Понятие текста. Основные характеристики текста. Его семантические и структурные категории

Ранние работы по грамматике.

Истоками европейских грамматических теорий являются филологические течения древности, а именно древнегреческие, римские и индийские теории. В то время грамматика не выделялась, как сейчас, в отдельное направление, а являлась частью общей филологии.

Целью этих учений была хорошая и красивая речь. Филология занималась правилами построения красивых текстов, выдержанных в соответствующем стиле. Под хорошим знанием грамматики подразумевалось хорошее знание творений традиционно уважаемых поэтов и писателей.

Рассмотрим вкратце каждое из трех вышеупомянутых течений:

Главным героем в повествовании об индийской школе будет, конечно, Панини (V-IV до н.э.). Его заслугой является создание первой прескриптивной грамматики санскрита – языка индийской литературы того времени. Грамматика его была в высшей степени формализованной: в ее основе лежали строгие и жесткие правила. Основными требованиями, которые она налагала на речь, являлись:

1. Сохранение языка богослужебных ритуалов в традиционной форме.

2. Правильное построение словоформ

3. Торжественность и ясность выражения

Эта традиция нашла отражение в трудах греко-римских филологов. Как и Панини, они считали ясность и точность выражения одними из важнейших признаков правильной речи. Однако под влиянием греческой философии они стали рассматривать еще один фактор как основополагающий: логичность высказывания.

Одним из основателей лингвистики вообще был Аристотель, во многом заложивший основы этой науки. Его принципы легли в основу европейских грамматических учений.

Расцвета античная лингвистическая традиция достигла во времена Александрийской школы (Египет, II в до н.э. – II в. н.э.). Именно в это время грамматика стала отдельной ветвью лингвистики, что связано с отдельным изучением частей речи. Кроме того, были выработаны некоторые базовые принципы описания грамматики языка, а также заложены основы изучения синтаксиса. Эта школа оказала очень большое влияние на римских ученых.

Что касается Англии, то одной из наиболее ярких «лингвистических» фигур того времени был Элфрик. Будучи настоятелем монастыря, он, кроме сочинения прозы, занимался обучением молодых монахов. Для этой цели он создал латинскую грамматику, где некоторые грамматические термины были для простоты понимания переведены на английский (например, participio превратилось в delnimende – «часть берущий»).

Нормативные грамматики.

В данном разделе (который правильнее было бы назвать донаучные грамматики) рассматриваются грамматики пренормативные и нормативные (прескриптивные).

Название «пренормативные» не означает, что в них не давалось правил. Напротив, эти авторы этих грамматик стали первопроходцами в области нормализации языка. Говоря простым языком, в пренормативных грамматиках говорилось о том, как говорить можно. Одним и примеров пренормативной грамматики является грамматика латинского языка Вильяма Лили. Эта грамматика не только была первой грамматикой латинского языка на английском языке, но и стала стандартом для построения и организации грамматик в будущем.

Важное место среди грамматик данного времени занимает грамматика Джона Брайтленда (XVIII век), которые в своей работе предсказал, что английский язык пойдет по аналитическому пути развития. Брайтленд же также ввёл понятие предложения, а также четырехчленную классификацию частей речи (имена, качества, утверждения [глаголы], частицы).

Предтечей нормативных грамматик (которые стали пояснять не только, как следует говорить, но и как говорить нельзя) стало «Краткое введение в английскую грамматику» Лоуса (XVIII в.). В ней он критикует «неправильный» синтаксис Мильтона, Шекспира и Библии короля Джеймса, рассказывая, какие ошибки там допускаются в данных источниках.

Расцветом эпохи нормативных грамматик стало начало XIX века, когда свои труды создавали Мейсон (English Grammar) и Бейн (Higher English Grammar). Эти грамматики являются лучшими прескриптивными грамматиками своего времени, во многом предвосхищая современные научные грамматики. Именно в них ученые обратили свой взгляд не только на морфологию, но и на синтаксис языка. Однако все нормативные грамматики (в чем и отличалось их отличие от научных), формулировка правил не подкреплялась научным обоснованием.

Научные грамматики.

Особенность так называемых научных грамматик состоит в том, что они не только дают рекомендации, которым нужно следовать, запрещая, разрешая или советуя, но и рассматривают грамматически феномены, давая им и соответствующим им правилам логическое и историческое обоснование.

Первой попыткой создать такую грамматику был труд Генри Суита с соответствующим названием «English Grammar: Logical and Historical». Интересным был принцип, по которому автор формулировал нормы. Он, в отличие от предшественников, не опирался на традицию или свой собственный вкус; его принцип был таков: “Whatever is in general use in the language, is grammatically correct”. Генри Суит создал теорию частей речи. Он выбрал три критерия отнесения слова к той или иной части речи: значение, форма и функция.

Научные грамматики, как и прескриптивные, стали распространенной формой для описания норм языка. Среди них выделяются такие работы, как:

1) «A Grammar of Late Modern English» Хендрика Поутсмы. Именно он ввел термин composite sentence.

