Организация работы по надзору за исполнением законов
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов определяется, в том числе, и тем насколько грамотно он организован. Организация работы прокурора на данном направлении надзорной деятельности выстраивается таким образом, что в поле зрения, органов прокуратуры находятся все наиболее значимые вопросы обеспечения законности.
За каждым участком надзорной деятельности закрепляется прокурорский работник, имеющий необходимую подготовку (специализация). Разграничение предмета прокурорского надзора позволяет избегать параллелизма в работе прокуроров различных звеньев.
Специфика прокурорского надзора за исполнением законов обусловливает высокие требования и к прокурорским работникам, осуществляющим общий надзор (высокая общая и правовая культура, умение принимать правильные решения в сложных конфликтных ситуациях, коммуникабельность, умение безукоризненно составлять акты прокурорского реагирования).
Основополагающими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы, подготовка и проведение проверки, реализация ее материалов.
В системе органов прокуратуры организация надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов распределена следующим образом.
Генеральная прокуратура РФ надзирает за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями.
В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав управления по надзору за исполнением федерального законодательства.
Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за актами органов исполнительной и представительной (законодательной) власти и управления субъекта Федерации, региональными общественными объединениями. В структурах этих прокуратур также имеются управления или отделы (в зависимости от объема работы) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
Районные (городские) прокуратуры и приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными местными представительными органами и органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами и общественными объединениями.
В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на одного или нескольких помощников (старших помощников) прокурора. Общее руководство ими осуществляет заместитель прокурора или непосредственно прокурор.
Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими соединениями и учреждениями.
Организация общего надзора должна обеспечить всесторонний учет и использование результатов работы на других направлениях деятельности органов прокуратуры. Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правонарушений, выявлять и устранять весь комплекс обстоятельств, приводящих к их совершению.
Вышестоящие прокуроры в исключительных случаях при наличии у них сигналов о существенном нарушении закона имеют право принять на себя исполнение функций нижестоящих прокуроров, произвести проверку и принять меры к устранению нарушений закона в пределах субъекта Федерации, города, района.
Получение информации о законности правовых актов предполагает участие прокурора в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, систематическое ознакомление с протоколами заседаний указанных органов, периодическое проведение проверок.
Надзорный потенциал прокуратуры существенно усиливает налаженное взаимодействие органов прокуратуры с контролирующими органами, а также с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации.