Пед Б-9. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы

Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом.

инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

  • проблема изучения педагогического опыта;
  • проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результат: использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

  • объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
  • субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъекты: ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий(пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающую реакцию на них. Именно последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых авторских школ.

Авторская школа

Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).

В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур» (B.С. Библер, СЮ. Курганова), «школа развивающего обучения (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.

В процессе работы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.

Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметовреализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

Образовательные учреждения, опыт которых имеет наибольший социальный эффект и заслуживает распространения, получают статус культурно-образовательной инициативы «Федеральная экспериментальная площадка» МО РФ, «Кандидаты ФЭП», «Кандидат на федеральную экспериментальную площадку»

пед Б-10. Понятийный аппарат педагогики: пед. деятельность, пед. взаимодействие, обр. процесс, самообучение, самовоспитание, социализация

Каждая наука имеет свой категориальный (понятийный) аппарат – это ряд главных научных понятий, отражающих сущность явлений и процессов, изучаемых данной наукой.

центральным понятием считается педагогический процесс(В.А.Сластенин) определяется как направленное и организованное взаимодействие педагогов и обучаемых, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Категории:

1Воспитание - Целенаправленный и организованный процесс формирования личности

2Обучение– целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением.

3Образование– процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях

Педагогические взаимодействия– это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности.
Формы организации обучения (организационные формы) —это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

Форма воспитания- это внешнее выражение процесса воспитания

Метод воспитания— это пути (способы) достижения заданной цели воспитания.

пед Б-11. Виды воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое…

Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нрав­ственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделя­ются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. В ходе и в результате усвоения научных зна­ний закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует разви­тию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

-усвоение определенного объема научных знаний;

-формирование научного мировоззрения;

-развитие умственных сил, способностей и дарований;

-развитие познавательных интересов;

-формирование познавательной активности;

-развитие потребности постоянно пополнять свои знания,

-повышать уровень общеобразовательной и специальной подго­товки.

Физическое воспитание . воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Задачи физического воспитания следующие:

-укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

-повышение умственной и физической работоспособности;

-развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

-обучение новым видам движений;

-развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости,выносливости и других);

-формирование гигиенических навыков;

-воспитание нравственных качеств

-формирование потребности в постоянных и систематиче­ских занятиях физкультурой и спортом;

Трудовое воспитание и политехническое образование. это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Нравственное воспитание. Нравственное воспитание реша­ет такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведе­ния, соответствующих нормам общества.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное Задачи эстетического воспитания ус­ловно можно разделить на две группы — приобретение теоре­тических знаний и формирование практических умений. Пер­вая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

-формирование эстетических знаний;

-воспитание эстетической культуры;

-овладение эстетическим и культурным наследием про­шлого;

-формирование эстетического отношения к действитель­ности;

-развитие эстетических чувств;

-приобщение человека к прекрасному в жизни, природе,труде;

-развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

-формирование эстетического идеала;

-формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполага­ют активное участие каждого воспитанника в созидании пре­красного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.

помимоэтих видов можно выделить след:

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками - уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и субъективными характеристиками: ценностными установками, стилем жизни, взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенного вероисповедания.

Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:

-относительно целенаправленное позитивное развитие;

-духовно-ценностная ориентация;
пед Б-12. Воспитание и развитие. Воспитание как важнейший фактор успешной социализации личности

«Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица­тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица­тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощ­ностью те или иные вредные явления среды».

С.Л. Рубинштейн

Воспитание — это заполнение пробе­лов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивиду­альными особенностями человека, его способностями и воз­можностями.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.

Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции:

·упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность,

· создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:

· · Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях

· · Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

· · Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип.

Пед Б 13 Воспитание в образов. процессе. Противоречия воспитательного процесса

Воспитание - Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. (фундаментальная категория педагогики)

В широком смысле В- Целенаправленное формирование личности в условиях спец. организованной воспитателеьной системе, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитаников.

В узком -специальная воспит деят-ть имеющая целью воспитание опр качеств свойств отношения человека

Основной критерий осуществления воспитания явл степень соответствия качествам свойств личности ребованиям в жизни. Для этого воспитание должно осуществляться целенаправленно.

