Профессиональные стандарты для воспитателей раннего воспитания. Сферы профессиональной компетенции
Профессиональные стандарты для дидактических кадров системы раннего воспитания имеют в качестве главного ориентира стандарты обучения и развития ребёнка от 5-ти до 7 лет. Для того, чтобы отвечать необходимым требованиям обеспечения всех условий для полного обучения и развития ребёнка, предусмотренным стандартами обучения и развития, воспитатель должен владеть совокупностью компетенций, сформировывающихся в результате его знаний о ребёнке, его детстве и воспитании, о способах действия и взаимодействия, как с ребёнком, так и с его семьёй; а также воспитатель должен владеть соответствующими дидактическими компетенциями.
Данные компетенции формируются в соответствии с существующими аспектами раннего воспитания, которые и стали одним из оснований разработки стандартов и показателей раннего воспитания.
Выделяются следующие аспекты (разделы) раннего воспитания:
А. Раздел: Концепция о ребёнке и раннем воспитании
Этот раздел относится к педагогической подготовке воспитателя, с точки зрения теории раннего воспитания, которая предопределяет его повседневную дидактическую деятельность.
Основу данного аспекта составляет личностно-ориентированное воспитание:
(Стандарт A.1.) Индивидуализация обучения
(Стандарт A.2.) Интегрированное изучение развития ребёнка
(Стандарт A.3.) Соблюдение специфики обучения в раннем возрасте
(Стандарт A.4.) Социальная интеграция
Б. Раздел: Планирование обучения
Эта область относится к компетенциям планирования учебной и воспитательной деятельности и соответствует педагогической теории и стандартам, сформулированны в разделе А.
Стандарт Б.1.: Краткосрочное и долгосрочное планирование (ежедневное и недельное)
Стандарт Б.2.: Системное применение куррикулума посредством адекватного дидактического планирования.
Стандарт Б.3.: Планирование, как процесс совместной деятельности участников раннего воспитания.
В. Раздел: Организация обучения
Раздел Организация обучения относится к компетенциям по организации процесса обучения в соответствии с куррикурумными целями, дидактическими стратегиями и средой обучения, находящими в тесном соотношении с индивидуальными потребностями ребёнка.
В.1. Подраздел: Дидактические стратегии
Стандарт В 1.1.: Стратегии активного обучения
Стандарт В 1.2.: Игра как интегрирующая форма обучения и развития
Стандарт В 1.3.: Интерактивные стратегии
Стандарт В 1.4.: Соотношение форм обучения с возрастом детей, ключевыми целями и разработанными задачами
Стандарт В 1.5.: Создание возможностей выбора и принятия решений
Стандарт В 1.6.: Использование возможностей непланового обучения
В.2. Подраздел: Среда обучения
Стандарт В 2.1.: Понимание влияния среды на обучение и развитие ребенка.
Стандарт В 2.2.: Создание такой среды, в которой ребенок смог бы себя реализовать как личность.
Стандарт В 2.3.: Социальный климат, обеспечивающий эффективность обучения и воспитания детей.
Г. Раздел: Оценка результатов обучения
Раздел Оценка обучения включает компетенции воспитателя по оценке детей. Эти компетенции опираются на принципы естественной оценки, которая предполагает использование выборочных (альтернативных) стратегий оценки: наблюдение за ребёнком и регистрация данных, относящихся к успехам ребёнка, использование индивидуального досье ребёнка, положительной образной связи, использование многочисленных источников информации и контекстов для оценки достижений ребёнка и самооценки.
Стандарт Г.1.: Наблюдение за ребёнком (регистрация данных, относящихся к успехам в развитии ребёнка согласно областям, определённым Стандартами обучения и развития ребёнка: познавательная , социоэмоциональная, физическая, здоровья, поведения и обучения)
Стандарт Г.2.: Использование различных форм оценки ребёнка
Стандарт Г.3.: Регистрация успехов ребёнка
Стандарт Г.4.: Развитие целополаганий на короткий и средний период индивидуального развития ребенка на основе результатов оценки
Д. Раздел: Профессиональное развитие
Раздел Профессиональное развитие предполагает компетенции, самооценки и менеджмент профессиональной карьеры. Стандарты, относящиеся к этому разделу, выдвигают на первый план способность воспитателя использовать и управлять средствами, имеющимися в его распоряжении (материалы и литература по специальности, курсы непрерывного формирования, проведение экспертизы другими специалистами, результаты собственной деятельности) с целью непрерывного развития профессиональных достижений.
