Описание услуги (товара, работ)
Основные виды деятельности и продукты/услуги.
Описание предлагаемых услуг (товара, работ):
· назначение,
· область применения,
· технические характеристики,
· конкурентоспособность,
· патентоспособность и авторские права (при необходимости),
· необходимость лицензии и сертификата, экологические требования и требования безопасности.
Условия поставки и упаковки, условия эксплуатации, гарантии и сервиса, утилизация по окончанию эксплуатации.
Следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать товар (услугу) - новые или уникальные свойства, здесь следует указать:
· какую именно потребность он удовлетворяет;
· уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
· каким образом товар (услуга) продается;
· слабые стороны товара (услуги);
· преимущества товара (услуги).
Исследование и анализ рынка
Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, данный раздел бизнес - плана, посвященный рынку часто является наиболее трудным для написания.
Необходимо заполнить:
· кто будет покупать у будущего предпринимателя товары (услуги);
· сколько потребитель будет готов приобрести вашей продукции и услуг каждый месяц и в течение срока расчета;
Для этого необходимо оценить потенциальную емкость рынка т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенной территории могут купить, за месяц или за год.
Итогом данного анализа будет примерное количество клиентов в месяц, или объем продаж, которые может использовать для расчета финансовых результатов.
Таблица 1 – Планируемый объем продаж выпускаемой продукции/услуг
Наименование товара / услуги | 1 мес. | 2 мес. | … | 12 мес. |
1. | Руб./кол-во услуг | |||
2. | ||||
3. |
Для получения нужных цифр, необходимо использовать статистические данные из средств печати и собственные опыт.
План маркетинга
Для того чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных, будущему предпринимателю необходимо иметь план маркетинговых действий. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать именно вашу продукцию.
План маркетинга - основополагающий раздел бизнес-плана, в котором необходимо заполнить следующие подразделы:
· выбор системы распространения товара;
· ценовая политика и ценообразование. Указать стоимость предлагаемого товара или услуги.
· методы рекламы и продвижение товара на рынок, включая стимулирование продаж.
[1]
Стимулирование сбыта.
Перечислить методы стимулирования сбыта. [2]
Организационный план
Качественная и количественная характеристика персонала, более подробно - руководящего состава и специалистов (уровень образования, стаж работы, достижения).
При подготовке этой части бизнес-плана необходимо осветить следующие вопросы:
1) организационно-правовая форма вашей предпринимательской деятельности.
Если вы планируете регистрировать вашу деятельность, то необходимо заполнить следующие пункты:
· где, когда и кем проведена (будет проведена) регистрация вашей предпринимательской деятельности?
· кто является (выступит) учредителем?
· в каких банках открыты (будут открыты) счета?
2) определите, нужны ли вам наемные работники. Если "да", то укажите:
число необходимых работников по каждой специальности,
· требуемый уровень квалификации;
· предполагаемая степень занятости персонала (постоянные штатные или почасовые работники, совместители);
· опишите формы оплаты (сдельная, повременная, твердый оклад и т.д.) и стимулирования труда, а также, предполагаемый размер средней заработной платы;
· будете ли вы использовать членов семьи как сотрудников.
3) если в дальнейшей работе вы будете пользоваться услугами бухгалтера, юриста, банка или какой-либо страховой компании, то лучше заранее навести справки, узнать стоимость и установить личные контакты.[3]
Производственный план
В производственном плане дается краткое описание особенностей процесса изготовления продукции или оказания услуг: как и где будет производиться ваш товар или услуга.
Примерные вопросы данного раздела:
1) где будут изготавливаться товары (предоставляться услуги)?
2) насколько удачно выбрано место расположения помещения, исходя из близостик клиентам, поставщикам, доступности рабочей силы и т.д.?
3) какое оборудование и инструменты потребуются?
Составьте подробный список оборудования, включая измерительные приборы, оргтехнику, станки, необходимую мебель, транспортные средства и т.д.
Укажите способ получения оборудования (аренда, покупка, изготовление по заказу и пр.), где и как оно будет размещаться.