Творческие задания к экзамену

1. Представьте обучающий кейс по какой-либо теме курса «Современные проблемы науки и образования», выделите цель этого кейса и этапы работы с кейсом для достижения поставленной цели.

2. Выделите какую-либо тему курса «Современные проблемы науки и образования» и составьте практическую и аналитическую презентации по этой теме (не менее 10 слайдов каждая).

3. Выделите какую-либо тему курса «Современные проблемы науки и образования» и составьте рефлексивную презентацию и презентацию для диагностики по этой теме (не менее 10 слайдов каждая).

4. Выделите какую-либо тему курса «Современные проблемы науки и образования» и составьте рефлексивную и информационную презентации по этой теме (не менее 10 слайдов).

5. Выделите какую-либо тему курса «Современные проблемы науки и образования» и покажете на примере этой темы как организовать ее освоение с целью развития системного мышления обучающихся.

6. Покажите на примере любой дисциплины и любого возраста (или на примере воспитательной работы) возможности формирования отношения к собственности и труду на основе справедливости как залогу духовно-нравственного здоровья человека.

7. Выделите какую-либо тему курса «Современные проблемы науки и образования» и покажете на примере этой темы как организовать ее освоение в контексте формирования глобальной ответственности.

8. Разработайте процесс освоения какой-либо темы учебного курса, при котором обучающиеся большую часть времени как в аудитории, так и самостоятельно работают в малых группах, командах или парах.

9. В личностно ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а, наоборот, от ученика к учителю. Покажите это на освоении конкретной темы какого-либо курса (по Вашему выбору).

10. Выделите компоненты образования как культурно-развивающей среды и покажите на конкретном примере, как могут быть задействованы эти компоненты в процессе обучения и воспитания.

11. Обоснуйте с использованием конкретных примеров, что творчество и диалог при обучении являются наиболее продуктивными способами существования и саморазвития человека культуры.

12. Разработайте программу интегративного курса (по Вашему выбору), обоснуйте цель интеграции и способы достижений этой цели данным курсом.

7. ДНЕВНИК КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Дидактическая единица Образовательный продукт Оценка (в баллах) Подпись преподавателя
д. е. 1. д. е.1.1. Наука как форма представления знаний о мире          
     
     
     
     
д. е. 1.2. Интеграционные процессы в отечественной системе образования      
     
     
     
     

Дидактическая единица Образовательный продукт Оценка (в баллах) Подпись преподавателя
д. е. 1.3. Ценностные аспекты науки и образования      
     
     
     
д. е. 2.1. Информационные процессы в современной науке и современном образовании      
     
     
     
       
д. е. 2.2. Проблема реализации в образовании инновационных форм и технологий обучения      
     
     
     
     
д. е. 2.3. Идеи качественного и непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход        
     
     
     
     
Итого      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курса «Современные проблемы науки и образования» в активной познавательной деятельности вы, уважаемые студенты, осваивали основные категории и парадигмы науки и особенности интерпретации базовых научных понятий в педагогике.

Исходя из актуальных направлений развития современного общества и образования, курс ориентирован на рассмотрение таких процессов в образовании, как интеграция, значимая для современного общества система ценностей, и отражение процессов их формирования в системе образования. К этим ценностям были отнесены идеи гражданственности, свободы и религии. Актуализирована значимая для общества проблема отношения к собственности и труду, показаны ее нравственные аспекты.

В процессуальном контексте для современного образования значимо отражение продуктивного взаимодействия с информационными потоками и организация образовательного процесса как интерактивного взаимодействия студентов с педагогом, студентами между собой в командной работе и внешними партнерами (коллегами, управленцами системы образования), т. е. со всеми участниками процесса обучения.

Организация освоения курса соответствует требованиям стандартов ВПО, что позволяет в течение всего семестра разрабатывать образовательные продукты по данному курсу и формировать итоговую оценку в течение всего семестра. Такой подход повышает качество освоения курса, так как включает студентов в активную, разнообразную, познавательную и практическую деятельность на протяжении всего процесса изучения этого курса.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. Альтшуллер. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 408 с.

Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. : в 2 т.– М. : Высш. шк., 1980. – Т. 1. – С. 300–310.

Асмолов А. Г. Непройденный путь; от культуры полезности – к культуре достоинства // Вопр. психологии. – 1990. – № 5. – С. 5–12.

Базалук О. А. Философия образования в свете новой космологической концепции [Электронный ресурс] : учебник / О. А. Базалук. – Киев : Кондор, 2010. – 458 с. – URL: http://www.knigafund.ru.

Барболин М. П. Методология развития и образования человека / М. П. Барболин. – М. : Петрополис, 2005 г. – 396 с.

Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи : монография / А. В. Беляев. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 1997. – 204 с.

Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности /
Н. А. Бердяев // Избр. тр. / ред. сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. – М. : Моск. псих.-соц. ин-т : Флинта, 1999. – 312 с.

Биоадекватная методика преподавания / Н. В. Маслова [и др.]. – М. : Центр РАЕН «Планета Семь-Я», 2008. – 84 с.

Бондарева Н. А. Интеграция как инновационное направление в образовании [Электронный ресурс] // Современ. наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – URL: www.rae.ru/snt/ ?section=content&op=show_article&article_.

Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания / Н. В. Бряник – М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 208 с.

Бутру Э. Наука и религия в современной философии / Э. Бутру. – М. : Красанд, 2010. – 360 с.

Вакурова Т. Н. Сущность понятия «гражданственность» в научной психолого-педагогической литературе // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 134–137.

Гараедаги Дж. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами / Дж. Гараедаги. – Минск : Гревцов Букс, 2010. – 480 с.

Гаргай В. Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. – 2004. – № 8. – С. 130–135.

Гивишвили Г. В. Вечный человек: Концепция универсального гуманизма / Г. В. Гивишвили. – М. : Либроком, 2012. – 160 с.

Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе : дис. … канд. пед. наук / О. Г. Гилязова. – Киров, 2000 – 117 с.

Гусинский Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – М. : Логос, 2003. – 248 с.

Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС, 2012. – URL: http://www.knigafund.ru.

Диалог – основа профессии педагога : учеб.-метод. пособие / ред.-сост. С. В. Белова. – М. : Просвещение, 2002. – 150 с.

Ершова Г. Г. Наука и религия: новый симбиоз? /
Г. Г. Ершова, П. Ю. Черносвитов. – М. : Алетейя, 2007. – 368 с.

Завалько Н. А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе : монография [Электронный ресурс] / Н. А. Завалько. – М. : Флинта, 2011. – URL: http://www.knigafund.ru.

Золотов С. И. Интеллектуальные информационные системы : учеб. пособие / С. И. Золотов. – Воронеж : Науч. кн., 2007. –140 с.

Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. – 190 с.

Карнышев А. Д. Человек и собственность / А. Д. Карнышев, Т. Д. Бурменко, Е. А. Иванова. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. – 364 с.

Карякин Ю. В. Методология образования: традиция и инновация [Электронный ресурс] // Современ. наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 107–107. – URL: www.rae.ru/ snt/?section=content&op=show.

Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения /
С. С. Кашлев. – Минск : Тетра-Системс, 2011. – 218 с.

Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 80–81.

Ковалевич М. С. Социально-психологические и педагогические проблемы профессионализации личности: синергетический подход [Электронный ресурс]. – URL: http://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/kovalevic.

Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – 286 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1. – 656 с.

Косогова А. С. Моделирование в образовании : учеб. пособие / А. С. Косогова – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. – 154 с.

Кравченко А. И. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс] / А. И. Кравченко. – URL: http://www.elitarium.ru.

Краснов П. С. Управление образовательным учреждением на основе информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] // Современ. проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – URL: www.science-education.ru/102-5715.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. испр. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.

Лепский В. Е. На пути к управлению сферой образования как саморазвивающейся средой // Социология образования. – 2014. – № 10. – С. 4–24.

Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / В. Е. Лепский. – М. : Когито-Центр, 2010. – 280 с.