Стандарт Д.1.: Изучение материалов по специальности
Стандарт Д.2.: Посещение курсов непрерывного образования
Стандарт Д.3.: Самооценка собственной деятельности и поиск способов улучшения результатов
Стандарт Д.4.: Работа в группе с коллегами и с другими специалистами для улучшения дидактической деятельности
Е. Раздел: Партнёрство с семьёй
Раздел Партнёрство с семьёй предполагает компетенции общения и сотрудничество воспитателя с семьёй ребёнка, являющейся первым его воспитателем. Этот раздел отражает необходимость создания воспитателем прочного и действенного партнёрства.
Стандарт Е.1.: Знакомство с потребностями и интересами родителей, касающимися развития ребёнка и культурно-социального контекста его семьи
Стандарт Е.2.: Постоянное информирование родителей по поводу успехов и проблем ребёнка в своём развитии
Стандарт Е.3.: Сотрудничество с родителями в принятии решений, касающихся развития ребёнка
Стандарт Е.4.: Стимулирование участия родителей в реализации воспитательной программы (в самом процессе воспитания).
A. Раздел: Концепция о ребёнке и раннем воспитании Воспитание ребёнка начинается с рождения. Каждый ребёнок уникален и ему должны быть обеспечены все возможные условия для полноценного развития. И, самое главное, не нужно забывать о том, что в каждое мгновение он учится чему-то новому. | |
Стандарт | Показатели |
А. 1. Воспитатель учитывает уникальные потребности каждого ребенка в обучении и развитии и обеспечивает всем детям необходимую поддержку для полноценной реализации их потенциала. | 1 Признает уникальность каждого ребенка и создает необходимые условия для полноценного развития детей путем частого взаимодействия с каждым из них, проявляя при этом симпатию, интерес и уважение. |
2. Уважает интересы и потребности ребенка в развитии и обеспечивает возможность их выражения. | |
3. Соблюдает индивидуальный ритм развития каждого ребенка. | |
А. 2. Воспитатель обеспечивает интегрированный подход к развитию ребенка в целях достижения в равной степени умственного, социально-эмоционального и физического развития. | 4. Признает взаимозависимость всех аспектов развития ребенка и уделяет равное внимание каждому из них в планировании ежедневных занятий. |
5. Предлагает детям занятия интегрированного характера, направленные на всестороннее развитие ребенка. | |
6. Использует каждое мгновение для интеграции приобретенных ребенком знаний, умений и сноровки и ценностных отношений. | |
А. 3. Воспитатель знает специфику процесса обучения ребенка от рождения до 7-летнего возраста. | 7. Соблюдает особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до 7 лет во всех аспектах (познавательном, социально-эмоциональном, физическом) всеми текущими учебными решениями. |
8. Понимает способы восприятия и построения собственного видения мира каждым ребенком и создает соответствующие условия для обучения, руководствуясь этим пониманием. | |
А. 4. Воспитатель продвигает социальную инклюзию, обеспечивая всем детям равные возможности для обучения и развития с соблюдением ценностей, основанных на правах человека, принципах открытого демократического общества, продвижения толерантности ко всем различиям путем приятия разнообразия. | 9. Прививает детям уважение к различиям, касающимся пола, расы, религии, этнического происхождения, культуры, языка, структуры семьи, социально-экономического уровня, возраста, способностей. |
10. Предлагает виды деятельности, в рамках которых раскрывается разнообразие детей и их семей. | |
11. Создает равные возможности для развития детей со специальными потребностями. | |
12. Общается со всеми детьми доброжелательно, уважительно, обеспечивая тем самым атмосферу доверия, эмоционального комфорта, уверенности и безопасности. | |
13. Посредничает в конфликтах между детьми в целях создания атмосферы взаимопонимания, взаимного уважения, приятия и уважения разнообразия. |
Б. Раздел: Планирование обучения Чем больше познаю ребёнка, тем больше могу помочь ему в развитии. Его успехи зависят от моего воспитательного плана … | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт Б.1.: Воспитатель разрабатывает ежедневные и недельные дидактические планы в соответствии с существующими требованиями, которые должны опираться на знания о развитии ребёнка и куррикулумные цели. | 14. Воспитатель должен осознавать значимость ежедневного и недельного планирования |
15. Ежедневное планирование отражает способность воспитателя критически оценивать реализацию близлежащих целей, соотносить их с целями, запланированными на всю неделю и вносить соответствующие коррективы. | |
