Практическая работа. Последовательность выполнения рисунка.
Курсовой проект
на тему: «Рисование животных в педагогической практике»
Выполнил:
студент
очного отделения
направление подготовки
«Педагогическое образование»,
профиль «Изобразительное искусство»
Закроев Алексей Павлович
Научный руководитель:
доцент
Черткова Валентина Ивановна
Смоленск
Конспект урока
Тема: «Рисунок лошади»
Цель: овладение основами изобразительной грамоты
Задачи:
- Учебные:
1. Знакомство с анималистическим жанром в изобразительном искусстве
2. Знакомство с правилами и способами изображения (последовательность, передача пропорций и конструкции)
3. Формирование навыков работы графическими материалами
- Воспитательные: эстетическое воспитание, любовь к животным
- Развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие кругозора (знакомство с новыми терминами и понятиями)
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
- для учителя: презентация, крафт-бумага А2 (для демонстрации), мягкие графические материалы, ластик
- для учеников: крафт-бумага А3, уголь (сангина, пастель, цветные мягкие карандаши), ластик
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
3. Практическая работа
4. Итог и домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент
Учитель входит в класс, приветствует детей, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, подводит итог готовности.
2. Объяснение нового материала
I. Понятие анималистика
Сегодня на уроке мы подробно разберём, что такое анималистический жанр, изучим анатомическое строение лошади, чтобы понять как её рисовать и как на этом примере можно рисовать других животных, так как лошадь одно из наиболее сложных животных для рисования, а само изображение лошади в искусстве встречается гораздо чаще. чем изображения других животных.
Анималистика (слайд 5) (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.
Анималист (от латинского animal — животное) – художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре.
II. Краткая историческая справка.
Животные всегда занимали и продолжают занимать особое место в жизни человека. Они живут бок о бок с нами, помогая человеку по хозяйству, являясь домашними любимцами. В древние времена животным приписывали божественные силы, поклонялись им. Животные всегда были, есть и будут чем-то особенным для нас. Величие и красоту видят художники в них, почему животные и становятся главными героями многих произведений искусства.
Человек с давних времён рисует животных, которые его окружают. Изначально изображения животных носили ритуальное значение. Большое количество изображений, сделанных первобытным человеком, можно найти в пещерах. Наиболее известные пещеры : пещера Ласко во Франции (слайд 6) и пещера Альтамира в Испании (слайд 7, 8).
В Древнем Египте животные считались божественными существами, поэтому ни одно святилище или гробница не могли обойтись без изображений животных (слайд 10-14). Египтяне изображали животных в профиль. Посмотрите, как выразительно выглядят их рисунки.
Древнегреческие рисунки животных (слайд 15-18) так же поражают своей точностью, красотой и изяществом. Как у первобытного человека и египтян, так и у греков животные изображались в профиль. Именно в профиль животное выглядело наиболее выразительно, и так человеку проще было показать движение животного и его характерные черты.
В рисунках китайцев и японцев животные уже изображались не только в профиль, но и в фас или в повороте (слайд 19-22).
Все рисунки животных пещерных людей, египтян, греков, китайцев и японцев стилизованные, определяют самые характерные черты животного, так как человек стремился, как можно точнее показать животное. Изображения носили обрядовый характер или служили элементами декора. В современном мире мистический смысл изображения утратил свою силу, поэтому стилизованные изображения животных используются больше, как декоративные элементы, не менее часто используют этот приём при создании логотипов, эмблем и т.п.
III. Изучение анатомического строения лошади, для рисунка.
В качестве примера подробно разберём анатомию лошади и некоторых других животных, посмотрим как художники изображают их, рассмотрим саму последовательность рисования.
Всех животных можно отнести к двум группам: пальцеходящие и стопоходящие. Одни опираются при ходьбе только на пальцы, а пятка животного не касается земли, поэтому их называют пальцеходящими, а другие животные полностью опираются на всю стопу, из-за чего их относят к стопоходящим. Лошадь относится к пальцеходящим, так как опирается на видоизменённый в ходе эволюции палец.
Вспомним, как выглядит лошадь (слайд 23, 24). Чтобы правильно её нарисовать, нужно хорошо представлять, как она выглядит с разных сторон. Особенности самого животного обусловлены особенностями скелета, сам принцип строения скелета один, но длина костей, их положение по отношению друг к другу и дают всё разнообразие животного мира.
Взглянем на скелет лошади (слайд 25). Как и в скелете любого другого животного, здесь мы видим: череп, позвоночник, плечевой и тазовый пояса, грудную клетку , передние и задние конечности.
Череп вытянутый, в форме трапеции. Состоит череп из двух отделов: лицевого и мозгового. С ростом животного лицевая часть удлиняется и по отношению к мозговому отделу опускается вниз.
Первые семь позвонков позвоночника составляют шейный отдел. Передний конец соединяется со скелетом головы. Длина шейного отдела зависит от длины конечностей животного. Чем конечности длиннее, тем длиннее шея и наоборот. Конечности же лошади не короткие, как например у свиньи, но и не такие длинные как у жирафа, поэтому длина шейного отдела средней величины. У лошадей-тяжеловозов шея короче и менее подвижна, а у быстроногих наоборот, тоньше и длиннее.