Концепции воспитания: комплексный подход, всестороннее образование личности, концепция формирования образа жизни достойного ч

Характеристики Воспитания:

1) Дискретность (прерывность) 2)Планомерность (есть цель) 3)Вариативность 4) Отдаленность результатов 5)Наличие среды для осуществления воспитания. Восп система- упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов характеризующих воспит пед деятельность

Компоненты воспитания: Объекты (на кого направлено, воспитанник) Цели воспитания. Среда обитания. Отношения возникающие между участниками процесса воспитания. Управление системой воспитания. Движущей силой является наличие противоречий

Типы воспитания:

1.Относятся к первобытному человеку.Дети повторяли действия взрослых. Воспитание в процессе борьбы за воспитание. Всех учили одинаково одним знаниям.

2. По мере развития цивилизации устанавливается второй тип. Обусловлен социальным и имущественным разделением людей. А)Восточный тип воспитания(жесткие требования к выполнению традиц норм и канонов, ограничение индивид свободы, независимости мышления, самостоятельности в обществ жизни)

Б) Западный тип (Греция, преумуществ ориентауция на присутствие разума, наличие творческого начала, индивид развитие человека в сочетании с отношением в обществе)

Принципы Воспитания:

Гуманизация и демократизация воспитания, Единство воспитательного воздействия, Воспитание культуросообразности, Активность личности в воспитании, Сочетание уважения и требо-сти к личности

Закономерности В:

Устойчивые повторяющиеся и существенные связи в восп процессе, реализация кот позволяет добиться результатов в воспитании личности

Эффективность В зависит от:

От сложившихся воспит отношений (авторитет), От сооветствия цели и организации действий по достижению этой цели

От совокупности действия объективных(материально техническое и санитарно гигиенические) и субъективных (воспитание, воспитанники и их взаимодействие), От интенсивности и качетсва взаимоотношениймежду самими воспитанниками

Главная цель В: создание условий для разностороннего гармонич строения личности, ее самоактуализация

Структура восп.процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью

На воспитаниевлияет: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, повседневная и профессиональ­ная деятельность, искусство и СМИ

Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования. Психо­лого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, разработка и апробирование новых образовательных и воспитательных моделей яв­ляются социальным требованием времени.

Педагогический процесс –развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых направленное на достижение заданной цели и приводящие к заранее намеченному изменению свойств и качеств воспитанников

ПедПротив возникают в виде образующегося несоответствия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией формирования личности и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к растущему человеку. Своевременое выявление и разрешение наметившегося Противоречия есть главная движущая сила совершенствования ПедПроцесса. Противоречия явл движущей силой и источником совершенствования восп-ых отношений педагогов и детей.

ПедПротивореч:

Внешние (соц- педагог, м.д организацией пед процесса и ведущими социальными процессами –пол, экон,бытов и др- понимаются как отставание педагогики от требований жизни.Противоречия между экспериментальной базой образ.учреждения и уровнем научно технического процесса. Противоречия между потребительской психологией и требованиям общественности. П между ожиданиями общества)

Внутренние (собственно педагогические – отражают диалектику самого педагогического процесса)

А) Объективные(между активно деятельностной природой ребенка и социально педагогическими условиями его жизни. Пр-я между общественными требованиями к личности ребенка и его собственные интересы. Возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей:

• несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявления жизненными условиями. С ним тесно связаны производные между: • общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами;

• коллективом и личностью; • новыми явлениями природы, событиями в жизни общества, с которыми соприкасается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания; между бурным ростом научных знаний и ограниченностью возможностей учебно-воспитательного процесса в их переработке и передаче детям. Эффективный путь разрешения объект-х пед. противоречий - научная организация пед процесса

Б) Субъективные(несоответствие между практической направленностью детей и преобладающим словестным представлением информации. Несоответствие между едиными требованиями к общему базовому образованию и необходимстью индивид развития личности)

возникают в результате отставания пед. науки, ее теорий, концепций, систем, представлений от меняющихся условий и требований жизни. Их появление - результат субъективной ошибочной деятельности педагогов. Например, несоответствия между:

• целостной интелл-эмоционой, деятельной природой ребенка, требующей целостного развития, и односторонней интеллектуализацией, формализацией пед.процесса, • ростом духовного мира, потребления духовных ценностей детьми и устаревшей системой художественно-эстетического развития; • единым базовым общим средним образованием и возрастающей необходимостью развития творческой индивидуальности каждого ребенка; • огромным воспит потенциалом содержания обучения, воспитания школьников и слабой воспитательной эффек-ю пед.процесса.