Локк Дж. Мысли о воспитании // Дж. Локк. Соч. в 3 т. – М. : Мысль, 1988. – Т. 3. – 668 с.

Лысенко В. С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноосферного образования. Ч. 1 / В. С. Лысенко. – М. : MAGERIC, 2012. – 190 с.

Маслова Н. В. Ноосферное образование : монография /
Н. В. Маслова. – М. : Ин-т холодинамики, 2009. – 308 с.

Монахова Г. А. Интеграционные основы технологизации и информатизации обучения предметам естественно-математического цикла / Г. А. Монахова. – М. : Альфа, 2000. – 116 с.

Мэнсфилд В. Тибетский буддизм и современная физика. На пути к единству любви и знания. – М. : Нов. Акрополь, 2010. – 208 с.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000–2025 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.

Новиков А. М. Как оценивать качество образования? [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. – URL: http://anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm.

Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2006. – 488 с.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 191 с.

Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь, 2015. – С. 38–41.

Пилиповский В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности / В. Я. Пилиповский. – М. : Педагогика, 1985. – 160 с.

Пинскер Б. Собственность и свобода / Б. Пинскер,
Л. Пияшева // Новый мир. – 1989. – № 11. – С. 188–196.

Платонова С. И. Парадигмальный характер социального знания : дис. … д-ра филос. наук / С. И. Платонова. – М., 2014. – 271 с.

Пономарев А. Б. Методология научных исследований : учеб. пособие / А. Б. Пономарев, Э. А. Пикулева. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.

Постовенский А. В. Развитие информационных потоков в образовательных подсистемах // Вестн. ТГУ. – 2013. – № 1(23). – С. 360–363.

Рабинович П. Д. О техносфере Нашей Новой Школы // Образоват. политика. – 2010. – № 11. – С. 50–52.

Разработка модели непрерывного образования «школа-вуз» [Электронный ресурс] / М. А. Хусаинов, Т. Д. Хлебникова, А. П. Цыбина, Н. И. Любина // Фундамент. исслед. – 2007. – № 10. – С. 105–107. – URL: www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_article&article_id=4532.

Райдугин Д. С. Проблема полипарадигмальности современной социологии молодежи [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально – экономические и общественные науки : науч. журн. – URL: http://www.online-science.ru/m/ products/social_sciense/gid298/pg0/.

Райнов Т. И. О типе разностороннего ученого // Вестн. МИАБ. – 2003. – № 1 (13). – С. 14.

Решетова З. А. Формирование системного мышления в обучении / З. А. Решетова. – М. : Юнити-Дана, 2002. – 344 с.

Слепухин А. В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 195–205.

Трубайчук Л. В. Инновационные процессы в обучении : учеб. пособие / Л. В. Трубайчук. – М. : Восток, 2002. – 256 с.

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528 с.

Федяев Д. М. Проблема универсального в профессиональном образовании : монография [Электронный ресурс] /
Д. М. Федяев, Л. В. Федяева. – М. : Флинта, 2011. – URL: http://www.knigafund.ru.

Философия науки в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 352 с.

Философия науки : учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Акад. проект : Альма Матер, 2007. – 731 с.

Фирсов В. В. О существе уровневой дифференциации обучения [Электронный ресурс] / В. В. Фирсов. – URL: http://intellect-invest.org.ua/rus/pedagog_editions_e-magazine_pedagog.

Черепахин Ю. Парадигма Единой Жизни [Электронный ресурс] // Грани эпохи : этико-филос. журн. – URL: http://grani.agni-age.net/articles10/4015.htm.

Что такое качество образования / под ред. А. И. Адамского. – М. : Эврика, 2009. – 272 с.

Швырев В. С. Рациональность // Общественные науки и современность. – 1997. – № 6. – С. 105–116.

Щетинин М. П. Объять необъятное: записки педагога / М. П. Щетинин. – М. : Педагогика, 1986. – 171 с.

Ясницкий Л. Н. Современные проблемы науки : учеб. пособие / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. – М. : Бином. Лаб. знаний, 2008. – 294 с.

Наши рекомендации