Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по курсу «История педагогики и образования» учебной дисциплины «Педагогика» ОПД.Ф.02 блока общепрофессиональных дисциплин предназначен для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Учебно-методический комплекс создан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы курса «История педагогики и образования» дисциплины «Педагогика»:
История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Курс «История педагогики и образования» занимает важное место в системе подготовки учителя. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания.
Одна из важнейших задач педагогического образования – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования должно помочь будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Поэтому при освещении тех или иных педагогических концепций, взгляда отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершению практики воспитания и обучения с одной стороны, и развитие педагогической науки – с другой. Поиск новых подходов к построению курса истории педагогики и образования как учебной дисциплины, вызвал необходимость целостного рассмотрения истории теории и практики воспитания в рамках глобального процесса развития общечеловеческой цивилизации.
Предметом изучения истории педагогики и образования является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.
Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса.
Задачи курса:
• ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;
• углубить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания;
• обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем;
• способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
• способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности;
• способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия;
• способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям;
• способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся историко-педагогических деятелей.
Исходя из вышеназванных характерных особенностей и профессионально-педагогических задач, содержание курса истории педагогики и образования должно:
• быть исторически последовательным (с древнейших времен до наших дней), прослеживать педагогические явления и процессы в развитии, отражать основные историко-педагогические закономерности;
• быть целостным, рассматривать (обобщенно или конкретно в зависимости от степени актуальности того или иного раздела) историю возникновения и последовательного развития воспитания, образования, школы и педагогической мысли в контексте экономического, социально-политического и этнокультурного развития общества;
• включать материал, отражающий возникновение и развитие основных педагогических направлений и концепций, лучшие мировые и отечественные исторические достижения в области теории и методики обучения и воспитания, с учетом методики преподавания конкретных учебных предметов;
• включать в качестве сквозных линий курса основные педагогические понятия и категории в их историческом развитии;
• отражать жизнь, педагогическую деятельность и взгляды лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого.
Все указанные требования были положены в основу разработки настоящей программы. Она предусматривает изложение истории педагогики и образования в тесной связи с историей развития человеческого общества. Курс разделен на две основные части: «История педагогики и образования за рубежом, «История отечественной педагогики и образования».
Программа курса истории педагогики и образования, как и любого другого учебного курса в вузе, определяет лишь обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть студент. В связи с тем, что количество часов, отводимых учебным планом на изучение истории педагогики и образования, недостаточно для глубокого и систематического ее изложения, часть программного материала, по усмотрению преподавателя и под его методическим руководством, может изучаться студентами самостоятельно.
Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История педагогики и образования» студент должен
знать:
- основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»;
- предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; учёных – историков педагогики и образования;
- генезис и историческую сущность воспитания, концепции происхождения воспитания; ключевые закономерности исторического развития воспитания и образования;
- основные историко-педагогические факты, типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима;
- основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;
- основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии; реформы образования;
- этапы становления педагогики как науки;
- авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;
- основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
уметь:
- анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное в педагогических явлениях и процессах прошлого;
- выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;
- соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;
- устанавливать связи между основными авторскими педагогическими идеями и их отражением в первоисточниках;
- устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;
- устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений
- выделять связи прошлого и настоящего, возможности использования наиболее ценного опыта в современной практике обучения и воспитания.
Особенность курса «История педагогики и образования» состоит в наличии тесных содержательных связей со многими дисциплинами блока ГСЭ: отечественной историей, культурологией, политологией, социологией, философией.
Таблица 1.ОБЪЁМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоёмкость курса | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма итогового контроля | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Таблица 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Название модулей и тем | Всего часов | Аудиторные занятия (часы), в том числе | Кол-во часов на сам. работу | |
Лек ции | Семинары | |||
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом | ||||
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения | ||||
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.) | ||||
Тема 3. Развитие образования и пед. мысли в Западной Европе и США в конце XIX – нач. XXI вв. | ||||
Модуль 2. История отечественной педагогики и образования | ||||
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в. | ||||
Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в. | ||||
Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв. | ||||
Итого |
Модуль 1. История педагогики и образования за рубежом
Цель модуля: обеспечить овладение студентов знаниями об истории возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли, становлении гуманистической педагогики.
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.
История педагогики и образования как наука и как учебный курс. Предмет, задачи и структура курса истории педагогики и образования, его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Значение истории педагогики и образования в формировании профессиональной культуры будущего учителя.
Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возникновение организованных форм воспитания и обучения.
Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Возникновение первых школ и педагогической мысли.
Становление педагогических традиций в античном мире. Системы воспитания и образования в Древней Греции (Спарта, Афины). Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).
Своеобразие римской системы образования. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан).
Становление и сущность христианской педагогической традиции в средневековой Европе. Традиции религиозного и светского образования. Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.
Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).
Основная литература:
Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.
Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1989.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. ‑ М., 1982.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.
Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М.: Просвещение, 1981.
Дополнительная литература:
1. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.
2. Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.
3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.
4. История Древнего Рима. – М., 1981.
5. История Древней Греции. – М., 1986.
6. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.
7. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. – М., 1992.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока. – М., 1988.
9. Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических исследований. – М., 1993.
10. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьников. –1993. – № 5.
Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).
Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний.Педагогическая концепция Я.А. Коменского. «Великая дидактика» как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Коменскому. Содержание образования и методы обучения. Организация процесса обучения. Требования к учителю. Значение педагогики Коменского для последующего развития педагогики и школы.
Педагогические концепции Д.Локка. Цель и задачи воспитания. Содержание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект организации школ для детей трудящихся. Д.Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
Возникновение и развитие педагогики Просвещения. Педагогические идеи К.А.Гельвеция и Д.Дидро о роли среды и воспитания в формировании личности, их историческое значение.
Концепция естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов. Роль труда в воспитании и жизни человека. Проблема семейного и общественного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Руссо. Историческое значение его идей, их влияние на развитие мировой педагогики. Последователи Руссо.
Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVШ – начале XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци.Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.
Педагогическая теорияИ.Ф. Гербарта. Влияние Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педагогики.
Семинар 1. Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII – XIX вв.[1]
Основная литература:
1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
6. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М., 1981.
Дополнительная литература:
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.
Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. ‑ М., 1982.
Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.
Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.
Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 ‑ М., 1985.
Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.
Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.7–24.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. ‑ М., 1981.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.
Тема 3. Развитие образования и пед. мысли в Западной Европе и США в конце XIX – нач. XXI вв.
Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.
Реформаторская педагогика конца XIX начала XX вв. в Западной Европе и США и ее основные течения. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер). Экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман). Прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и его последоваватели. Теория «свободного воспитания» (М. Монтессори).
Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучениe и др.).
Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XX – начале XXI вв.: демократизация, гуманизация, дифференциация, интеграция, модернизация. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.
Семинар 2. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX ‑ начала XX вв.
Основная литература:
1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.
5. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.
6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М.,1994.
7. Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.
8. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.
9. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов ‑ М., 1981.
Дополнительная литература:
Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. – Казань, 1996.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. ‑ М., 1956.
Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг. ‑ М., 1925.
Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. /Пер. с нем. ‑ М., 1915.
Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с пол. – М., 1990.
Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры /Пер. с нем. Е. Пашуканиса. ‑ Пг., 1920.
Лай В. Экспериментальная педагогика. ‑ М.; Л., 1927.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. – Гл. III, IV.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. – 4-е изд. ‑ М., 1920.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. ‑ М., 1981.