). Однако принципы их выделения, количество, названия целого ряда категорий далеко не однозначны.
В.В. Одинцовв структуре текста выделяет всего две категории: содержания и формы. К категориям содержания он относит собственно содержание (предмет речи), тему, идею произведения; к категориям формы композицию, язык, приемы изображения, асюжет соединяеткатегории содержания и категории формы [Одинцов В.В. Композиционные типы речи. С.139].
И.Р. Гальперин и З.Я. Тураева также делят категории текста на содержательные и структурные. Однако И.Р. Гальперин не проводит между ними столь четкого разграничения, так как отдельные категории одновременно являются и содержательными, и структурными (континуум, подтекстовая информация и др.).
З.Я. Тураева к структурным категориям относит сцепление, интеграцию, прогрессию/стагнацию; к содержательным - образ автора, художественное пространство и время, информативность, причинность, подтекст.
Наиболее полным, систематизированным и в то же время доступным для понимания оказалось описание текстовых категорий, предложенных И.Р. Гальпериным.
Мы обратимся к описанию категории информативности.
Итак, мы проанализировали текст как единицу общения, назвали те его признаки, которые обеспечивают ее коммуникативную ценность и достаточность. В заключение назовем важнейшие текстовые категории, с помощью которых реализуется общение и без которых ʼʼсвязный знаковый комплексʼʼ не должна быть назван высказыванием, не может стать единицей общения.
Категория информативностиприсуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация, т. е. соотношение смыслов и сообщений, дающее новый аспект явлений, факта͵ события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста. И. Р. Гальперин выделяет следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальная (СФИ), содержательно-концептуальная (СКИ), содержательно-подтекстная (СПИ). Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах. Содержательно-концептуальная — раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпретация. Содержательно-подтекстная информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.
Познавая текст, мы стремимся раскрыть его концептуальную информацию, проникнуть в его глубинную структуру.
Адекватное понимание текста обеспечивается пресуппозицией. Это особая текстовая категория, ситуативный фон, обеспечивающий восприятие и понимание текста͵ раскрывающий связи между высказываниями и основывающийся на определенных предположениях семантики слов, словосочетании и предложении, входящих в текст.
Реализация категории информативности в учебных текстах, устных и письменных (текстах учебника, в объяснительной речи учителя), имеет свои особенности. Это связано с характером содержащейся в них информации.
В первую очередь, отбор информации в учебном общении происходит не произвольно, а в соответствии с образовательными стандартами, на базе учебных планов и программ. Следовательно, информация в данном случае обеспечивает получение учащимися той суммы знаний, которая необходима для получения образования. В связи с этим объём учебной информации в известной мере ограничен.
Во-вторых, информация в условиях обучения не является объективно новой: то новое, что узнают школьники, не имеет новизны для науки.
В-третьих, учитель, как правило, не является автором тех закономерностей, законов, правил, идей, которые излагает и которые раскрываются в текстах учебника.
При этом в учебном общении должна быть реализована передача научной информации, доказана ее истинность, а учитель несет ответственность за усвоение этой информации.
Чтобы добиться усвоения информации в учебном общении, крайне важно учитывать особенности ее предъявления. Назовем некоторые из этих особенностей.
1. Информация в учебных текстах должна быть ʼʼплотнойʼʼ, насыщенной, другими словами, содержать необходимый объём сведений о фактах, явлениях, понятиях, способах деятельности. В то же время следует заботиться о доступности восприятия информации. С этой целью используется более элементарное изложение материала по сравнению с научными статьями и монографиями: формулирование ряда теорем в виде задач, отсутствие определений ряда понятий, использование несложных по структуре фраз, наглядных средств и т. п.
2. В процессе предъявления информации следует обеспечить повторяемость базовых положений изучаемого материала. С этой целью используются повторы, переформулирование определений и правил, синонимы, указательные слова, описательные обороты.
3. Усвоение информации обеспечивается актуализацией ассоциативных связей различного характера: ссылки на пройденное, изученное ранее, обращение к опыту учащихся, наблюдения над фактами и явлениями окружающей действительности. С этой целью используются метатекстовые высказывания (мы уже это изучали.; вам известно, что...; вспомните, как мы определяем... и т. п.), такие приемы, как сравнение, аналогия.
