Действенно-практическая (Упражнения)

«Линия*

Цель: выявление принятия — отвержения какой-либо точки зрения, принятого решения, выбора.

Инструкция: займите, пожалуйста, на данной линии, у ко­торой два крайних полюса, а середина обозначает нейтральную Позицию, свое положение, соответствующее вашей позиции.

Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru 5. Комбинированная «Забор»

Цель: получение спонтанной обратной связи (эмоциональ­ной, смысловой, поведенческой, мотивационной, деятельност-ной, коммуникативной).

Инструкция: вывешивается нарисованный на большом ли­сте ватмана «забор» с разными рубриками для заполнения. Участ­никам предлагается делать на нем записи, пометки, рисунки, зна­ки, символы, графики и др. в течение всего семинара.

Примечания: «забор» может использоваться как на разовом ме­роприятии (семинар, педсовет, мастерская и др.), так и на про­должительных по времени занятиях (курсы, проблемные и твор­ческие группы, конференции и др.).

Записи и зарисовки на «заборе» ежедневно систематизируют­ся, обобщаются и проговариваются в обратной связи на следую­щий день занятий.

Анкета-таблица, анкета-график, анкета-образ

Цель: получение системной обратной связи.

Примечания: в анкеты могут включаться графические изобра­жения, вопросы в табличной форме, цветовые комбинации или знаково-символические образы.

Вопросы и задания

1. Какие существуют каналы получения обратной связи?

2. Какие функции выполняет обратная связь в межличностном взаи­
модействии?

3. В чем преимущество письменной обратной связи по сравнению с
устной?

4. В чем сходство и различие между текущей и итоговой обратной
связью?

5. Разработайте схему получения текущей обратной связи о самообра­
зовательной деятельности обучающихся.

6. Предложите свои варианты получения обратной связи с помощью
шкал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы надеемся, что знакомство с данным пособием расширит методический инструментарий не только педагогов, работающих в системе повышения квалификации взрослых, но и преподава­телей учреждений профессионального образования разного уров­ня: вузов, техникумов и колледжей, учреждений начального про­фессионального образования.

Читатели, безусловно, отметили, что представленные в пособии способы активизации познавательной деятельности обучающих­ся, основанные на интеракции, вполне соотносимы с известны­ми и описанными в литературе педагогическими технологиями, например, с коллективным подходом в обучении В.С.Дьяченко («все обучают каждого и каждый обучает всех»), технологией «по­гружения» и др. То есть идеи интерактивного обучения уже нахо­дили свое воплощение в педагогической теории и практике, но россыпь этих находок еще не сложилась в целостный системный подход и стройное технологическое описание целей, механизмов, оценки результатов.

Описанные методы и приемы интерактивного обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттен­ки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-тре­тьих, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только цели­ком, но и частично.

Иногда эти способы обучения воспринимаются как некое из­лишнее украшение, без которого можно и обойтись. Часто им от­водится место лишь на практических занятиях, в эксперименталь­ных (инновационных) программах и курсах. В действительности же интерактивные методики могут использоваться и во вполне традиционном учебном процессе. В практике профессионального обучения элементы этих методик могут включаться в разные фор­мы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, де­батами, работой в микрогруппах, игровыми методами, тренинго-выми упражнениями и другими методами и приемами.

Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творче­ское, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменя­ет требования к работе педагога как на этапе подготовки к заня­тию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приори­тетным становится процесс освоения материала самими обучаю-

Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru щимися в совместной деятельности, то информативность как кри­терий анализа деятельности преподавателя и оценки эффектив­ности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:

- коммуникабельность, развитые коммуникативные умения,
позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересован­
но и внимательно выслушать его, быть естественным, толерант­
ным;

- умение организовать учебное пространство, располагающее
к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход об­
суждения в группе;

- быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» при­
емы общения;

- сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не
попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслитель­
ную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллекту­
альном поведении;

- умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрос­
лых обучающихся к интеграции усилий для решения поставлен­
ной задачи и др.

Владение интерактивными методиками и формами работы мо­жет пригодиться не только во время учебных занятий со взрослы­ми и студентами, но и непосредственно в профессиональной де­ятельности. При использовании интерактивных методик, основан­ных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуа­ции, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же при­емы (техники разрешения проблем, работа в малых группах, мо­делирование ситуаций) можно использовать при проведении де­лового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за испол­нение принятых решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород, 1989.

2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

3. Бардиер Г.Л., Никольский А. А. Социально-психологический тренинг//
Новые знания. — 2002. — № 3.

4. Бельчиков М. М. Деловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бир-
штейн. — Рига, 1989.

5. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: Учебно-методиче­
ское пособие. — М., 2002.

6. Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения актив­
ных методов в учебный процесс / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Воп­
росы совершенствования профессиональной подготовки учителя на со­
временном этапе развития школы: Сборник научных трудов. — Новоси­
бирск, 1997.

7. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод со­
циально-психологической подготовки // Теоретические и методологи­
ческие проблемы социальной психологии. — М., 1977.

8. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические
труды. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Воронеж, 2002.

9. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. —

СПб., 1996.

10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеря­
ков, В.П.Зинченко. - СПб., 2004.

11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования
(психологические аспекты). — М., 1999.

12. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного обще­
ния: Уроки Джеймса Бюджентала. — М., 2001.

13. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность — тип развивающего
обучения: Учеб. пособие для слушателей ИПК. — Горький, 1989.

14. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое
сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. — М., 1998.

15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни­
ки: Учеб. пособие. — М., 2000.

16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход. — М., 1991.

17. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. —

2003. - № 8.

18. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Вели­
кобритании: интерактивная модель // Педагогика. — 2004. — № 8.

19. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактив­
ный подход // Образование и наука. — 2002. — № 3.

20. Гутников А. Б. и др. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права: Книга для преподавателя. Т. 1 / А. Б. Гутников,
В.Н.Пронькин, Н.И.Элиасберг. - СПб., 2000.

ж

21. Деркач А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства
руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные
психотехнологии. Вып. 1—2/А. А. Деркач, А. П. Ситников. — М., 1993.

22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидакти­
ки: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ
и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под
ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.

23. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. —
Л., 1985.

24. Ермолаева М. Б. Творческая мастерская// Новые знания. — 2002. — № 1.

25. Жезлова С. А. Модерация как инновационная форма повышения
квалификации учителя: Дис.... канд. пед. наук. — Кострома, 2000.

26. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001.

27. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп соци­
ально-психологического тренинга: Методические указания. — Л., 1990.

28. Захаров В. П. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие /
В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева. —Л., 1989.

29. Захарченко Е. Ю. Становление педагогической культуры молодого
учителя // Педагогика. — 2002. — № 3.

30. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е
изд., доп., испр. и перераб. — М., 2002.

31. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. — М, 2002.

32. Игры — обучение, тренинг, досуг: В 4 кн. / Под ред. В. В. Петрусин-
ского. — М., 1994.

33. Инновации в российском образовании: послевузовское и допол­
нительное профессиональное образование. — М., 2000.

34. Интерактивные формы в обучении менеджеров: Материалы семи­
нара для преподавателей Президентской программы подготовки управ­
ленческих кадров. — М., 2000.

35. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава­
теля: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

36. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы
обучения: Учеб. пособие для учителя. — М., 1998.

37. Касаткин С. Ф. Техника обратной связи в аудитории // Новые зна­
ния. — 2002. - № 4.

38. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­
гогических поисках. — М., 1994.

39. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения но­
вого опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.

40. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов актив­
ного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. — 1989. —
Т. 2.-№ 1.

41. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М., 2003.

42. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Ека­
теринбург, 1997.

43. Комплексный словарь русского языка / А.Н.Тихонов и др.; Под
ред. А.Н.Тихонова. — М., 2001.

44. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в обще­
ние. - М., 1997.

45. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятель­
ности школьников. — М., 2003.

46. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйствен­
ных руководителей. — М., 1989.

47. Кричевский Р. Л. Психология малой группы: теоретические и при­
кладные аспекты / Р. Л. Кричевский, Е.М.Дубовская. — М., 1991.

48. Кто меня научит? Руководство для тех, кто работает в образовании
взрослых. — М., 1999.

49. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых //
Вопросы психологии. — 1989. — № 2.

50. Ли Д. Р. Практика группового тренинга. — СПб., 2001.

51. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и актив­
но-игровые формы в управлении школой. — М., 1996.

52. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М., 1989.

53. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в со­
циально-психологическом тренинге. — Киров, 1995.

54. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.

55. Менте Морри ван. Эффективное использование ролевых игр в тре­
нинге. — СПб., 2002.

56. Методический ларец: Практическое руководство по активным ме­
тодам в образовании взрослых / Авт.-сост. С.В.Корнилов, Л.Э.Корни­
лова. — Петрозаводск, 2002.

57. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое
пособие / Автор, кол.: Е.А.Аксенова, Т. Ю. Базаров и др. — Москва; Бер­
лин, 1999.

58. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологиче­
ские проблемы). — М., 1994.

59. Мицкевич Н. И. Дидактические основы повышения квалификации:
Теория и практика. — Минск, 1999.

60. Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования взрослых /
В.Мюллер, С.Вигман / Пер. с нем. Г.В.Снежинской. — М., 1998.

61. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие /
Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1995.

62. Немое Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М., 2003.

63. Никитин Э. М. Учимся учить: из номера в номер // Методист. —
2002. - № 3-4.

64. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятель­
ности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /
Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. — М., 2002.

