Актуальные проблемы в сфере образования ФКС
Социальная ситуация последних лет открыто демонстрирует ряд проблем в состоянии физического воспитания детского и взрослого населения страны, печальным результатом чего является ослабленное здоровье, развитие вредных привычек, сокращение сроков жизни, неподготовленность молодежи к службе в армии. Особенно тревожная тенденция - «омоложение» наркомании. За последние десять лет, по официальным данным, подростков, больных наркоманией, стало в 17 раз больше, и сегодня их доля, среди злоупотребляющих наркотиками, составляет 32,2 %.
Современная школа находится в поисках эффективных методов обучения, создаются новые модели образовательных учреждений. Усложнение программ обучения и интенсификация учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного уровня образования, ведет к повышению интеллектуальной и снижению двигательной активности, сокращению продолжительности отдыха, умственной и психологической перегрузке, ведущим к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые усугубляются с каждым годом обучения.
Существующие в рамках учебного плана обязательные уроки физической культуры не решают проблему сохранения и укрепления здоровья школьника, ввиду недостатка учебного времени и несовершенства методики, и не могут быть гарантом успешного физического развития и укрепления здоровья.
В этих условиях приобретают особое значение собственные усилия учащихся, осознание необходимости личной ответственности за состояние собственного физического развития, поддержание достаточного уровня здоровья и физической подготовленности. Учащиеся должны глубоко осознавать роль физической культуры в решении своих жизненных проблем.
Специфической особенностью физической культуры в отличие от других аспектов культуры, является направленность одновременно как на «физическое» в человеке, так и на социально-психологические стороны его развития. Воздействуя на физическое, телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает положительное влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимообусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.
Эти обстоятельства актуализируют необходимость рассматривать в качестве фундаментальной задачи физического воспитания развитие индивидуально-личностной физической культуры школьников.
Проведенноый анализ источниковв показывает, что в решении этой задачи следует ориентироваться на разработанную нами проективную модель формирования индивидуально-личностной физической культуры, компонентами которой являются физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство личности. Эти компоненты можно рассматривать и как этапы возрастного и индивидуального саморазвития физической культуры школьников.
Необходимые теоретические основания для построения системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры создают диагностический, возрастной, деятельностный, личностный и индивидуальный подходы.
Построение системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры возможно на основе интеграции усилий школы и семьи, создания необходимой спортивно-оздоровительной среды, широкого вовлечения учащихся в различные виды физической активности, усиления в образовании роли методов, обеспечивающих учащимся роль самостоятельных субъектов здорового образа жизни и собственного физического, духовного и нравственного развития, включения в содержание физического образования методов контроля и самоконтроля его результатов, индивидуальных программ физического саморазвития и мониторинга индивидуально-личностной физической культуры учащихся.
В новой социальной ситуации, возникшей в России на рубеже веков, физкультуру и спорт следует рассматривать и изучать в контексте общекультурного развития целостной личности.
Методологические ориентиры такому направлению исследований дает концепция личностно ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, И. С. Крылова, А. П. Валицкая и др.), в которой образование представлено как человекообразующий процесс, осуществляемый в культурной среде культуросообразными методами.
Поворот к целостной личности обучаемого заметен в исследованиях по проблемам физического воспитания и спорта. Это проявляется в актуализации аксеологического, интеллектуального, деятельностного и индивидуально-личностного компонентов физического воспитания.
В настоящее время активно ведутся исследования по направлениям: соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Н. Н. Визитей, Н. И. Пономарев, В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева и др.); ее ценностного (аксеологического) аспекта (Ю. М. Николаев, В. М. Выдрин, В. К. Бальсевич, В. И. Столяров, Л. И. Лубышева, Ю. Ф. Курамшин); формирования физической культуры личности (В. К. Бальсевич, В. А. Пономарчук, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев, В. И. Столяров, И. М. Быховская, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин и др.); ее роли во всестороннем и гармоничном развитии личности (А. Ц. Пуни, Н. Н. Визитей, Ю. М. Николаев и др.).
Среди этих исследований наиболее перспетивными, на мой взгляд, являются те, которые основаны на культурологическом подходе и развертываются вокруг ключевого понятия «физическая культура личности», содержание которого раскрывается на основе идеи единства материальных и духовных основ личности, взаимодействия биологического и социального, двигательного и интеллектуального в жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно констатировать, что современная ситуация в сфере исследований проблем физического воспитания учащихся характеризуется переходом от изучения факторов, методов и приемов педагогического воздействия, обеспечивающих развитие отдельных физических качеств учащихся, к исследованиям, направленным на изучение условий и закономерностей формирования индивидуальной физической культуры личности, которая рассматривается как необходимая часть ее общей культуры.
Поворот исследователей к индивидуально-личностной физической культуре обусловлен, во-первых, особенностями новой социальной ситуации в сфере воспитания, во-вторых, изменением общей парадигмы образования, переходом от традиционного к личностно ориентированному типу образования, в-третьих, противоречиями между общественной потребностью в здоровой, физически подготовленной личности и невозможностью ее удовлетворения традиционными средствами школьного физического воспитания.
В проекте концепции содержания общего и среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе, разработанном авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук А. П. Пономарева, содержание школьного образования также ориентировано на развитие физической культуры личности учащихся.
Одной из главных идей концепции является намерение восстановить и усилить развивающую функцию физической культуры по отношению к личности, т. е. формирование личностных смыслов овладения физической культурой в интересах личной жизнедеятельности человека.
Физическая культура личности характеризуется как как качественное свойство человека, проявляющееся в единстве его физического, психического и нравственного здоровья, в знаниях и умениях организовать индивидуальные и коллективные формы занятий физическими упражнениями, активно вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и творческого долголетия.
Основываясь на выявленной тенденции современных исследований в сфере физической культуры, видится проблема исследования в поиске путей и средств, обеспечивающих переход от традиционных форм физического воспитания, рассчитанных на всех учащихся в одинаковой мере, к индивидуально-личностному подходу, обеспечивающему активность и самостоятельность каждого учащегося в развитии собственной физической культуры.
В современной школе, в связи с усложнением программ обучения и интенсификацией учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного
уровня образования, переходом образовательных учреждений на профильное обучение, неизбежно снижается двигательная активность, сокращается продолжительность отдыха и увеличивается умственная и психологическая перегрузка учащихся, что ведет к нежелательным изменениям в состоянии здоровья, которые усугубляются от класса к классу.
Однако школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей и создание научно обоснованных здоровьесберегающих технологий. Наличие в школах большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья и низким уровнем физической подготовленности выдвигают на первый план проблему формирования мотивации на двигательную деятельность и формирование индивидуально-личностной физической культуры учащихся различных возрастных групп.