Происхождение и сущность физических упражнений
Основные понятия теории физического воспитания
Теория физического воспитания – социальная область знаний. Она имеет свой предмет и свои понятия. К основным понятиям ТФВ относятся: физическое развитие, физическое воспитание, система физического воспитания, физическое совершенство и физическая культура. Без выяснения содержания этих понятий невозможно правильно ориентироваться в массе единичных явлений и вопросов теории и практики физического воспитания, нельзя успешно овладеть учебной дисциплиной – ТФВ. Именно поэтому изложение курса ТФВ и начинается с выяснения его основных понятий. Понятия, которыми мы пользуемся, возникли в определённую историческую эпоху. Объём и содержание их изменились и будут изменяться. Они углубляются и уточняются по мере обогащения наших знаний по физическому воспитанию, а также по мере развития практики.
Физическое развитие
Физическое развитие – это процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, происходящих под влиянием условий жизни и в особенности питания. ФР подчиняется объективным законам природы: единства организма и условий его жизни, взаимообусловленности функциональных и структурных изменений, постепенности количественных и качественных изменений в организме. Эти и другие объективные естественные законы ФР человека всегда социально обусловлены в своём проявлении. Сфера действия и форма проявляются конкретными историческими условиями материальной жизни людей, объективными законами общественного развития.
В процессе исторического развития физические свойства человека достигли такого уровня, который при благоприятных социальных условиях позволяет добиться высоких достижений в области производства, культуры, науки, спорта.
Предпосылку ФР человека составляют природные жизненные силы и строение организма, передаваемые по наследству. Однако направление ФР, его характер, уровень, а также качество и способность, приобретаемые человеком, в решающей мере зависят от условий жизни и воспитания.
Овладеть законами ФР, использовать их для физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического воспитания. Таким образом, решающее значение в ФР имеют условия общественной жизни людей. Среди них первостепенная роль принадлежит труду и воспитанию, в частности физическому воспитанию.
Физическое воспитание –это педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанными с ними знаний.
Физическая культура – это часть общей культуры, совокупность достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Существенными показателями этих достижений являются уровень здоровья, всестороннего развития физических способностей, спортивного мастерства и проникновения средств физического воспитания в повседневный быт людей.
Теория физического воспитания – наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека. ТФВ – научно-практическая дисциплина.
Как практическая дисциплина она вооружает знанием средств, форм и методов физического совершенствования человека. Она исследует общие законы физического воспитания и конкретное их проявление в теории и практике физического воспитания детей, юношей, взрослых и пожилых людей.
Цель физического воспитания – (в нашей стране) есть осознанная объективная необходимость подготовки наших людей так, чтобы они стали физически совершенными, активными, мужественными.
Задачи физического воспитания
Решаемые в процессе физического воспитания:
1. Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей.
2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний.
3. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.
Средства физического воспитания
Комплект средств физического воспитания составляют физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с закономерностями физического воспитания.
Физические упражнения исторически сложились и методически оформились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма.
Физические упражнения как средство физического воспитания предполагают активную двигательную деятельность занимающихся. Они способствуют совершенствованию психических свойств человека, улучшению деятельности его сознания. Физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека.
Оздоровительные силы природы – солнечная радиация, воздух, вода, а также гигиенические факторы могут, при целесообразной методической организации, выступать как своеобразные средства физического воспитания, кроме того, они способствуют более эффективному воздействию физических упражнений на занимающихся.
Комплексное использование перечисленных средств – обязательное условие полного осуществления образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Происхождение и сущность физических упражнений
Физические упражнения возникли в связи с необходимостью передачи двигательного опыта, с потребностью направленного воздействия на развитие физических сил человека для подготовки его к труду.
Физические упражнения первоначально были связаны с трудовыми действиями. По мере развития общества и самого физического воспитания связь физических упражнений с трудовыми и другими непосредственно прикладными действиями теряла характер прямой зависимости.