65. Павлючков Г. А. Кейс-стади. Новая активная форма бизнес-образова­
ния: Учеб. пособие / Г. А. Павлючков, О. А. Никифоров. — Кемерово, 1997.

66. Панфилова А. П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм
и методы синектики // Новые знания. — 2002. — № 1.

67. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и
Др.; Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2004.

68. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педаго­
гических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д, 2002.

69. Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-
Бад. - М., 2003.

70. Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевско-
го. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.

71. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психоло­
гический тренинг. — М., 1989.

72. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии /
П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. — М., 1996.

73. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебние для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 кн. — М., 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

74. Подобед В. И. Системные проблемы формирования образования
взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения /
В.И.Подобед, М.Д.Махлин. - СПб., 2000.

75. Проект Управления образовательных и культурных программ Го­
сударственного Департамента США: он-лайновый курс основ кейс-ме­
тода [электронный курс] / [email protected] // [email protected]. —
2004. — 25 декабря.

76. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и
профессиональных ценностных ориентации студентов: Монография / Под
ред. Б. П. Невзорова. — Кемерово, 2002.

77. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения
в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. уч­
реждений сред. проф. образования. — М., 2001.

78. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в
групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. —
СПб., 1992.

79. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Пси­
хология. — М., 1996.

80. Смирнов И. П. Человек — образование — профессия — личность:
Монография. — М., 2002.

81. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от
деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе­
ний. - М., 2003.

82. Смолкин A.M. Методы активного обучения. — М., 1991.

83. Современные технологии обучения: Методическое пособие по ис­
пользованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисо­
вой, Т. Ю.Аветовой и Л.Ю.Косовой. — СПб., 2002.

84. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1997.

85. Тепфер Й. Модерация как средство повышения эффективности ра­
боты на собраниях и заседаниях / Й. Тепфер: [Электронный ресурс] //
www. ngosnews.ru/nwfa/method/04_skill.htm. — 2004. — 27 декабря.

86. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. И. Ильиче­
ва, П.Н.Федосеева, С.М.Ковалева, В.Г.Попова. — М., 1983.

87. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. — М., 1991.

88. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982.

89. Щукина Г. Й. Активизация познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М., 1979.

90. Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке
учителей. — Киев, 1987.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 3

Глава 1. Интерактивное обучение как современное направление

активизации познавательной деятельности обучающихся................. 5

1.1. Активизация обучения как педагогическая проблема............................. 5

1.2. Сущность интерактивного обучения............................................................ 7

1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения.................. 12

1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых................................. 14

Глава 2. Психолого-педагогические условия эффективности

интерактивного обучения.......................................................................18

2.1. Создание благоприятного психологического климата.......................... 18

2.2. Организация межличностного диалога...................................................... 22

2.3. Организация групповой учебной деятельности....................................... 26

2.4. Рефлексивное подведение итогов................................................................. 34

Глава 3. Дискуссия как метод интерактивного обучения......................39

3.1. Дискуссия как метод группового взаимодействия

и ее использование в процессе обучения................................................... 39

3.2. Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий....... 41

3.3. Современные виды групповых дискуссий и техники

их организации.................................................................................................. 45

3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий

Советы и рекомендации ведущему.............................................................. 62

Глава4. Игровые методы обучения..................................................................67

4.1. Роль игры в профессиональном образовании........................................... 67

4.2. Деловые игры...................................................................................................... 69

4.3. Ролевые игры....................................................................................................... 75

4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых............. 78

4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении
взрослых............................................................................................................... 85

Глава 5. Кейс-метод — метод коллективного анализа ситуаций.........92

5.1. Понятие о кейс-методе, его возможности в профессиональном
обучении.............................................................................................................. 92

5.2. Источники и этапы создания кейса.............................................................. 94

5.3. Работа над ситуацией в аудитории............................................................. 98

Гл а в а 6. Тренинг как форма комплексного использования

интерактивных методов и приемов обучения....................................103

6-1. Тренинг как форма социально-психологической работы

и групповая форма организации обучения.............................................. 103

6.2. Действенно-практическая (Упражнения) - student2.ru Виды тренингов в обучении взрослых...................................................... 107

6.3. Подготовка и проведение тренинга........................................................... 115

Глава 7. Модерация — инновационная форма повышения

квалификации специалистов..............................................................125

7.1. Понятие о модерации..................................................................................... 125

7.2. Основные этапы (фазы) модерации........................................................... 128

7.3. Содержание деятельности модератора.................................................... 141

7.4. Возможности, ограничения и трудности в использовании
модерации......................................................................................................... 144

7.5. Практические указания модератору по использованию
визуализации.................................................................................................... 146

Глава 8. Как подвести итоги. Техники получения обратной связи

в аудитории.............................................................................................150

Заключение............................................................................................................... 169

Литература............................................................................................................... 171

Учебное издание

Наши рекомендации