ТЕМА 8. Теории и технологии развития связной речи.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
-приведите пример грамматического упражнения для младшего дошкольного возраста
-какие игровые упражнения можно использовать при обучении детей грамматическому строю речи?
- почему для развития ребенка так важно усвоение ими грамматической системы языка?
Экспресс-опрос
- что такое связная речь?
- какие особенности характерны для связной речи?
- что такое монолог?
Развитие связной речи как ведущая задача работы по развитию речи дошкольника. Понятие связной речи. Виды связной речи (диалог и монолог). Ситуативная и контекстная речь. Педагогические условия перехода от ситуативной к контекстной речи.
Общение как фактор порождения и становления диалогической речи. Современные психологические исследования об этапах речевого общения. Динамика содержания и формы разговоров с детьми в дошкольном детстве. Теория и технология проведения беседы в детском саду. Роль проблемных ситуаций в развитии диалогической речи дошкольников.
Понятие монологической речи. Формы монолога (описание, повествование, рассуждение), их характеристика. Возможности освоения разных форм монолога дошкольниками.
Теории и технологии обучения детей рассказыванию. Теория восприятия предметов и картин детьми. Требования к отбору наглядности. Обучение детей описательным рассказам, сенсорная основа описательных рассказов. Обучение детей сюжетным рассказам. Рассказывание из опыта как упражнение детей в составлении описательных и сюжетных рассказов.
Творческие рассказы детей. Современные теории развития детского речевого творчества. Обучение детей сочинительской деятельности.
Особенности овладения детьми структурой рассуждения. Формы речи-доказательства.
Вопросы к практическим занятиям (8 часов):
Содержание и организация работы по развитию диалогической речи. Разговор воспитателя с детьми как метод развития диалога. Приемы проведения беседы с дошкольниками. Содержание и организация работы по развитию монологической речи. Приемы развития монологической речи. Приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказов. Приемы стимулирования монологов-рассуждений у детей дошкольного возраста. Пересказ литературных произведений. Теоретические основы пересказа. Виды пересказа, их использование в разных возрастных группах.
План практических занятий 16,17:
Экспресс-опрос
- что такое диалог?
- назовите черты отличия диалога от монолога (2-3)
- дайте определение ситуативной и контекстной речи
Экспресс-опрос
-перечислите приемы проведения беседы с дошкольниками
- назовите приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказов
- дайте характеристику разговору воспитателя с детьми как методу развития диалога.
1. Задачи и содержание обучения связной речи.
2. Формирование диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
3. Работа с родителями по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
4. Значение развития связной речи для общего речевого развития.
Методические указания
Возьмите типовую программу и программу "Развитие". Проанализируйте, как усложняются задачи и содержание работы по развитию связной речи от группы к группе.
Отметьте, какая работа необходима с ребенком в возрасте до одного года, что помогает сформировать навыки слушания и понимания обращенной к ребенку речи. Проследите, как организуется работа по развитию речи детей второго года жизни, какие речевые навыки формируются у ребенка в процессе бытового общения со взрослыми. У детей четвертого года жизни и далее необходимо формировать разнообразные виды монологического высказывания (повествование, описание, рассуждение). Дайте определение каждому из видов, подробно рассмотрите их, укажите, с какого возраста детям следует предлагать составлять разного вида рассказы; как осуществляется взаимосвязь работы по формированию связной речи с решением других речевых задач; какова роль картин, произведений художественной литературы, бесед, экскурсий в речевом развитии ребенка.
Задания к семинару: систематизировать приемы проведения беседы; приемы развития монологической речи; приемы активизации словесного творчества, приемы стимулирования монологов-рассуждений
Рекомендуемая литература:
1. Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. М., 1983.
2 Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. — М., 1976.
3 Ушакова О С Развитие связной речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. — М., 1984.
4. Ушакова О. С. Связная речь//Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина.—М., 1984.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л П Федоренко, Г.А. Фомичевой. — М., 1984. — С. 131-138.
6. Занятия по развитию речи в детском саду/Под ред. О. С. Ушаковой, М., 1993. — Вступительная статья.
7. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1984, №4.
8. Соловьева О. И. Методика обучения речи и обучение родному языку в детском саду. М., 1960.
План практического занятия 18.
