Логика расследования должна определяться множественными рабочими гипотезами, которые следует доказать или опровергнуть.
Гипотезы- это предположения, которые должны быть проверены специалистом, получившим информацию о случае жестокого обращения с ребенком, в результате чего специалисты могут чётко назвать причины, влекущие за собой неудовлетворение жизненных потребностей ребенка или жестокое обращение с ним, а также назвать ресурсы семьи и её ближайшего окружения.
К примеру, могут использоваться следующие основные гипотезы:
• ребенок подвергался жестокому обращению (физическому, эмоциональному или сексуальному насилию) и неудовлетворению основных жизненных потребностей;
• ребёнок получил травму случайно;
• травмы, полученные ребенком, нанесены умышленно отцом/матерью/другим членом семьи;
• родители не заботятся о ребенке в связи с наличием алкогольной зависимости;
• родители не заботятся о ребенке в связи с наличием у них психического заболевания;
• семья имеет низкий уровень доходов, в связи с чем родители не имеют возможности надлежащим образом удовлетворять основные жизненные потребности ребенка;
• мать не в состоянии удовлетворять потребности ребенка, так как находится в депрессии из-за домашнего насилия со стороны своего мужа;
• основные жизненные потребности ребенка не удовлетворяются по причине функционального острого или хронического заболевания родителя (родителей);
• основные жизненные потребности ребенка не удовлетворяются вследствие недостаточного развития у родителей навыков ухода и воспитания;
• родители подвергают ребенка физическим наказаниям и словесным оскорблениям из-за своих завышенных требований, которые не соответствуют уровню раз-8
вития и возможностям ребенка.
Следует отметить, что в результате социального расследования может быть установлено, что верны одновременно несколько гипотез, а также выявлено, что ребенок подвергался жестокому обращению длительное время и много раз. При этом не только физическому насилию (как это было заявлено в первичной информации), но также и психологическому насилию и неудовлетворению основных жизненных потребностей.
1.3 Условия эффективности проведения социального расследования Необходимые условия обеспечения эффективности процесса социального расследования:
• наличие процедуры, регламентирующей действия специалистов в процессе социального расследования;
• обеспечение системного подхода: сбор доказательств, оценка безопасности ребёнка, оценка рисков и оценка положения семьи;
• наличие соответствующей квалификации специалистов, участвующих в социальном расследовании;
• постоянный мониторинг развития ситуации;
• наличие единой межведомственной базы данных семей и детей, находящихся в СОП либо признанных НГЗ;
• обеспечение координации действий специалистов системы защиты детства, представляющих различные сектора и ведомства;
• документирование процесса социального расследования.
Системный подходк социальному расследованию предполагает, что положение ребенка и семьи будет исследовано всесторонне, с учетом всех факторов, действующих на семью, в их взаимном влиянии. Изучение положения ребенка и семьи включает в себя: сбор достоверной информации, оценку безопасности ребёнка, оценку рисков повторения жестокого обращения, оценку положения семьи. Полученная информация является основой для принятия решения об изъятии (оставлении) ребёнка в семье и определения степени вмешательства специалистов.
Оценка- это одновременно процедура определения потребностей ребёнка и семьи, а также результат этой процедуры. Как процедура оценка включает в себя сбор, анализ, и обобщение информации. Как результат оценка представляет собой обоснованное мнение о положении семьи.
Ресурсы ребёнка и семьи- это источники и предпосылки благополучия ребёнка (семейного благополучия), которые можно использовать при соответствующих условиях.
1.4. Принципы проведения расследования:
• вовлечение членов семьи и значимого окружения ребёнка;
• уважение прав родителей;
• сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями;
• сбор полной и точной информации;
• конфиденциальность.
1.4.1 Вовлечение членов семьи и значимого окружения ребенка Проблемы, вызывающие жестокое обращение или неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка, сосредоточены в сфере семейных взаимоотношений и особенностях характера взрослого окружения. Невозможно улучшить положе-
ние ребёнка в семье, не вмешиваясь в систему семейных взаимоотношений и не привлекая членов семьи к сотрудничеству.
Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:
• обеспечивает непосредственное участие членов семьи в совместной со специалистами работе;
• делает участие членов семьи в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным;
• подталкивает членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребёнка;
• обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;
• способствует формированию доверия между членами семьи и специалистами;
• помогает преодолеть сопротивление родителей.
Уважение прав родителей
Одной из важных обязанностей специалистов по защите детства является создание равновесия между правом ребёнка на заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. У родителей есть право применять широкий спектр разных практик воспитания для обеспечения минимального, достаточного для развития и обучения ребёнка, уровня заботы, в соответствии с культурными ценностями своей семьи, принятыми в семье стандартами и традициями. А у детей есть право, вырасти в собственной семье, если это непредставляет угрозу для их жизни и воспитания.
