Сущность физических упражнений

К специальным средствам физического воспитания относятся: а) физические упражнения, б) оздоровительные силы природы, в) гигиенические факторы. Физические упражнения являются основными средствами потому, что они позволяют решать все задачи физического воспитания. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их следует считать дополнительными средствами, кото­рые должны использоваться в единстве с физическими упражне­ниями.

Под физическими упражнениями понимается двигательная дея­тельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных, об­разовательных и воспитательных задач физического воспитания и организуется в соответствии с его целью, принципами и другими закономерностями. Этим физические упражнения принципиально отличаются от трудовой, бытовой и других видов двигательной деятельности.

В процессе трудовой деятельности двигательная деятельность человека направлена на производство материальных ценностей и

подчинена закономерностям производства. Однако некоторые тру­довые процессы (виды физической работы) могут быть использо­ваны в качестве физических упражнений, если их режимы подчи­нить закономерностям физического воспитания. Так, нередко спортсмены-лыжники в подготовительном периоде тренировки ра­ботают некоторое время на лесозаготовках с целью повышения общей физической подготовленности и выносливости к длительной мышечной работе.

Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека, которые обоб­щенно можно обозначить как срочный двигательный эф­фект.

Двигательная п „ , .

> Срочный эффект
деятельность v ^^

Срочный двигательный эффект проявляется в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда психических процессов (вни­мания, мышления, эмоций и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следо­вой двигательный эффект.

Двигательная j------ ^_ Срочный эффект--------- *- Следовый эффект

деятельность ■

Если двигательная деятельность будет повторяться при сохра­нении следовых эффектов от предыдущей, такое наслоение приве­дет к приспособлению (адаптации) человека к влиянию данной двигательной активности. Это явление можно обозначить как адаптационный двигательный эффект.

Двигательная^____ Срочный ^ Следовый Адаптационный

деятельность *" эффект *~ эффект *"~ эффект

Так организм и психика человека привыкают (адаптируются) к физическому труду и к нагрузкам в процессе физических упраж­нений.

Двигательная деятельность складывается из отдельных двига­тельных актов. Целенаправленные двигательные акты именуются двигательными действиями.

Под двигательным действием понимается поведенческий дви­гательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения ка­кой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз. Говоря о движениях, мы имеем в виду только

механические перемещения тела или его частей. Движения могут быть и бессознательными, и нецелесообразными.

Отдельное двигательное действие (например, приседание)— это еще не физическое упражнение, а только его основной элемент. Физическое упражнение представляет собой процесс многократ­ного выполнения двигательных действий. Он может быть органи­зован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия (прыжка, наклона и т. п.), либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множест­во различных действий (подвижная игра, комплекс гимнастиче­ских движений и т. п.).

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия. Простые движения и их сочетания, полу­чившие наименование аналитических, составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействую­щих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко исполь­зуются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т. д.), а также другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и воен­ной подготовки.



Наши рекомендации