Структурно, каждая конечность имеет три звена. Первое и второе звено поддерживают тело, в сочленённом состоянии образуют угол: первое звено отходит от тела, второе почти вертикально опускается вниз, а от его конца веерообразно отходит третье звено. Первое звено передней конечности называют плечом, оно соединяется с лопаткой, а первое звено задней конечности называется бедром. Второе звено включает в себя две кости лежащие рядом. Это звено передней конечности называют предплечьем, а задней конечности — голенью. Третье звено именуется лапой. Место соединения первого звена со вторым, соответственно положению конечности, спереди или сзади, будет называться локтем и коленом.
Не менее важно разбираться и в системе мускулов животного, так как все движения происходят благодаря им (слайд 26). Величина и форма мускулов зависит от выполняемых ими функций и местоположения. Все они составляют четыре основных вида:
1) комплексные мускулы — располагаются в области позвоночного столба;
2) пластинчатые, или широкие, — группируются в области туловища и головы;
3) кольцеобразные — около отверстий; длинные округлые мышцы, напоминающие веретено, конус или цилиндр, — их место преимущественно в конечностях.
Для более полного представления скелета, мускулатуры и внешнего облика животного, рассмотрим несколько изображений, на которых будет показан вид лошади спереди (слайд 27), вид лошади сзади (слайд 28), отдельно от общего скелета череп спереди (слайд 29) и с боку (слайд 30), а так же конечности лошади (слайд 31, 32).
Во всех анатомических атласах и пособиях лошади изображаются, как правило, в статическом состоянии. Это полезный, но , так сказать, пассивный учебный материал для рисования. Вместе с тем лошадь может двигаться в пределах одного места (ложиться, вставать, подниматься на дыбы, переминаться с ноги на ногу, поворачиваться с боку на бок). В пространстве лошадь может двигаться шагом, бегом, рысью, галопом и т.д. Чтобы верно нарисовать животное в движении необходимо понимать принципы и механизмы движений, и хорошо вооружиться знаниями
по анатомии. (слайд 33).
При ходьбе две или три ступни всегда находятся на земле (слайд 34). При быстром передвижении лошади земли касаются одновременно только две ступни. Если нужно изобразить идущую лошадь, упор делается на показ преимущественно вертикального положения ног и вышеупомянутого касания земли ступнями. Но совершенно прямыми ноги не изображаются.
При беге (слайд 35) ноги одной стороны образуют максимальный угол в 900 . Когда ноги полностью вытянуты, одна передняя нога касается земли. Ноги лошади никогда не вытянуты одинаково и никогда не бывают параллельными и пересекающимися. Когда ноги лошади собраны, то тело её становится меньше в длине и находится оно выше от земли, а когда ноги вытянуты, то тело выпрямляется и становится длиннее , и находится ближе к земле.
Практическая работа. Последовательность выполнения рисунка.
1. Поэтапное выполнение линейного построения
2. Тональная проработка силуэта мягкими графическими материалами
3. Проработка деталей карандашом, передача фактуры.
Теперь мы знаем основные характерные особенности лошади, а значит можно переходить к изучению последовательности
выполнения рисунка (слайд 36).
Сначала нарисуем большой круг, которой будет грудной клеткой лошади, а чуть правее фигуру напоминающую полукруг, это будет тазовая часть лошади. Соединим между собой сверху и снизу дугообразными линиями выгнутыми книзу. Далее вверху и чуть левее наметим маленьким кругом голову и соединим дугообразными линиями, выгнутыми наружу, с грудной клеткой. Наметим линию глаз лошади и носа, плечи и предплечья передних конечностей и бедро с голенью задних конечностей. Продолжим конечности, дорисовав саму лапу животного, а именно копыто. Дорисуем уши на голове и наметим контур морды лошади. Далее дорисуем гриву и хвост. На последнем этапе прорисуем детали морды лошади, более аккуратно прорисуем контур лошади, на ногах, которые от нас дальше, добавим тени.
После прорисовки контура лошади и обозначения теней переходим к работе тоном, чтобы показать объём и фактуру меха животного. Чтобы Лошадь не висела в воздухе под ней нарисуем падающую тень. Там где копыта касаются земли тень будет наиболее тёмной. Растушуем её по мере удаления от мест соприкосновения копыт с землёй. Собственная тень всегда светлее падающей, поэтому тени на теле самой лошади не затемняем, а там где она подходит к контуру сделаем рефлексы, которые будут чуть светлее собственной тени, но темнее освещённых областей. На границе освещённой части и собственной тени сделаем плавный переход с помощью растушёвки. это будет полутень. Свет на теле животного можно показать используя ластик, если эти области замазались при растушёвке. Мягкими цветными карандашами прорисуем детали лошади: глаза, ноздри, гриву, хвост и т.д.
Критерии оценки
- соразмерность изображения формату
- гармоничное расположение на листе
- последовательное выполнение рисунка
- верная передача пропорций, анатомических особенностей животного
- передача тона и фактуры
При соблюдении всех критериев - «отлично»;
При незначительных недочётах - «хорошо»;
При выраженных композиционных и пропорциональных недочётах – «удовлетворительно»