4. Предъявляемая информация должна быть маркирована: главное, существенное должно быть подчеркнуто, выделено интонационно, с помощью логического ударения, графическими средствами, условными обозначениями, словесно — метатекстовыми высказываниями (это важно, трудно; необходимо запомнить, быть особенно внимательными и т. п.).
5. Информация в учебном общении должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной. Только в данном случае она должна быть воспринята и использована в дальнейших процессах коммуникации. Учитель не только и не столько информирует — он объясняет, доказывает, рассуждает, что требует умения создавать аргументативные тексты.
6. Усвоение информации в учебном общении обеспечивается активизацией познавательной деятельности учащихся. Для этого используются такие приемы, как постановка и решение познавательных задач, создание проблемных ситуаций, использование соответствующих аргументативных текстов (умозаключений, доказательств, рассуждений).
7. Предъявление информации в учебных текстах основано на взаимодействии учителя, автора учебника с учащимися, что проявляется в реализации субъект-субъектных отношений в педагогическом общении в процессе использования следующих приемов: постановка вопросов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, способствующих получению правильных выводов; употребление конструкций, с помощью которых учащиеся включаются в учебную деятельность (посмотрите... как мы видим... теперь определим... и т. п.); употребление конструкций, способствующих осознанию логики изложения (мы рассмотрели... теперь перейдем... подведем предварительные итоги... а теперь крайне важно узнать / определить... и т. п.).
Таким образом, информативность учебных текстов имеет свои особенности, которые следует учитывать при их создании и реализации.
Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность)- понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.
Очевидно, что все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.
ʼʼЭто особые виды связи, обеспечивающие... логическую последовательность (темпоральную и/или пространственную), взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр.ʼʼ, — указывал И. Р. Гальперин. Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребление времен и т. п.), что соотносится в какой-то степени с категорией последовательности, которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: ʼʼупотребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов, а также прочих указателей на левый (реже - правый) контекстʼʼ (Н. Д. Зарубина).
Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста͵ подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста͵ укрепить ʼʼтекстовую памятьʼʼ, возвратить адресат к предыдущему, напомнить ему о сказанном.
Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют смысловым ядром текста. Носителями темы являются сверхфразовые единства (СФЕ), в связи с этим определить тематическую направленность СФЕ невозможно путем рассмотрения содержания изолированных предложений. СФЕ раскрывает одну какую-либо тему, в последующих СФЕ эта тема получает развитие либо совершается переход к новой теме. Таким образом, происходит движение текста от известного, данного к новому - каждое последующее предложение (или СФЕ) опирается в коммуникативном плане на предшествующее, благодаря чему возникает ʼʼрема-тематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕʼʼ (О. И. Москальская).
Итак, во всяком тексте содержится не только сумма высказываний, но и, по словам Н. И. Жинкина, ʼʼперспектива развития мыслиʼʼ. Это развитие осуществляется путем смены предикаций, отражающих отношение между предметами, декодировать (или кодировать) которые человек должен в процессе коммуникации.
Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов, эллипс. Регулярная повторяемость ключевых слов, тождество референции (соотнесенность данных слов с одним и тем же предметом действительности - референтом), ситуативные связи - все это обеспечивает единство темы текста на базе топикальных (изотопных, номинативных, логико-фактологических) цепочек, обеспечивающих как кодирование, так и декодирование текста.
Целостность текста позволяет наиболее адекватно выразить коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл.
К категориям связности и цельности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности.Категория интеграции спаивает, объединяет части текста в целях достижения его целостности. Интеграция объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста. ʼʼЗавершенная целостность высказывания, - пишет М. М. Бахтин, - определяется: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) предметно-речевым замыслом и речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершенияʼʼ.
Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия — ʼʼограничивать текст и наделять его завершенностью. Оно не только является сигналом, направляющим внимание читателя на проспективное изложение мысли, но и ставит рамки такому изложению (И. Р. Гальперин). Название — представленная в сжатом виде содержательно-концептуальная информация, которая в процессе развертывания текста распрямляется, линейно организуется, интегрирует и завершается в концовке текста.
Как видно из сказанного, все категории текста͵ все его специфические признаки объединяются одним общим назначением — реализовать коммуникативное намерение автора текста или декодировать это намерение в процессе речевой деятельности.
