Участников академического хорового коллектива
Музыкально-педагогическая работа в самодеятельном хоре подразумевает занятия по постановке голоса (хоровой вокал), обучение нотной грамоте, обучение пению по нотам, общую музыкальную эрудицию.
Как правило, участники самодеятельных хоровых коллективов слабо знают нотную грамоту, не все умеют петь по нотам. Тем не менее, высоких творческих результатов возможно добиться с хором только тогда, когда его участники умеют петь по нотам и владеют основами элементарной теории музыки. Чаще всего дети неохотно занимаются овладением музыкальной грамотой, так как это требует дополнительных усилий. Руководителю хора следует находить такие формы и методы обучения нотной грамоте и элементарной теории музыки, которые бы носили интересный, увлекательный характер.
4. Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы
Существуют различные педагогические приёмы и методы обучения музыкальной грамоте и пению по нотам. Рекомендуется незамысловатая, но достаточно эффективная система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в том, что каждое разучиваемое с хором произведение на каждой репетиции нужно петь по нотным партиям (а лучше – по партитурам) с самого начала создания самодеятельного хорового коллектива. Участникам хора раздаются на каждой репетиции нотные партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых хоровых произведений (нельзя начинать работать с хором по плохо написанным нотным партиям). Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической линии, быстрее осваивать литературный текст. Реальное освоение музыкального материала на начальном этапе происходит только с голоса хормейстера или с помощью музыкального инструмента. В дальнейшем по мере приобретения артистами хора музыкально-слухового опыта и овладения начальными певческими навыками можно отказаться от дублирования хоровых партий на музыкальном инструменте. Однако полностью отказываться от подыгрывания на инструменте в процессе разучивания особенно сложных элементов хоровых сочинений не следует.
Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям необходимо отводить специальное время для изучения базовых музыкальных дисциплин. Традиционно проблематика музыкальной педагогики в самодеятельных академических хоровых коллективах нацелена на формирование так называемого «фундамента музыкальности» у артистов хора, включающего музыкальный слух, чувство ритма, нотную грамоту, ориентацию в музыке (первичная эрудиция), вокально-хоровое исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная постановка голоса при коллективной форме обучения).
Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио, хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для этого 10-15 минут.
Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и длительность звука. Их следует познакомить с основами метроритма, понятиями лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения необходимо систематически подкреплять пением, чтобы как можно скорее накопить минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.
Для обучения нотной грамоте вновь приходящих в хоровой коллектив следует использовать знания и опыт старших участников хора. Эту работу нужно проводить корректно и последовательно.
Музыкально-педагогическая работа должна проводиться в хоровом коллективе систематически на протяжении всей его творческой деятельности. Очень важно, чтобы она не носила наукообразный характер, а преследовала чисто практические цели, особенно на начальном этапе. Каждый участник и коллектив в целом должны реально ощущать от такой работы практическую пользу.
В процессе освоения хором более сложных по фактуре хоровых сочинений следует углублять музыкально-теоретические знания его участников, знакомя их с основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из области музыкальной формы.
Исполняя произведения различных эпох и народов, участники хора должны иметь представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т. д.
Следует подчеркнуть, что самым важным навыком для участников хора является умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот навык необходимо постоянно в процессе работы над хоровым репертуаром и специальными упражнениями.
Большую практическую пользу в развитии гармонического, ладофункционального слуха и мышления участников самодеятельного хора приносят специальные упражнения с элементами хорового (гармонического) сольфеджио. Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления можно составить для своего коллектива самому руководителю самодеятельного хора.
Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить по классической методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила, тембр, неутомляемость. Постановка голоса требует определённого времени, что позволяет одновременно осваивать предметы музыкально-теоретического цикла на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования «фундамента музыкальности» участников хора.
Организация занятий
Самодеятельный академический хор должен заниматься регулярно в течение 10-11 месяцев в году. Основные виды занятий хора – учебные занятия, репетиции. В неделю проводится не менее трёх занятий по 1 часу. Занятия проводятся в точно намеченное время. Нередко выбор времени для учебных занятий осложняется разными сменами обучения детей в общеобразовательных школах. В таком случае два занятия в неделю могут проводиться разновременно, с учётом сменности обучения участников хора, а третье – в выходной день, когда участников хора можно собрать всех вместе.
Каждое занятие хора следует чётко организовывать и планировать с учётом долговременных творческих задач хорового коллектива.
Учебное занятие, как правило, начинается с распевания – обязательной формы работы самодеятельного хора. Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам, по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем хором, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, участники хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.
Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой хоровой партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания. Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок. Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.
Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно – часть очередного занятия. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание хора перед концертом, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить и привести к потере певческой формы в процессе концерта.
Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.