16. Хорошо структурированный план должен быть в то же время и гибким, позволяющим воспитателю вносить в него необходимые изменения, обеспечивающие всем детям оптимальные возможности для учения в зависимости от динамики группы, изменений в распорядке дня, специальных или индивидуальных потребностей детей. | |
17. Включает в ежедневные планы большое разнообразие заданий, которые обеспечили бы реализацию разнообразных потребностей детей, учитывая при этом их способности и стили учения. | |
18. Как ежедневное, так и недельное планирование строится в рамках целостного подхода к развитию ребенка и интегрированного подхода к куррикулуму. | |
Стандарт Б.2.: Воспитатель осуществляет ежедневное и еженедельное планирование в рамках интегрированного подхода к куррикулуму | 19. Планирует тематические единицы обучения, в рамках которых единицы содержания взаимосвязаны. |
20. Запланированные виды деятельности должны быть интегрированными, целостными (а не фрагментарными), позволяющими детям устанавливать взаимосвязи между вещами. | |
21. Тематическое планирование (планирование по единицам обучения) отражает способность воспитателя учитывать логическую последовательность расположения единиц содержания в соответствии с возрастом детей, их интересами и потребностями. | |
22. Планирует способы завершения изучения тем, которые бы способствовали интегрированию межпредметных знаний и умений и позволили ребенку получить удовлетворение от результата своей деятельности. | |
Стандарт Б.3. Планирование – процесс коллективный, в который включаются дети, их родители, другие воспитатели. | 23. Восприимчив к предложениям детей, касающимся содержания деятельности, и способ планировать свою деятельность в соответствии с этими предложениями. |
24. Вовлекает родителей в планирование единиц обучения и типов учебной деятельности. |
В. Раздел: Организация обучения Для того, чтобы помочь ребенку развиваться, решения и действия воспитателя должны опираться на потребности и интересы детей. Способ взаимодействия с ребенком, созданные учебные ситуации, учебная среда предопределяют успешность развития ребенка. | |
В.1. Подраздел: Дидактические стратегии | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт В.1.1.: Воспитатель знает и применяет интерактивные стратегии обучения, позволяющие самому ребенку приобретать знания, а также развивать умения, сноровки и ценностные отношения. | 25. На основе знания детей и целей куррикулума отбирает из широкого спектра подходов самые эффективные учебные задания: как иницированны взрослыми, так и те, которые иницированы самими детьми. |
26. Понимает свою роль как посредника/менеджера учение ребенка. | |
27. Опирается на интересы и любопытство детей по отношению к окружающему миру в рамках усвоения содержания тем. При этом часто использует открытые вопросы. | |
28. Помогает детям устанавливать связь между понятиями, новыми умениями и знаниями, усвоенными раннее. | |
Стандарт В.1.2.: Воспитатель демонстрирует умение применять игру, как интегрированную форму стимулирования учения и развития ребенка. | 29. Признает ценность игры (в широком смысле) для обучения и развития ребенка. |
30. Умеет создавать и развивать ситуации, которые обогащают и расширяют возможности игры. 31. Принимает стратегические решения, связанные со своей ролью и ролью ребенка в парадигме обучение через игру. | |
Стандарт В.1.3.: Воспитатель применяет преимущественно интерактивные стратегии | 32. Предлагает проекты, в рамках которых дети учатся сотрудничать. |
33. Создает ситуации взаимообучения | |
34. Предлагает детям открытые материалы, стимулирующие их развитие. | |
Стандарт В.1.4.: Воспитатель соотносит ключевые цели куррикулумных областей знаний с содержанием, учебными заданиями, формами обучения и воспитания, а также с возрастными особенностями детей. | 35. Соотносит ключевые задачи разных областей знаний с целью их интеграции в рамках тем и типов учебной деятельности. |
36. Предлагает для работы в малых или больших группах задания, соответствующие отобранным формам обучения. | |
37. Использует различные формы организации учебной деятельности (в больших группах, в малых группах, в парах, индивидуально), соотнося их с предложенными целями и индивидуальными запросами детей. | |
38. Соотносит содержание учебной деятельности с возрастом детей и знаниями, усвоенными ранее. | |
Стандарт В.1.5. Воспитатель создаёт для детей различные возможности для выбора и принятия решений. | 39. Планирует учебные ситуации открытого типа, задания, имеющие разные варианты решения и предлагает материалы для выбора. |
40. Предоставляет детям возможность выбора из ряда альтернатив и принятия ответственности за свой выбор. | |
Стандарт В.1.6.: Воспитатель максимально использует предоставляемые возможности обучения, опираясь при этом на гибкие и творческие отношения в рамках незапланированной деятельности. | 41. Использует повседневные бытовые ситуации, как источник для познания. |
