Глава 6. роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследованиям ННИ гигиены профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава России, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 50% имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 40% различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Заметно возросла заболеваемость, у подростков и школьников старших классов. Распространенность болезней, ограничивающих у них выбор профессии, достигает 30%. У учащихся с возрастом, растет частота нарушений органов зрения, опорно-двигательного аппарата, аллергических реакций, хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной системы. Продолжают регистрироваться у школьников, различные, острые инфекционные и паразитарные заболевания (дизентерия, сальмонеллез, гепатит А, энтеробиоз и другие).
Многие отрицательные факторы нездорового образа жизни («факторы риска») начинают действовать и проявляться уже в детстве, способствуют в дальнейшем возникновению и развитию не только острых инфекционных, но и хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ).
На сегодняшний день известно более 20 факторов риска способствующих развитию ХНЗ. К ним относят: избыточную массу тела, гиподинамию, острый и хронический психоэмоциональный стресс, пограничные формы артериальной гипертензии, курение, гиперхолестеринемию (повышение уровня холестерина в крови), несбалансированное питание (отсутствие необходимых, для организма человека питательных веществ или их избыток), злоупотребление алкоголем, психостимуляторами, наркотиками.
К основным ХНЗ относят болезни сердечно-сосудистой (артериальную гипертензию) дыхательной (трахеит, бронхит, бронхиальная астма), пищеварительной (гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки), эндокринной (сахарный диабет 1-2 типа, гипо- и гипертиреоз) систем, заболевания вызванные нарушением питания (гипо- и авитаминозы, дефицит белка, различных макро и микроэлементов ) и опухоли различных органов и систем.
О сохранении и укреплении здоровья школьников должны заботиться родители и педагоги. Учащиеся длительное время проводят в школе, сочетая учебу с занятиями в кружках и спортивных секциях. В этот период на растущий организм ребенка могут негативно повлиять масса отрицательных факторов внешней среды.
При анализе заболеваемости последних лет у детей школьного возраста в нашей стране первое место принадлежит болезням дыхательной системы: острые респираторные вирусные заболевания (ОРВИ), острые и хронические тонзиллиты и бронхиты, пневмонии. Последующие места занимают болезни пищеварительной, нервной, мочеполовой системы, болезни кожи. У детей и подростков с острыми и хроническими заболеваниями ухудшается не только физическое, но и психическое здоровье.
В результате снижения работоспособности, внимания, памяти у детей быстро наступает утомление, что приводит к ухудшению усвоения учебного материала.
Поэтому профилактике заболеваемости у детей и подростков большая роль принадлежит учителю. Он должен знать в совершенстве не только свой предмет, но и школьную гигиену, основы медицинских знаний. Это позволит предупредить возникновение тех или иных болезней у детей, а также обострения уже имеющихся хронических заболеваний.
Непременным условием успешной работы учителя в пропаганде здорового образа жизни, является тесный контакт с родителями учащихся.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития у детей школьного возраста острых и хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также обострение имеющихся болезней подразделяют на первичные, вторичные и третичные.
Под первичной профилактикой заболеваний понимают систему социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предупреждение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции. Следовательно, она направлена на предупреждение возникновения заболевания.
В первичной профилактике заболеваний у учащихся роль педагога заключается в пропаганде здорового образа жизни, правильной организации учебного процесса, создании хороших санитарно-гигиенических условий в школе (микроклимат в помещении, контроль за выполнением детьми правил личной гигиены, санитарно-гигиенический контроль за пищеблоком, возможность приема во время перемены горячих завтраков и т. д.).
Пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с раннего детства. За период обучения в школе дети должны быть приучены к выполнению правил личной гигиены, соблюдению режима дня. Особое место отводится педагогу в воспитании у детей любви к спорту, физической активности на свежем воздухе, сознательному отказу от вредных привычек, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья у подрастающего поколения.