В своевременном осознании и устранении субъективно порожденных несоответствий заключается главное условие совершенствования педагогического процесса.Эффективность педагогического процесса зависит от оптимальной меры воспитательных воздействий.

Пед Б 14 Основные принципы воспитания

В - целенапрй и орг-ый процесс формирования личности. (фундаментальная категория педагогики)

В как пед явление – целенапр формир личности в усл-ях спец организованной воспит системы.

Основной критерий осуществления воспитания явл степень соответствия качествам свойств личности требованиям в жизни. Для этого воспитание должно осуществляться целенаправленно.

Концепции воспитания:

комплексный подход, всестороннее образование личности, концепция формирования образа жизни достойного человека

Характеристики :Дискретность (прерывность) Планомерность (есть цель) Вариативность

Отдаленность результатов Наличие среды для осуществления воспитания. Восп система- упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов характеризующих воспит пед деятельность

Компоненты воспитания: Объекты (на кого направлено воспитание, воспитанник) Цели воспитания. Среда обитания. Отношения возникающие между участниками процесса воспитания. Управление системой воспитания. Движущей силой является наличие противоречий

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Отражают идеологию общества, уровень его экон развития и, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы в определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принципы Воспитания:

Гуманизация и демократизация воспитания

Еднство воспитательного воздействия

Воспитание культуросообразности

Активность личности в воспитании

Сочетание уважения и требовательности к личности

Принципы воспитания —общие исходные положения, в кот выражены основные требования к содержанию, методам, организации восп процесса. Отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Принципгуманистической направленностипослед-е отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самост субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Обеспечивает: успешное освоение норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности. Целью остается идеал личности всесторонне и гармонично развитой. создание условий для саморазвития личности в гармонии с самой собой и обществом

Принцип природосообразности предполагает, что В должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.

Принцип культуросообразности -предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, из которой развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на которой находится общество, предъявляет системе образования в целом требование действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естественного и гражданственного состояния человека

Дифференциация -Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Учащиеся с урав характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Уч с повышенной раздражительностью требуют большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и пед

Принцип персонификации –тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Требует, чтобы воспитатель: 1) хорошо знал индивид особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации и др3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности деят4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если не удалось вовремя выявить—изменял тактику

Принцип толерантностиТерпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Личностный подход – восприятие человека как личности со своими взглядами и убеждениями.

Новые принципы: ориентация на интересы молодежи, умеренного традиционализма.

Осбенности принципов в:. 1 обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. 2предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. 3, принципы равнозначны.

Принципы определяются соц.-экономической системой страны.

Эффективность В зависит от:

От сложившихся воспит отношений (авторитет), От сооветствия цели и организации действий по достижению этой цели

От совокупности действия объективных(материально техническое и санитарно гигиенические) и субъективных (воспитание, воспитанники и их взаимодействие), От интенсивности и качетсва взаимоотношениймежду самими воспитанниками

Пед Б 15. Особенности воспитания учащихся учреждений НПО

В-целенаправленное формирование личности в условиях спец. организованной восп системе, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и вос-ов. В-спецальная воспитательная деятельность имеющая целью воспитание опр качеств свойств отношения человека. Для этого В должно осуществляться целенаправленно.

Воспитание как пед явление – целенаправл формирование личности в условиях специально организованной воспит системы.

