Тема. Методы и средства педагогического взаимодействия
Тема. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Вопросы для обсуждения:
1. Индивидуальный стиль деятельности педагога как условие становления профессионального мастерства.
2. Классификации стилей деятельности педагога.
3. Критерии оценки и уровни сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов/ Н.А. Морева. – М., 2006.
Дополнительная литература:
2. Никитина Н.И. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 2004.
3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.
4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
5. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 59-66.
Задания:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Дать определение понятия «индивидуальный стиль деятельности».
3. Представить различные подходы к классификациям стилей деятельности, данные занести в таблицу (ист. 2 (стр. 58-61), ист. 3, стр.50-52).
Авторы | Основание для классификации | Классификация стилей |
4. Охарактеризовать виды стилей деятельности педагога: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический (ист. 2 (стр.68-61), ист. 4 (стр. 166-168), 5), данные занести в таблицу
Стиль | Содержательная характеристика | Динамическая характеристика | Результативная характеристика |
5. Выделить критерии оценки и описать уровни сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности (ист. 1 (стр. 84-92)). Данные занести в таблицу:
Характеристика уровней сформированности
индивидуального стиля деятельности педагога
Критерии оценки | Уровни | Стихийно-адаптационный | Имитационно-конформистский | Модификационно-ситуативный | Системно-моделирующий | Инновационно-креативный |
Практическое занятие 2
Тема. Педагогическая техника как инструмент
Педагогического мастерства
Цель: создание условий для освоения элементов педагогической техники, способов развития выразительности и саморегуляции физическим и психологическим состоянием.
Базовые знания:
1. Понятия о педагогической технике.
2. Понятие о культуре речи.
3. Понятие о мимике, пантомимике.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов/ Н.А. Морева. – М., 2006. – С. 196-204.
Дополнительная литература:
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений – М., 2001.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
5. Учителю о педагогической технике. – М., 1987.
Ход занятия:
1. Обсуждение основных понятий темы.
2. Знакомство и выполнение упражнений, направленных на развитие речи.
3. Знакомство со средствами развития выразительности.
4. Выполнение упражнений, направленных на развитие мимики и пластики.
5. Знакомство и выполнение упражнений, направленных на освоение способов саморегуляции физическим и психологическим состоянием.
Задание к зачету
Тема. Методы и средства педагогического взаимодействия
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.
2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов/ Н.А. Морева. – М., 2006.
3. Педагогическое мастерство и педагогическая технология: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Под ред. Л.К. Гребенкиной. – М., 2000.
Дополнительная литература:
4. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
6. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
7. Педагогический словарь.
Задание для письменной работы:
1. Используя ист. 1, 2, 3, 6, 7 раскрыть сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «педагогическое воздействие».
2. Описать модели педагогического взаимодействия и виды педагогического воздействия (ист. 2 (стр. 175-188)):
Модели педагогического взаимодействия
Модель | Противоречие | Характер ролей учителя и учащегося | Стиль руководства | Тип отношений | Акцент в деятельности |
Виды педагогического воздействия
Вид воздействия | Суть воздействия | Пример |
3. Охарактеризовать методы взаимодействия (ист. 1 (стр. 10 – 32.), 2 (стр. 188-195)). Данные занести в таблицу:
Методы и приемы педагогического взаимодействия
Методы и приемы | Суть | Формы использования | Значение | Условия выбора |
убеждения | ||||
упражнения | ||||
самооценки |
4. Описать методы и приемы педагогического воздействия (ист. 2 (стр. 186-188), 6 (стр. 246 – 256)).