Педагог должен воспитывать в детях сознательное выполнение правил личной гигиены. Они должны базироваться на знании основных инфекционных заболеваний и путях их передачи. Соблюдение правил личной гигиены предупредит развитие у школьников острых инфекций (дизентерии, сальмонеллеза, гепатита А), глистных инвазии (энтеробиоз, аскаридоз), грибковых поражений и паразитарных заболеваний кожи (эпидермофитии, микроспории, трихофитии, педикулеза, чесотки).
Существенным фактором сохранения здоровья детей является правильная организация режима труда и отдыха с учетом функциональных возможностей и степени зрелости растущего детского организма. Основное внимание надо обратить на соблюдение биоритмологических особенностей функционирования организма. Организм работает ритмично, что необходимо знать при планировании времени учащегося.
При составлении расписания необходимо учитывать фазы работоспособности, их дневную и недельную периодизацию. Строгий распорядок дня, ритмичная деятельность ученика (чередование умственного и физического труда) способствует профилактике умственного и физического утомления и переутомления. А неритмичная работа снижает внимание, память, вызывая психоэмоциональное напряжение, что является одним из главных фактором риска ХНЗ.
Одним из ведущих условий для правильного и гармоничного развития школьников является рациональное питание. Интенсивные процессы роста, являющиеся физиологической особенностью детей школьного возраста, свойственная им подвижность, значительное умственное напряжение обуславливают повышенную потребность в основных питательных веществах и энергии. Вследствие функциональной незрелости центральной нервной системы и ряда других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов, растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных пищевых веществ. Несоблюдение правил рационального и сбалансированного питания, а так же ритма приема пищи приводит, прежде всего, к нарушению процессов адаптации, к ослаблению естественного и приобретенного иммунитета, нарушению функций различных органов и систем, и как следствие этого - замедление физического и психического развития. Нарушение питания является важным фактором развития различных хронических неинфекционных заболеваний. Педагогу необходимо помнить, что наиболее оптимальным для школьников является четырех – шестиразовое питание, включающее после второго или третьего урока (в зависимости от возраста) прием горячей пищи.
В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. Поэтому именно в этот период учителю совместно с родителями и медработниками, необходимо большое внимание уделять половому воспитанию и просвещению, а также добиваться сознательного отказа от вредных привычек. Это позволит сохранить у подростков не только физическое и психическое здоровье, но и нравственное, предупредит социальный психотравматизм.
Вторичная профилактика - это совокупность мер, направленных на пресечение и ранее выявление заболеваний, своевременное правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму.
Вторичная профилактика соответственно тесно связана с первичной. Эффективность ее в значительной степени зависит от своевременного распознавания заболевания. Поэтому преподаватель должен знать основные признаки наиболее часто встречающихся болезней, и причины их возникновения, что позволит осуществить своевременное выявление больных детей с ранними формами патологии. Эта работа педагога должна проводиться в тесном контакте с родителями больного ребенка и медиками. Работая с детьми, имеющими отклонения в здоровье, учитель должен постоянно помнить, они первыми пострадают при несоблюдении санитарно-гигиенических норм в школе, неправильной организации учебного процесса, нарушениях режима питания, труда и отдыха. Педагог должен совместно с родителями этих детей способствовать привлечению их к занятиям физической культурой и спортом, своим примером пропагандировать доступные виды закаливания. Еще раз необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек – существенный фактор работы педагога по предупреждению возникновения заболевания его осложнений и перехода в хроническую форму.
Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность. Следовательно, роль учителя заключается в предупреждении обострения имеющихся у школьников хронических заболеваний внутренних органов, которые могут стать причиной инвалидности.
Третичная профилактика обязательно включает первичную профилактику, но некоторые виды закаливания и занятия спортом ограничиваются. В ряде случаев обучение больных детей целесообразно проводить на дому.
Профилактическое направление в отечественной медицине является приоритетным в последние, как минимум, 70-80 лет. Развитие этого направления в образовании вооружит учителя знанием о первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний, что позволит не только сохранить здоровье школьников, но и эффективнее осуществлять педагогический процесс.