Концепции воспитания: комплексный подход, всестороннее образ-е личности, концепция формирования образа жизни достойного человека

Закономерности В:Устойчивые повторяющиеся и существенные связи в восп процессе, реализация которых позволяет добиться результатов в воспитании личности

Эффективность В зависит от:

От сложившихся воспит отношений (авторитет), От сооветствия цели и организации действий по достижению этой цели, От совокупности действия объективных(материально техническое и санитарно гигиенические) и субъективных (воспитание, воспитанники и их взаимодействие), От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками

Многообразие целей обусловлено полиэтическим характером нашего общества. Главная цель воспитания: создание условий для разностороннего гармонического строения личности, ее самоактуализация

Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

Начальная проф.школа призвана удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Особенности организации восп процесса будут зависеть от факторов:

1. от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.

2. от системы условий и влияний, создаваемых обр. учр. для развития и самореализации личности обучающегося.

К современным учреждениям НПО относятся:

Профессиональные училища:

осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

Профессиональные училища являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей:

центр непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования: осуществляют программу переподготовки, и подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения

НПО—начальный уровень профессионального образования. Имеет целью подготовку работников квалиф-го труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Проблемы воспитания учащихся системы НПО в новых условиях.Практика показывает, что система образования России оказалась не подготовленной к тем радикальным изменениям, которые происходили в стране в течение последних десятилетий.

1. Дети, идущие в НПО в основном:

- социальные сироты

- из малообеспеченных семей

- не попавшие по каким-либо причинам в ВУЗы

Это говорит о том, что дети в НПО труднообучаемы и требуют особого воспитательного подхода и разработки вопросов теории и практики воспитательной работы прежде всего со «сложной» молодежью в системе начального и среднего профессионального образования. Крайне низкий уровень материальной обеспеченности учащихся системы НПО требует выделения их в особую социальную категорию молодежи

НПО находится в местном бюджете. Материальное обеспечение очень низкое, педагогам не платят, поэтому педагогич. кадры низкого качества.-> Низкий уровень подготовки выпускников -> недостаток хороших, квалифицированных рабочих в стране.

Пед Б 16 Предмет и задачи дидактики. Совр. дидактические концепции

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Изучает проблемы обуч и образ. Раскрывает закономерности усвоения ЗУНов и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Исследуют обучение по отд предметам или уровню образования (методика нач образ, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теорет основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.

Задачи Д:описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации

разработка более современных процессов обучения

организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые технологии обучения

1)Раньше – знаниевый подход (научить и сформировань ЗУН) В традиц системе обучения доминир роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци особенности И.Гербарт.

2)Сейчас – формирование компетентности (знания) и компетенции (как можно применить эти знания, т. е. наличие навыков).

Традиционная дидактическая система связана прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта, который обосновал систему обучения, в Европе. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Обучение должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. Логика большинства уроков в настоящее время.

Однако к началу 20 века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы.

Прогрессивистская. Д.Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Обучение нужно строить не заучивание и воспроизведение, а как открытие, получение знаний в ходе их спонтанной деятельности.Этапы обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы.Большие затраты времени.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и явл предметом дидактики. Совр дидакт концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, когнитивная психология, пед технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России. В 20 веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию. Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве подходов предусматривают формирование знаний, и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, худож умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в ст классах. Процесс обучения понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, стимулируя их самост работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, исследовательской, дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.

Проблемное обучение — организованный преп способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обуч, в ходе кот он приобщается к объективным противоречиям научн знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Развивающее — Краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Выделяются след концепции образования:

Дидактического энциклопедизмаЦель– передача предельно бол объема научных знаний и опыта жизнед-ти. Содержание и глубина понимания дейст-ти прямо пропорц объему изученного материала.

Дидактического формализма(Цицерон, Дж. Локк) Концепция опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, необходимо развивать ум и способности. Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов. Невозможно обеспечить развитие интеллекта учащихся только при изучении 1 предмета

Дидактического прагматизмаОбучение как непрер процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Предпочтение формированию практических умений и навыков.

Функцион. материализмаобуч. представляет собой процесс познания дейст-ти и приобретения знаний, Использование знаний в практической деят, направленной на преобразование окр мира.

Парадигмальная концепция не послед изложении материала, а на основе эпизодических фактов, единичных событий, т.е. общее выводится в результате анализа единичного.