2) «A Grammar of the English Language» Джорджа Оливера Кёрна

3) “An advanced English syntax based on the principles and requirements of the Grammatical society” Онионза

4) Особое место занимают работы Есперсена: “Esentials of English Grammar”, “A Modern English Grammar Based on Historical Principles”, “A Philosophy of Grammar”. Работы Есперсена предвосхитили появление структурализма: он создал теорию трех рангов в предложении, а также ввел обозначения для субъекта, объекта и предиката (S – V – O).

Новые грамматические школы (дескриптивисты, структуралисты…).

Такое течение, как дескриптивизм, возникает в США в 20-х – 30-х годах XX века. Причиной его возникновения является необходимость описания языков индейцев. Известнейшими структуралистами того времени являются Уорф, Сепир, Блумфилд и Элис. В своих работах за основу для исследований они брали формальные признаки.

Основными понятиями дескриптивизма являются класс, форма, конструкция и непосредственно составляющая.

Те языковые формы, которые заменяют любые формы из некоторого множества, называют субститутом. Те языковые формы, в которых одна из непосредственно составляющих не является связанной формой, называется синтаксической конструкцией. Классы устанавливаются посредством замещения, а законы сочетаемости для каждого класса выводятся на основе анализа непосредственно составляющей. Такой анализ называется дистрибутивным – это анализ окружения классов и способность слов этого класса взаимодействовать с их окружением.

В дескриптивизме выделяли два направления – это менталисты (которые учитывали значение языковых единиц) и механицисты (те, кто считали, что надо работать с чистой дистрибуцией без учета значений).

В дополнение к методу анализа по непосредственно составляющей был создан трансформационный метод, легший в основу учения о трансформационно-порождающих грамматиках. Этот метод был впервые предложен Харрисом, критиковавшим метод непосредственно составляющей, но развит был Ноамом Хомским.

Проблемой метода непосредственно составляющей являлось то, что он не позволял объяснить случаи семантико-синтаксической омонимии. Например, если взять словосочетание «приглашение писателя», непонятно, является ли писатель агенсом или патиенсом. Не срабатывал подход дескриптивистов и в случае предложений: «Он пишет друг другу час» и «Он пишет друг другу письмо».

Трансформационный метод основывается на том, что систему языка можно разделить на ряд подсистем, среди которых есть ядерные, а есть производные. Ядерная подсистема языка – набор элементарных типов предложений. Мы порождаем высказывания, преобразовывая ядерные типы в поверхностные структуры (трансформы) путем трансформаций. Лексическое значение не учитывается. Количество трансформаций считается конечным. Ядерные конструкции составляют основу языка, они не могут быть выведены из других элементов системы.

Структурализм – направление в лингвистике, в основе которой лежит изучение языка как системы в плане его формального строения и организации. Также в структурализме учитывается строение и организация единиц, составляющих язык, причем изучается как план содержания, так и план выражения.

Структурализм, как ясно из названия, изучает структуру языка, т.е. его формальную организацию. Язык, как знаковая система, не сводим к сумме слагающих его подсистем.

Основоположниками структурной лингвистики являются Фердинанд де Соссюр и И.А. Бодуэн де Куртене.

Понятие текста. Основные характеристики текста. Его семантические и структурные категории.

Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом документа, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (СФЕ), объединенных лексическими, грамматическими, стилистическими связями, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку (Гальперин). Из этого определения требуется понимать, что текстом не является, допустим, зафиксированная на бумаге устная речь, спонтанная и неорганизованная. Текст, в отличие от линейной устной речи, еще и стабилен. Он одновременно может находится в состоянии покоя и движения: при проявлении одной из сторон вторая проявляется имплицитно.

Основными категориями текста являются:

1) Информативность – способность текста нести в себе информацию. В тексте содержится три вида информации:

2) Содержательно-фактуальная информация – сообщения о фактах, процессах, событиях, происходящих, происходивших или тех, что будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом.

3) Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ.

4) Содержательно-подтекстовая информация – скрытая информация, извлекаемая из СФИ благодаря способности языка порождать ассоциативные и коннотативные значения. Эта информация факультативна.

5) Завершенность – отношение СФИ к смысл заголовка.

6) Интеграция – подчинение каждого предложения общей информации, благодаря которому достигается органичное включение компонентов в целое.

7) Сцепление (когезия) – то, как предложения связываются в СФЕ, а СФЕ – в текст; особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическую последовательность и взаимозависимость частей. Средствами когезии являются:

a. Грамматические:

i. Союзы

b. Лексические:

i. Наречия

ii. Повторы

iii. Перифразы

8) Пресуппозиция – базовая информация, которую говорящий или пишущийберет за основу как нечто, известное слушателю.

9) Континуум – логическая последовательность и взаимосвязанность частей, достигаемая через связь времени и места действия.

10) Ретроспекция и проспекция – соответственно, отсылки назад и вперед. Эти отсылки реализуются с помощью разнообразных средств, которые могут быть эксплицитными (фразы вроде «как было сказано ранее») и имплицитными.

11) Глубина – интерпретационная категория, раскрывающая содержательную неоднозначность и смысловую многоплановость текста.

12) Прагматика – отношение адресата и адресанта текста.

13) Партитурность – многоплановость многих приемов, таких как авторские отступления и параллелизм сюжетных линий

Наши рекомендации