Τаким образом, чтобы создать правильный, соответствующий целям и условиям коммуникации текст, нужно стремиться к тому, чтобы были соблюдены следующие условия: ʼʼ...соответствие содержания текста его названию (заголовку), завершенность по отношению к названию (заголовку), литературная обработанность, характерная для данного функционального стиля, наличие сверхфразовых единств, объединенных разными типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установкиʼʼ (И. Р. Гальперин).
Свойства и категории текста изучаются сравнительно недавно. Одни и те же явления нередко обозначаются разными терминами (например: целостность – интеграция – интегративность; модальность – авторизация – тональность – текстовая экспрессивность и др.). И.Р.Гальперин связывал признаки текста с грамматическими текстовыми категориями, к ним ученый относил интеграцию, когезию, автосемантию, модальность, проспекцию, ретроспекцию, континуум и др…
М.Н.Кожина, оценивая текст прежде всего с позиций стилистики, к числу текстовых категорий отнесла акцентность (привлечение внимания), оценку, логичность, гипотетичность, авторизацию. И.Г.Торсуева в числе других категорий назвала сцепление, партитурность. В филологических источниках могут указываться и другие свойства и категории текста.
1) Большинство исследователей в качестве основного свойства текста называют целостность. Текст – это единое смысловое целое. Целостность текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств единиц, составляющих текст.
С другой стороны, целостность можно трактовать как такое свойство, которое определяет читательское восприятие текста в качестве завершенного сообщения, выражающего единый смысл. И.Р.Гальперин предложил называть эту категорию текста термином интеграция.
2) Связность – это один из важнейших признаков текста, определяющих его целостность. Различают два вида связности текста. Первый - глобальная связность (когерентность), которая достигается при помощи единиц, более сложных, чем слово или предложение (заголовок, цитаты, текст в тексте, стиль, форма речи и др.). Второй вид – локальная связность (когезия), средствами которой является повтор единиц разных уровней текста.
3) Членимость – категория текста, «обратная» целостности, способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, сверхфразовые единства, фрагменты, абзацы, строфы и т.п.).
4) Автосемантия отрезков текста – свойство текста, обусловленное его членимостью. Выделяемые в тексте единицы обладают относительной самостоятельностью. Многие из них сохраняют свой смысл и вне текста. Автосемантией обладают цитата, лирические отступления, некоторые описания и др.
5) Диалогичность – категория текста, выделенная М.М.Бахтиным. Это свойство может быть внутренним и внешним. Внутренняя диалогичность проявляется в тексте в виде диалога, но может отражаться и в монологической речи (смене «смысловых позиций», «точек зрения»), в обращениях автора к читателю, риторических вопросах, косвенной речи и др. Внешняя диалогичность отражает взаимодействие разных текстов, позволяет оценивать текст как реакцию на другие тексты, определяет межтекстовую полемику.
6) Текстовая модальность – это интерпретация субъектом речи отношения ситуации и ее элементов, отражаемых в тексте, к действительности, выражаемая при помощи различных языковых и речевых средств. Нет единства в определении модальности на уровне текстовых единиц.
7) Категория точки зрения. В литературоведении и лингвопоэтике «точка зрения» рассматривается как композиционная единица текста, а категория «точки зрения» («перспективы») как одна из значимых текстовых категорий, связанная с «авторской» модальностью или, наоборот, абстрагированная от нее (разные определения понятия даются в литературоведческих работах и др.). Система идеологических (аксиологических), пространственных и темпоральных точек зрения, проявляющихся в тексте, описывалась Б.А.Успенским.
8) Напряженность текста – свойство, выделенное В.Г.Адмони: «Художественный текст должен заинтересовать читателя уже с самых первых строк и усиливать интерес – то в большей, то в меньшей мере <…> вплоть до его завершения».
9) Тематическая определенность – категория текста, связанная с выражением конкретной темы при помощи лексических и фразеологических средств, внутритекстовых цепочек, парадигм.
10) Тематическая недостаточность - результат межтекстовых (интертекстуальных) отношений, формирующих смысл художественного произведения путем ссылки на другие тексты того же автора, предшественников, смежных видов искусства (цитаты, аллюзии, реминисценции, эпиграфы, пародии). [С.Х Головкина, С.Н Смольников,
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.]