Развивающий потенциал дидактических игрушек для детей младшего дошкольного возраста в ДОО
Игрушка – неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость, развить речь.
Игрушка занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботится, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же игрушка помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.
Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном, или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка важна для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности [4,17].
Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
Цель дидактических игрушек– передача детям разных знаний, развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества. Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода [16,76].
Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.
Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек, или подобрать одинаковые.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей – основа познания мира. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память [2,44].
Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, представляют собой набор предметов с запрограммированными свойствами. Наша задача обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь с пирамидкой, ребенок должен обратить внимание на размер колец и на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем их соединить [1,14].
Предметные игры малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, шариками входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Практические действия, такие как соединения, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развивают мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Также отражают, свойственный раннему периоду детства, наглядно – действенный характер мышления. Дидактическая игрушка способствует развитию действий руки, формирует ручную умелость, совершенствует мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т.п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия [9,60].
Занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:
- умственное и сенсорное воспитание, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
- развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства);
- развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
- развитие познавательной активности (любознательность);
- воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.) [5,97].
Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.
1.Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень;
2.Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.);
3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине;
4.Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.), способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей;
5.Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п.. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма) [17,49].
Дидактические игрушки способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки, а также для развития умственной активности. Они помогают: сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов; выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы; осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи; ввести элементы «экспериментирования»; обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости; обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка [25,38].
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т.п., оказывает всестороннее воздействие на развитие малышей.