Вмешательство в дела семьи специалистов по защите детства всегда должно быть обусловлено только необходимостью обеспечения безопасности детей. Таким образом, родительские права являются обусловленными, основанными на способности родителей обеспечить минимальный, но достаточный уровень заботы о своём ребёнке. Только уважая права родителей и привлекая их к сотрудничеству, специалист по защите детства может оказать семье поддерживающие и реабилитационные услуги, способные исправить проблемы, ведущие к плохому обращению с детьми.
Сотрудничество
В расследовании обстоятельств жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей задействованы различные службы и организации, входящие в систему защиты детей. Успешность работы во многом зависит от качества их взаимодействия и сотрудничества.
Преимущества сотрудничества:
• Сотрудничество помогает собрать наиболее полный объём информации о ребёнке и его семье.
• Сотрудничество способствует сокращению числа бесед с ребёнком, предположительно ставшим жертвой насилия или неудовлетворения его основных жизненных потребностей, и позволяет сделать процесс социального расследования менее травмирующим для ребёнка.
• Сотрудничество обеспечивает правильную последовательность бесед и других методов сбора информации (иногда важно отложить беседу с ребёнком или его родителями до появления важной информации).
• Сотрудничество повышает эффективность процесса принятия решений.
1.4.4. Сбор информации/планирование расследования
10
Для того чтобы выдвинуть обоснованное оовиненис в жсшлш™ ^ниш.~..............
или неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка, необходимо собрать ответы на ниже перечисленные вопросы и подтвердить их вескими доказательствами.
Во-первых, в чем заключалось действие (жестокое обращение) или бездействие (неудовлетворение основных жизненных потребностей) лица, осуществляющего уход за ребенком?
Во-вторых, была ли ребенку нанесена физическая или психическая травма, причинен ли вред его здоровью и развитию?
В-третьих, существуют ли доказательства причинно-следственной связи между действием или бездействием лица, осуществляющего уход за ребенком, и физической/психической травмой или угрозой нанесения физической/психической травмы ребенку, неудовлетворением основных жизненных потребностей?
В-четвертых, была ли травма или угроза нанесения травмы преднамеренной?
Для составления плана социального расследования в каждом отдельном случае специалисту необходимо проанализировать следующее;
• Какую информацию необходимо собрать?
• С кем необходимо провести собеседование и почему?
• Кто должен войти в состав группы, ведущей расследование?
• Какие задачи будут выполнять каждый из членов группы?
• В какой последовательности должны проводиться беседы?
• Как будет обеспечена безопасность ребёнка?
• Где должны проводиться беседы?
• Кто будет принимать участие в беседах?
• Как будет обеспечена безопасность участников расследования?
• Есть ли необходимость учитывать какие-либо культурные особенности? 1.4.5. Конфиденциальность
Конфиденциальность является одним из наиболее важных принципов проведения социального расследования, поскольку каждый из участвующих в социальном расследовании имеет право на неприкосновенность частной жизни.
Для обеспечения конфиденциальности специалист системы защиты детства обязан:
• не предоставлять собеседнику никаких сведений о семье, чтобы не нарушить ее права на неприкосновенность частной жизни;
• не разглашать имя заявителя при контакте с предполагаемым виновником, за исключением случаев, когда лицо, сделавшее заявление, дает разрешение на огласку соответствующей информации;
• не разглашать сведения о семье в беседах с интересующимися лицами, в том числе со своими знакомыми, коллегами по работе и др.
1.5. Специалисты, проводящие социальное расследованиеСоциальное расследование проводят специалисты_СППС учреждений образования, специалисты социально-педагогических учреждений после необходимого обучения. К расследованию могут быть привлечены специалисты других организаций системы защиты детства, функции которых в социальном расследовании должны быть чётко обозначены в должностных обязанностях либо утверждены решениями
местных исполнительных и распорядительных органов.
К примеру, участковые педиатры могут сообщить другим специалистам защиты детства о подозрении на жестокое обращение, дать информацию о состоянии здоровья ребёнка и высказать свой взгляд на то, как родители удовлетворяют медицинские нужды и жизненные потребности ребенка. Психологи могут дать рекомендации по стратегиям опроса детей в соответствии с уровнем их развития, провести оценку состояния детей, дать рекомендации по их реабилитации. Педагоги могут информировать о признаках жестокого обращения, предоставить информацию об особенностях развития и поведения ребенка.
Педагог социальный учреждения образования может провести первичное расследование и оценку безопасности ребенка для того, чтобы принять решение о начале полномасштабного социального расследования.
2. Инициирование социального расследования