Тема: Технология развития связной речи. Обучение детей рассказыванию.
Экспресс-опрос
- перечислите приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказов
- назовите приемы стимулирования монологов-рассуждений у детей дошкольного возраста
- дайте характеристику видам пересказа.
План:
1. Развитие монологической речи у дошкольников;
а) обучение детей рассказыванию по восприятию, составление описательных рассказов;
б) обучение детей рассказыванию по памяти, составление рассказов из коллективного и личного опыта;
в) обучение детей рассказыванию по воображению, составление творческих рассказов.
2. Обучение детей рассказыванию с использованием дидактических игр:
а) описание игрушки (предмета) с использованием дидактической игры;
б) описание картин с использованием дидактической игры;
в) описание натуральных бытовых предметов с использованием дидактической игры.
Задания:
1. Изучить литературу по психологии (разделы «Восприятие», «Воображение») и по методике развития речи (раздел «Рассказывание по восприятию»).
2. В процессе анализа программ выделите основные возрастные этапы обучения детей различным видам рассказывания.
3. Подготовьте конспект фрагмента занятия по обучению рассказыванию в одной из возрастных групп.
Методические указания
Изучите литературу по детской психологии (раздел "Восприятие"). Отметьте особенности познавательной деятельности детей при составлении описательных рассказов, укажите, какие психические процессы стимулируют данные виды рассказывания.
Раскройте основные приемы, используемые в обучении детей рассказыванию на наглядной основе. Покажите роль наглядности в обучении детей рассказыванию, значение картин, экскурсий, дидактических игр в разных возрастных группах. Укажите, как осуществляется руководство со стороны воспитателя в составлении детьми рассказов.
Отметьте содержание описательных рассказов в разных возрастных группах, опору на сенсорный опыт ребенка. Покажите, каким образом используются средства художественной выразительности в разных возрастных группах. Расскажите о придумывании сюжетных рассказов об игрушке.
Укажите особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин. Охарактеризуйте обучение детей рассматриванию картин (установление всех необходимых связей; формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах), обратите внимание на требования к вопросам воспитателя. Остановитесь на непосредственном обучении составлению рассказов по картине.
Следует обратить внимание на организацию детского опыта, отбор тематики для рассказывания в разных возрастных группах, на приемы обучения, помогающие освоению содержания и формы рассказа. Покажите, каким образом осуществляется руководство воспитателя в ходе рассказывания.
Рекомендуемая литература:
1. Бородин A.M. Методика развития речи детей. —М., 1981.
2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982.
3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гомезо. — М., 1982.
4. Мухина B.C. Психология дошкольника. — М., 1975.
5. Ушакова О. С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. —М., 1984.
6. Зрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное воспитание. — 1986. — № 12.
7. Ворошнина Л.В. Мотивация как один из путей активизации деятельности детей на занятиях по обучению рассказыванию: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Пермь, 1987.
8. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1978. № 4.
9. Ворошнина Л.В. Роль учебных мотивов в обучении рассказыванию на основе литературного образца: Воспитание личности.ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1976.
10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
План практического занятия 19:
Экспресс-опрос
-раскройте основные приемы, используемые в обучении детей рассказыванию на наглядной основе
- укажите особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин
- расскажите о придумывании сюжетных рассказов об игрушке.
1. Технология развития связной речи по ТРИЗ:
а) обучение детей созданию образных характеристик объектов,
б) составление дошкольниками рифмованных текстов,
в) обучение детей составлению творческих рассказов по картине,
г) обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
2. Развитие связной речи с использованием мнемотехники.
3. Технология «Речецветик» (Г.Ванюхиной).
Задания к семинару:подготовить сообщение по одному из пунктов плана.
Методические указания:
Укажите методистов, разрабатывающих данную технологию.
Описывая содержание выбранной технологии, покажите ее характерные особенности, то есть то, что отличает данную технологию от других. Обоснуйте, почему данная технология актуальна для современного дошкольного образования.
Рекомендуемая литература:
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), Чел., 2004.
- Ванюхина Г.А. Речецветик (в 4-х частях): учебно-методическое пособие.
- Белоусова А. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи. СПб., Детство-пресс, 2004.
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., Детство-Пресс, 2005.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею, - Новосибирск, “Наука”, 1986.
Семестр