42. Знает и использует различные возможности для познания, которые возникают неожиданно или спонтанно, и вызывают интерес у детей, особенно в плане развития речи, усвоения новых понятий и умений. |
В. Раздел: Организация обучения В.2. Подраздел: Среда оьбучения | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт В.2.1. Воспитатель понимает влияние среды на обучение и развитие детей и, таким образом, он должен обеспечить такую среду, в рамках которой каждый ребёнок развивается и учится в соответствии с его потребностями, интересами и способностями. | 43. Создаёт притягательную и приятную физическую среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и в безопасности. |
44. Среда должна быть обустроена в соответствии с потребностями группы детей, потребностями каждого ребёнка в отдельности, а также в соответствии с содержанием обучения. | |
45. Физическая среда, обустроенная воспитателем, способствует эффективному управлению группой и позволяет ему использовать различные формы работы: индивидуально, в парах, в малых группах, в больших группах. | |
46. Хорошо организованная среда стимулирует активное и самостоятельное учение. | |
47. Потбирает материалы, связанные с различными областями знаний, стимулирующие практическую и экспериментальную деятельность. | |
Стандарт В.2.2. Воспитатель создаёт такую физическую среду, в которой царит дружелюбие и открываются возможности личностно-ориентированного обучения. | 48. Среда должна обеспечивать психологический комфорт и положительное отношение к учебе. |
49. Создаёт такую среду, которая позволяет персонализировать / индивидуализировать обучение детей. | |
50. Воспитатель создаёт такую среду, в которую включаются и родители детей, приглашенные как партнёры с целью создания духа коллективизма. | |
Стандарт В.2.3. Воспитатель создаёт такой социальный климат, который бы стимулировал обучение. | 51. Поддерживает уважительные, доверительные взаимоотношения среди детей, обеспечивая таким образом уверенность и безопасность в их свободном выражении |
52. Создаёт различные ситуации, в которых каждый ребёнок был бы услышан и оценён. | |
53. Способствует установлению дружественных отношений между детьми и их взаимообучению. 54. Демонстрирует понимание причин неадекватного поведения детей, применяя при этом соответствующие стратегии предупреждения и преодоления конфликтов между детьми. | |
Г. Раздел: Оценка Воспитатель должен помочь каждому ребёнку почувствовать уверенность в себе, поддержать его в трудных ситуациях и находить решение возникающих проблем. | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт Г.1.: Воспитатель постоянно применяет метод наблюдения в целях сбора информации о развитии ребёнка | 55. Воспитатель каждый день использует метод «наблюдения». |
56. Воспитатель использует наблюдение для регистрации прогресса детей во всех областях. | |
57. Воспитатель сохраняет журнал наблюдений. | |
Стандарт Г.2.: Воспитатель использует оценку для стимулирования учения и развития ребёнка | 58. Использует оценку для установления и стимулирования достижений учащихся. |
59. Признаёт индивидуальные особенности детей при оценке, опираясь при этом на предыдущие достижения. | |
Стандарт Г.3.: Воспитатель использует методы и инструменты оценки, которые адекватны типу учебной деятельности и возрастным особенностям детей | 60. Применяет методы оценки, соответствующие возрасту детей, ключевым целям куррикулума и типам учебной деятельности. |
61. Разрабатывает и применяет тестовые инструменты для оценки знаний, умений и ценностных отношений. | |
62. Воспитатель использует копилку достижений (портофолиу) для каждого ребёнка. | |
Стандарт Г.4.: Воспитатель использует оценки с целью более эффективного планирования учебной деятельности детей и учебной среды в соответствии с потребностями и интересами детей. | 63. На основе результатов оценки воспитатель разрабатывает учебные планы в соответствии с потребностями и интересами детей, стимулируя при этом их достижения. |
64. Использует результаты оценки для организации и коррекции образовательной среды в целях создания многочисленных возможностей для обучения и развития всех детей. | |
Стандарт Г.5.: Воспитатель использует информацию о предыдущей деятельности ребенка, о его здоровье, питании, умении и потребностях в познаний, о семье, об успехах ребенка с целью более объективной его оценки. | 65. Собирает информацию о ребёнке, используя беседы с его родителями (опыт, здоровье, питание, гигиена, интересы, потребности). |
66. Коррелирует/сопоставляет информацию о ребёнке, предоставленную родителями, и информацию, полученную при оценке ребёнка в детском дошкольном учреждении, с целью более объективной оценки достижений ребёнка . |
Д. Раздел: Профессиональное развитие Профессия воспитателя, не позволяет сказать, что ты знаешь всё. Каждый день ставит перед воспитателем проблему/вопрос, на который необходимо найти ответ… | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт Д.1.: Воспитатель периодически изучает материалы по специальности в целях своего профессионального роста. | 67. Постоянно контактирует с новой информацией о раннем воспитании (через соответствующие публикации, семинары). |
68. Экспериментирует, используя новые идеи и технологии. | |
Стандарт Д.2. Воспитатель принимает участие в курсах повышения квалификации | 69. Периодически посещает курсы повышения квалификации в области раннего воспитания. |
70. Отбирает те курсы повышения квалификации, которые соотносятся с его профессиональными потребностями. | |
71. Использует в практике новые знания и технологии, приобретенные на курсах повышения квалификации. | |
Стандарт Д.3. Воспитатель постоянно оценивает свой профессиональный уровень, демонстрируя способность обосновывать свои решения и развивать свои профессиональные умения. | 72. Постоянно оценивает свои ежедневные результаты с целью их улучшения. |
73. Может оценить сильные и слабые стороны своей деятельности. | |
74. Способен мотивировать свои педагогические решения на основе каждодневного анализа своих результатов. | |
Стандарт Д.4.: Воспитатель использует работу в группе с другими коллегами и специалистами для улучшения собственной воспитательной практики и практики семьи в воспитании и развитии маленьких детей. | 75. Сотрудничает с коллегами и другими специалистами для получения новой информации. |
76. Консультируется с коллегами и специалистами для создания оптимальных условий для ответа на индивидуальные потребности развития каждого ребёнка. |
Е. Раздел: Партнёрство с семьёй Успех полноценного и здорового развития ребёнка зависит от отношений и действий всех тех, кто его окружает. Воспитатель нуждается в родителях так же, как и родители нуждаются в помощи воспитателей с целью создания всех условий качественного воспитания детей. | |
Стандарт | Показатели |
Стандарт Е.1.: Воспитатель признает значимость семьи для роста и развития детей. | 77. Должен быть информированным об обстановке, контексте, в котором живёт и развивается ребёнок. |
78. Проявляет интерес к семье в плане её уровня жизни, культуры, традиций с целью обеспечения равных возможностей для всех детей. | |
79. Использует опыт семей с целью оценки текущей деятельности и её усовершенствования. | |
Стандарт Е.2.: Воспитатель учитывает роль родителей как первых воспитателей своего ребёнка, считая значимыми их интересы, пожелания по отношению к своему ребёнку. | 80. Изучает интересы, потребности, пожелания родителей относительно развития и воспитания детей. |
81. Уважает пожелания и требования родителей по отношению к здоровью, развитию и воспитанию их детей. | |
Стандарт Е.3.: Воспитатель признаёт постоянное общение с родителями в качестве фундаментального фактора здорового развития их ребёнка. | 82. Использует репродуктивные и продуктивные методы общения с родителями с целью сбора информации о ребёнке, его здоровье, интересах, потребностях, проблемах. |
83. Ежедневно информирует родителей о достижениях их ребёнка и его трудностях. | |
84. Предоставляет родителям информацию, примеры деятельности детей, рекомендации по воспитанию их ребенка. | |
85. Демонстрирует компетентность в общении с родителями, предупреждая возможные конфликты или оптимально разрешая их. | |
Стандарт Е.4.: Воспитатель постоянно включает родителей в процесс принятия решений относительно воспитания и развития их ребенка. | 86. Включает родителей в принятие решений по поводу воспитания и развития их ребенка, особенно по отношению с тем аспектам, которые требуют особого внимания. |
87. Разрабатывает вместе с детьми действия по разрешению существующих проблем. | |
Стандарт Е.5.: Воспитатель посредством различных форм привлекает родителей для участия в образовательных программах. | 88. Приглашает родителей принимать участие в текущей деятельности группы с целью наблюдения за детьми, помощи воспитателю в организации этой деятельности. |
89. Включает родителей в воспитательную деятельность, опираясь на их опыт и тип профессиональной деятельности. | |
90. Создает такую среду, в рамках которой родители бы имели доступ к информации о развитии и воспитании своего ребенка. | |
91. Периодически организует встречи с родителями с целью обсуждения и принятия совместных решений относительно воспитательных программ для яслей и детского сада. |