Организация работы по надзору за исполнением законов

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов определяется, в том числе, и тем насколько грамотно он организован. Орга­низация работы прокурора на данном направлении надзорной деятельности выстраивается таким образом, что в поле зрения, органов прокуратуры находятся все наиболее значимые вопросы обеспе­чения законности.

За каждым участком надзорной деятельности закрепляется прокурорский работник, имеющий необходимую подготовку (специализация). Разграничение предмета прокурорского надзора позволяет избегать параллелизма в работе прокуроров различных звеньев.

Специфика прокурорского надзора за исполнением законов обусловливает высокие требования и к прокурорским работникам, осуществляющим общий надзор (высокая общая и правовая культура, умение принимать правильные реше­ния в сложных конфликтных ситуациях, коммуникабельность, умение безукоризнен­но составлять акты прокурорского реагирования).

Основополагающими элементами организации работы по надзору за ис­полнением законов являются сбор информации о нарушениях зако­нов, ее анализ и планирование работы, подготовка и проведение проверки, реализация ее материалов.

В системе органов прокуратуры организация надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов распределена следующим образом.

Генеральная прокуратура РФ надзирает за законностью право­вых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомст­вами, всероссийскими общественными объединениями.

В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в со­став управления по надзору за исполнением федерального законо­дательства.

Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним спе­циализированные прокуратуры осуществляют надзор за актами органов исполнительной и представительной (законодательной) власти и управления субъекта Федерации, региональными общест­венными объединениями. В структурах этих прокуратур также име­ются управления или отделы (в зависимости от объема работы) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

Районные (городские) прокуратуры и приравненные к ним спе­циализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными ме­стными представительными органами и органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами и общественными объ­единениями.

В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за ис­полнением законов возлагается на одного или нескольких помощни­ков (старших помощников) прокурора. Общее руководство ими осуществляет заместитель прокурора или непосредственно прокурор.

Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением зако­нов органами военного управления, воинскими соединениями и уч­реждениями.

Организация общего надзора должна обеспечить всесторонний учет и использование результатов работы на других направле­ниях деятельности органов прокуратуры. Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правонарушений, выявлять и устранять весь комплекс обстоя­тельств, приводящих к их совершению.

Вышестоящие прокуроры в исключительных случаях при нали­чии у них сигналов о существенном нарушении закона имеют право при­нять на себя исполнение функций нижестоящих прокуроров, произвести проверку и принять меры к устранению нарушений закона в пределах субъекта Федерации, города, района.

Получение информации о законности правовых актов предполагает участие про­курора в заседаниях представительных (зако­нодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, систематическое ознакомление с протоколами заседаний указанных органов, периодическое проведение проверок.

Надзорный потенциал прокуратуры существенно усиливает налаженное взаимодействие органов прокурату­ры с контролирующими органами, а также с представительными (зако­нодательными) органами субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации