Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека.
Структура качеств СДП может быть представлена (по В. П. Беспалько) следующей схемой (рис. 2).
В действенно-практической сфере функционируют системы знаний, отражающих законы природы, законы техники, закономерности деятельности человека в производстве, в том числе и психологические закономерности. В практической деятельности широко реализуются обобщенные умения и проявляются межпредметные и межличностные отношения,
Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого личностью трудового опыта, степень мастерства в трудовой области: широту, основательность, освоенность умений. Основной канал приобретения трудовых умений и навыков - трудовое обучение, построенное на основе определенной теории усвоения. Навыки эти основываются на естественнонаучных, политехнических и специальных технических, экономических, психологических знаниях.
Трудолюбие - качество личности, которое определяет степень ее морально-психологической подготовленности к трудовой деятельности. Это - одно из сложных свойств чрезвычайно индивидуальное, имеющее, по-видимому, в своей основе определенные врожденные задатки типа социального инстинкта, проявляющегося в детстве в склонности к игровой деятельности, у школьника - к учебной и общественно полезной, а у взрослого человека к трудовой активности, прилежности, потребности в труде и готовности трудиться.
Готовность к трудовой деятельности составляет одно из центральных качеств действенно-практической сферы. В зависимости от степени его сформированности человек с большим или меньшим эффектом включается в трудовую деятельность, проявляет психологическую готовность к труду.
Трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.
Для развития СДП ничем не заменима сама трудовая, общественная, художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М. , 1995.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика, 1989.
3. Лошкарева Н. А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В. М. Коротов и др. Воспитание ученика. - М. , 1990.
4. Немое Р. С. Психология: В 3-х т. - М. : Просвещение, 1995.
5. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. - М. , 1969.
6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М. :
Высшая школа, 1984.
7. Платонов К. К. , Голубев Г. Г. Психология. - М. , 1977.
8. Селевко Г. К. Накопление и систематизация профессиональных знаний //Формирование личности учителя. - М. , 1980
9. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. - М. ; Педагогика, 1985.
II. Педагогические технологии
Образование — это индустрия, направленная в будущее.
С. П. Капица
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву):
— интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
— составные элементы, компоненты;
— структура (связи и отношение между частями и элементами);
— функциональные характеристики;
— коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
— историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — "технология» и новый — "технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.