Кибернетическая к. Обучение как передача и переработка инф. Основой явл теория систем и закономерности инф. процессов. Становлением обязана компьютеризации и информ-ции обр. проц.

Технологическая концепциясоздание аппарата управления образ процессом с помощью системы целей, задач, промежуточного и закл тестирования.

Концепция дистанционного образованияОбращение к индивидуальности. К личности. ориентация на развитие самост.мышления

Пед Б 17 Принципы обучения. Классификация принципов обучения.

Процесс обучения —сложная система, включ учебную деятельность и учителя, и учащегося, и опирающаяся на реальные или предполагаемые закономерности, которые и становятся пед принципами обучения.

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деят-и, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и уче­ния, так и специфику деятельности преп и обуч-ся.

Принцип– основное правило, требование к деятельности, поведению,

Принцип обучения - одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации.

Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические.

Общедидактические принципы обучения— это принципы, которые провозглашены общей дидактикой и являются обязательными при изучении любого предмета.

Методические принципы делятся на общеметодические и частнометодические принципы обучения в педагогике. К общеметодическим относятся такие принципы как: дифференцированный подход, использование различных упражнений, приемов и методов обучения, вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление), мотивация и комплексный подход к мотивации. К частнометодическим принципам обучения относятся такие принципы как принцип устного опережения, параллельного обучения, коммуникативной направленности, принцип устной основы.

Дидактические принципы обучения включают в себяпринцип научности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, доступности и посильности, принцип учета возрастных особенностей и принцип прочности полученных учащимся знаний, умений и навыков.Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом.

Принцип научности - формирование у учащихся системы научных знаний, в анализе учебного материала, выделения важных идей, выявлении возможных межпредметных связей. Большую роль играют технические средства обучения, видеозаписи, учебные фильмы, кинограммы

Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.

Принцип доступности заключается в отражении принципов преемственности, постепенности и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее сформированные знания, умения и навыки, а уже затем постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и не перепрыгивая определенные стадии. При организации обучения нужно выбирать такие методы, средства и формы обучения, которые бы соответствовали уровню умственного, психол. и физич развития ученика.

Принцип направленности на решение взаимосвязи задач образования воспитания и развития означает, что при анализе результатов обучения в поле зрения преподавателя должно находиться не только решение задач формирования знаний и умений, но и эффективность воспитывающих и развивающих влияний проведенного урока или их системы по данной теме.

Принцип наглядности. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Привлечение всех органов чувств. Г. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий.

Принцип научности Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, всех основных разделов соотв отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее совр достижений и перспектив развития. Требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение студентов умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать, умению вести научный спор, рационально использовать научную литературу.

Принцип систематичности и последовательности Целенаправленное упорядочение знаний и умений обу­чающихся. Требует, чтобы ЗУНы формировались в системе, в опр порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. При соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Принцип прочности, 1требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. 2, обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. 3, он ориентирует обучение на обеспечение действенности ЗУН, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.

Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач содержания. В процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения.

Принцип активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависи­мости от педагога;

Принцип взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

Все принципы взыимосвязаны

Пед Б 18 Методы обучения. Классификация. Критерии выбора

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы дейст-вия.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упр, сам работа, вопрос), а так­же методы их совместной работы (беседа).

Класификация: поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов: словесные методы (рассказ, беседа(вводная, вступительная, индивидуальная и фронтальная, собеседование), объяснение, дискуссия, лекция, работа с учебником, (конспектирование, плана, тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование) и пр.); наглядные (показ, иллюстрация (плакат, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляж, макет) демонстрация(опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);, практические ( лаб.работы, сочинения, дидактическая игра).

2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

3)По основным компонентам деятельности учителя - а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя );

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в)методы контроля и самоконтроля (уст и письменный контроль, лабор и практич работы, машинный и безмашинный программир контроль, фронтальный и дифференцир, текущий и итоговый).

4)По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельностиучителя и учащегося: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристики их сущности.

Из совр классификаций методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные. В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятельности учителя (методы изложения преподавателя - монологическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся - эвристический, исследовательский, программированный, алгоритмический); по характеру учебной деятел учащихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поиск); по основным дидактич целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).

Наши рекомендации